Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Субхангулова А.Н, Якуповой Н.Н.
при секретаре Арутюнянц К.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления прокурора Бурзянского района РБ к администрации сельского поселения Байгазинский сельский совет муниципального района Бурзянский район РБ, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия РБ, Министерству лесного хозяйства РБ об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, отказать.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Байгазинский сельский совет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Бурзянского района на основании плана работы прокуратуры района на второе полугодие 2017 года проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия.
На данный момент решение об отнесении объекта культурного наследия к той или иной категории историко-культурного значения не принято, и как следствие этого является бесхозяйным имуществом, так как собственник его неизвестен.
Как следует из перечня выявленных объектов культурного наследия, на территории сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан имеются один объект культурного наследия Новоусмановская стоянка. Следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации сельского поселения.
Как указано в ст. 6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Соответственно, охрана объекта культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие иных мер предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия.
Кроме того, согласно ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 07 ноября 2005 года N 224-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РБ" под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В 2017 году в адрес главы администрации сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ внесено представление с требованием принять меры по постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия, принять меры по установлению их фактического местонахождения, с целью установления охранной зоны объектов культурного наследия, установки информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия. С целью выполнения указанного вида работ сельскому поселению разъяснено о необходимости обратиться в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
Между тем, в удовлетворении представления прокуратуры района администрацией сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан отказано, на сегодняшний день меры с целью охраны объектов культурного наследия находящихся на территории данного сельского поселения не приняты.
Поскольку определить круг лиц, чьи права нарушаются вследствие допущенных нарушений невозможно, прокурором в силу ст. 45 ГПК РФ принято решение обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях устранения нарушений законодательства регулирующего вопросы учета и охраны муниципального имущества.
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан просил суд с учетом уточнения исковых требований обязать администрацию сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский района РБ и Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозных объектов культурного наследия, памятников археологии, расположенных на территории сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ, по ориентиру: Республика Башкортостан, Бурзянский район, в 3 километрах Восточнее д. Ново-Усманово, на берегу р. Агидель (Белой); обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ установить информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия, расположенные на территории сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ по ориентиру: Республика Башкортостан, Бурзянский район, в 3 километрах Восточнее д. Ново-Усманово, на берегу р. Агидель (Белой); обязать Министерство лесного хозяйства РБ и Управление государственной охране объектов культурного наследия РБ поставить на кадастровый учет земельный участок по ориентиру: Республика Башкортостан, Бурзянский район, в 3 километрах Восточнее д. Ново-Усманово, на берегу р. Агидель (Белой), где расположен объект культурного наследия Ново-Усмановская стоянка.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигулова Н.М. ставит вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Указывает, что охрана объекта культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие иных мер предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации культурного наследия. Ссылается на то, что решение об отнесении объекта культурного наследия к той или иной категории историко-культурного значения не принято, оно является бесхозяйным имуществом, точное месторасположение памятника археологии неизвестно, как и неизвестен его собственник. Выражает несогласие с выводом суда о том, что информация об адресе объекта или описание местоположения объекта не подлежит опубликованию, поскольку перечень отдельных сведений об объектах археологического наследия регулирует информацию, подлежащую опубликованию в сети Интернет, а не вопросы размещения информационных надписей на самих объектах культурного значения.
Администрацией сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан поданы письменные возражения относительно апелляционного представления.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Сафина А.Р, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан - Фархиева А.Ф, представителя ГБУ Научно - производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан - Гиззатова Д.З, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и не находя оснований для удовлетворения требований прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан, суд пришел к выводу о том, что спорный объект "Ново-Усмановская стоянка", являются объектами археологического наследия и не подлежат постановке на учет как бесхозяйные, поскольку имеют собственника в силу закона, а неоформление государственными органами соответствующих прав не свидетельствует о выбытии указанных объектов из государственной собственности и, соответственно, не служит основанием для признания их бесхозяйным имуществом.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 33 Закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Частью 1 ст. 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории сельского поселения Байгазинский сельский совет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан находится объект культурного наследия по ориентиру Республика Башкортостан, Бурзянский район, в 3 километрах Восточнее д. Ново-Усманово, на берегу р. Агидель (Белой).
Сведения о месторасположении объекта: "Ново-Усмановкая стоянка" официально опубликованы в систематизированном своде археологических памятников Башкортостана 1976 года (Археологическая карта Башкирии // Под ред. О.Н. Бадера, Н.А. Мажитова, А.П. Смирнова. М.: Наука, 1976. С. 172), а также содержатся в каталога "Памятники археологии Башкирской АССР, открытые в 1981-1986 гг." (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Башкирское республиканское отделение, Уфа, 1988 год).
Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Бурзянского района территории сельского поселения Байгазинский сельский совет МР Бурзянский район РБ находится объект культурного наследия по ориентиру Республика Башкортостан, Бурзянский район, в 3 километрах Восточнее д. Ново-Усманово, на берегу р. Агидель (Белой).
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N 25452/220 от 09 ноября 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте культурного наследия - Ново-Усмановская стоянка, расположенная на территории сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан.
Проанализировав представленные по делу доказательства и приведенные выше нормы законодательства, суд пришел к правомерному выводу, что спорный объект Ново-Усмановская стоянка не является бесхозяйным, находится в государственной собственности в раздельном обороте от земельных участков.
Постановка на учет выявленных объектов культурного наследия (включение в перечень выявленных объектов культурного наследия) находится в исключительной компетенции Управления, а не органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Судебная коллегия соглашается данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ - лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Кроме того, судом правильно установлено, что согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - объект археологического наследия - это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Таким образом, выявленный объект культурного наследия не является бесхозяйными, находится в государственной собственности в раздельном обороте от земельных участков.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности. Также в силу ст. 4. Закона - объекты археологического наследия являются объектами культурного наследия федерального значения.
В соответствии с п. 14 ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия (государственный учет выявленных объектов культурного наследия), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Постановка на учет выявленных объектов культурного наследия (включение в перечень выявленных объектов культурного наследия) находится в исключительной компетенции регионального органа охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 9.3 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся полномочия в отношении объектов культурного наследия находящихся в муниципальной собственности. В настоящее время выявленные объекты не находятся в собственности органа местного самоуправления, т.е. данные полномочия не распространяются на вышеуказанные объекты.
Судом также верно установлено, что Ново-Усмановская стоянка, расположенная на территории сельского поселения Байгазинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан были выявлены еще в начале 1960 годов и с тех пор не исследовались. Выяснение точного месторасположения этих объектов и определение их границ, невозможно без проведения специальных полевых археологических полевых исследований. На момент рассмотрения дела отсутствует информация о конкретных земельных участках (ориентирах), где расположены выявленные объекты культурного наследия, отсутствует информация о категории земель, где располагаются выявленные объекты культурного наследия (земли государственного лесного фонда либо иные земли).
Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорные объекты прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется, доказательств, свидетельствующих об этом, прокурором не представлено.
Вопреки доводам апелляционного представления, само по себе нахождение на территории сельского поселения объектов культурного наследия, не может являться основанием для возложения обязанности по проведению их кадастрового учета и постановке их на учет в качестве бесхозяйных ввиду того, что спорные объекты требованиям п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ не отвечают.
Как правильно указал суд, неоформление государственными органами соответствующих прав, а также отсутствие данных о спорном имуществе в реестре федеральной собственности либо собственности субъекта РФ, внесение которых имеет заявительный порядок, не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их отнесения к бесхозяйным.
Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регламентируется статьей 27 Федерального закона 73-ФЗ из буквального толкования которой следует, что информационные надписи и обозначения устанавливаются только на объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В отношении выявленных объектов культурного наследия требования по установке информационных надписей и обозначений не распространяются.
Также законодательством не регулируется порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты археологического наследия.
Информация об адресе объекта археологического наследия или описание местоположения объекта археологического наследия в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01 сентября 2015 г. N 2328, носит ограниченный характер и не подлежит опубликованию.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленного прокурором в интересах неопределенного круга лиц иска у суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного, с доводами апелляционного представления о неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, согласиться нельзя.
Доводы апелляционного представления о том, что постановка на учет спорных объектов в качестве бесхозяйных, является необходимым этапом к обеспечению надлежащего ухода и их содержания, позволит в дальнейшем определить их собственника, являются несостоятельными, поскольку удовлетворение заявленных прокурором требований не обеспечит надлежащего содержания спорных объектов культурного наследия, собственник которых определен законом.
Доводы апелляционного представления повторяют позицию прокурора, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда, не содержат обстоятельств, опровергающих правильность выводов суда и нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Справка: судья Мустафина З.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.