Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.
при секретаре Гаймалеевой А.Т,
в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" - юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
должностного лица Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД и ПР МЧС России по Республике Башкортостан,
извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,
рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" Крутикова С.И. на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2018 года, которым:
постановление главного государственного инспектора города Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору N201 от 09 июля 2018 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора города Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО8 N 201 от 09 июля 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (далее - ООО "Мега-Инвест") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан по жалобе ООО "Мега-Инвест" вынесено вышеуказанное решение от 24 августа 2018 года.
Не согласившись с постановлением должностного лица от 09 июля 2018 года и решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2018 года, защитник ООО "Мега-Инвест" Крутиков С.И. подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая их отменить, считая незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что в связи во исполнения распоряжения заместителя начальника Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан ФИО9. N 43 от 26 апреля 2018 года была проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - части здания, помещения торгово-развлекательного центра " адрес", принадлежащего ООО "Мега-Инвест", расположенного по адресу: адрес, с целью контроля исполнения предписания ГПН 120/1/105 от 26 сентября 2017 года.
По результатам проведенной проверки 29 мая 2018 года государственным инспектором города Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО10 составлен протокол N 194 от 29 мая 2018 года, которым возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "Мега-Инвест" по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Основанием для привлечения ООО "Мега-Инвест" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ явились нарушения требований пожарной безопасности, а именно Федерального закона N123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Постановлением по делу об административном правонарушении N 201 от 09 июля 2018 года ООО "Мега - Инвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Судья первой инстанции, соглашаясь с выводами должностного лица о виновности ООО "Мега-Инвест", указал на доказанность вины ООО "Мега- Инвест" во вменяемом правонарушении.
Вместе с тем в нарушение положений части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судьей первой инстанции не проверено соблюдение органом надзора процедуры проведения внеплановой выездной проверки, установленной Федеральным законом N 294-ФЗ, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно пункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением (пункт 3 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ).
Частью 21 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора).
Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому, что внеплановая выездная проверка органом надзора производилась в целях проверки предписания ГПН N120/1/105 от 26 сентября 2017 года. При этом за неисполнение ранее выданного обществу предписания в установленный срок предусмотрена ответственность по статье 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем указанные обстоятельства предметом рассмотрения судьи районного суда не были и не получили надлежащую правовую оценку.
Отсутствие оригинала административного материала лишает возможность суд второй инстанции проверить указанные обстоятельства.
В ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущим отмену решения судьи первой инстанции и направление дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье первой инстанции следует проверить процедуру соблюдения внеплановой выездной проверки и привлечения лица к административной ответственности, после чего принять мотивированное решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" Крутикова С.И. удовлетворить частично.
Решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья Максютов Р.З.
дело N21-1139/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.