Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Новиковой Н.В.
Судей Зацепина Е.М, Скляр А.А.
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика З. на решение Ленинского районного суда города Барнаула от 14 ноября 2018 года
по делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Алтайскому краю к З. о взыскании недоимки по налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России N14 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к З. о взыскании недоимки: по транспортному налогу за 2015-2016 года - "данные изъяты" рубля, пени по транспортному налогу за 2014 - 2016 гг. - "данные изъяты", налогу на имущество физических лиц за 2016 год - "данные изъяты" рублей, пени по налогу на имущество - "данные изъяты", пени по земельному налогу - "данные изъяты".
В обоснование заявленных административных исковых требований налоговый орган ссылался на то, что в спорный период времени З. являлась собственником:
- автомобиля Тойота Плац, "данные изъяты" года выпуска, регистрационный знак ***,
- земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес",
- квартиры N91 "адрес",
- квартиры, расположенной по адресу: "адрес"2.
З. направлялись требования *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ об оплате задолженности в срок до ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно, однако они не были исполнены.
В связи с оплатой З. недоимки по налогу на имущество и пени, исковые требования уточнены.
С учетом уточненных требований МИФНС России N14 по Алтайскому краю просит взыскать с З. недоимку по транспортному налогу за 2015-2016 года - 933 рубля, пени по транспортному налогу - 14 рублей 28 копеек, пени по налогу на имущество - 83 рубля 40 копеек, пени по земельному налогу - 2 рубля 11 копеек.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Алтайскому краю к З. о взыскании недоимки по налогу, пени удовлетворено частично.
С З. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Алтайскому краю взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015, 2016 года в размере "данные изъяты" рубля, пени "данные изъяты", а всего "данные изъяты".
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
С З. в доход бюджета муниципального образования город Барнаул взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ею была исполнена обязанность по оплате транспортного налога за 2016 год, что подтверждается чеком по операции Сбербанка Онлайн от ДД.ММ.ГГ. Суд необоснованно сделал вывод об оплате данной суммы в счет налога за 2014 год. Суд не применил к спорным правоотношениям ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В апелляционной жалобе также оспаривается решение суда в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 год. Суд не принял во внимание и не дал оценки ее доводам о том, что транспортный налог за 2015 год исчислен налоговым органом и предъявлен к уплате частями, то есть за 8 и 4 месяцев и в разные периоды, в то время как она владела транспортным средством все 12 месяцев. Административным истцом пропущен срок для предъявления требования об уплате транспортного налога за 2015 год.
От Межрайонной ИФНС России N 14 по Алтайскому краю поступили в суд письменные возражения на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Б. указала, что уплаченная в апреле 2018 года З. сумма транспортного налога в размере 700 руб. была ошибочна зачислена за период 2014 года, а не 2016 года.
З. в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещена надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), об отложении судебного заседания не просила, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщила, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя налогового органа, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда по п. 3 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пунктов 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края".
Статьей 1 данного Закона для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно установлена налоговая ставка 10 руб. 00 коп, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена налоговая ставка 20 руб. 00 коп.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно установлена налоговая ставка 25 руб. 00 коп, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена налоговая ставка 40 руб. 00 коп. Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): выше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 65 руб. 00 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в 2015-2016 гг. З. принадлежал на праве собственности автомобиль Тойота Плац, государственный регистрационный знак У228РУ22.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принадлежности административному ответчику в 2015 - 2016 году этого транспортного средства.
По транспортному налогу З. направлялись два налоговых уведомления: от ДД.ММ.ГГ *** за 8 месяцев 2015 года и *** от ДД.ММ.ГГ за ДД.ММ.ГГ.
Уведомлением *** от ДД.ММ.ГГ предложено уплатить транспортный налог за 8 месяцев 2015 года в сумме "данные изъяты" руб. в срок до ДД.ММ.ГГ.
Уведомлением *** от ДД.ММ.ГГ предложено уплатить транспортный налог в сумме "данные изъяты" руб. за ДД.ММ.ГГ, и "данные изъяты" руб. за 12 месяцев 2016 года в срок до ДД.ММ.ГГ. Данное уведомление было направлено З. ДД.ММ.ГГ через личный кабинет, что подтверждается представленными налоговым органом скриншотом с программы (л.д. 74-79).
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела усматривается и следует из пояснений представителя МИФНС России N 14 по Алтайскому краю, административного ответчика, что З. имеет личный кабинет налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В материалах дела имеется два требования налоговых органов об уплате транспортного налога.
В частности, Межрайоной ИФНС России N 14 по Алтайскому краю было сформировано требование *** от ДД.ММ.ГГ о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. в срок до ДД.ММ.ГГ (л.д. 15); и требование Межрайонной ИФНС России N 12 по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за 2014 - 2015 годы в размере "данные изъяты" руб. в срок до ДД.ММ.ГГ (л.д. 12).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Следовательно, по двум этим требованиям налоговый орган обязан был обратиться к мировому судье судебного участка с требованием о взыскании задолженности по налогу не позднее ДД.ММ.ГГ, а обратился ДД.ММ.ГГ, то есть в срок.
В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определением мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района города Барнаула судебный приказ от ДД.ММ.ГГ был отменен, настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГ, то есть в пределах установленного законом срока.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, порядок и сроки взыскания налога за 2015 - 2016 годы административным истцом не нарушены.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. была ею уплачена. Факт оплату подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГ номер операции: ***, в которой полностью совпадают реквизиты выставленного им извещения ***.
С учетом изложенного, суд неправомерно взыскал с ответчика транспортный налог за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. С З. подлежит взысканию только транспортный налог за ДД.ММ.ГГ.
Расчет налога проверен судебной коллегий и признан правильным:
"данные изъяты"
Не может повлечь иного разрешения настоящего дела довод апелляционной жалобы о том, что З. неправомерно было направлено 2 уведомления и 2 требования об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ и 8 месяцев 2015 года.
Согласно пояснениям административного органа, данное обстоятельство вызвано сменой налогоплательщиком места своей регистрации. В связи с чем, уведомления и требования формировались разными инспекциями ((Межрайонная ИФНС России N 14 по Алтайскому краю и Межрайонная ИФНС N 12 по Алтайскому краю).
При этом, исковых требований об уплате налога за 8 месяцев 2015 года в размере "данные изъяты" руб. по налоговому уведомлению *** от ДД.ММ.ГГ налоговый орган не предъявляет. Следовательно, взыскание с З. транспортного налога только за ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты" руб, не смотря на то, что она владела автомобилем Тойота Платц все 12 месяцев 2015 года, ее прав и законных интересов не нарушает.
Не основаны на законе довода З. о том, что недоимка за 2015 год является безнадежной ко взысканию.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Поскольку транспортный налог за 2015 год подлежал уплате в срок до 01.12.2016, то по состоянию на 1 января 2015 года он не являлся безнадежным ко взысканию.
Что касается требований налогового органа о взыскании пени, то судебная коллегия отмечает следующее.
В силу ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом
Согласно пунктам 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с несвоевременной уплатой налога за 4 месяца 2015 года и 2016 года (последний был уплачен 12 апреля 2018 года), с административного ответчика подлежит взысканию пеня в размере "данные изъяты" руб. за период с 02.12.2017 по 21.01.2018 по недоимки по транспортному налогу за 2015 год (4 месяца) и "данные изъяты" руб. за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 по транспортному налогу за 2016 год.
Поскольку требований о взыскании транспортного налога за 2014 год не заявлено, возможность его взыскания утрачена, то законных оснований для взыскания пени за этот период не имеется.
В связи с изложенным, решение суда о взыскании с З. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере "данные изъяты" руб, а также пени в размере "данные изъяты" руб. нельзя признать законным, оно подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Барнаула от 14 ноября 2018 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
Взыскать с З. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Алтайскому краю недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере "данные изъяты", пени на недоимку за 2015 и 2016 годы в размере "данные изъяты".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.