Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Минеевой В.В, Фроловой Т.Е,
при секретаре Фархутдиновой Я.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, судебная коллегия
установила:
Камалетдинова Р.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации на садовый земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 267 кв.м, расположенный по адресу: адрес, Коллективный сад N 4 ОСТ ОАО УМПО, участок 148а.
Требования мотивированы тем, что истец является членом товарищества Коллективного сада N 4 ОСТ ОАО, владеет и пользуется испрашиваемым земельным участком. 9 октября 2018 г. обратилась в администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке приватизации, однако получила отказ.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2018 г. исковые требования Камалетдиновой Р.А. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации удовлетворены. За Камалетдиновой Р.А. признано право собственности в порядке приватизации на садовый земельный участок с кадастровым номером N... площадью 267 кв.м, расположенный по адресу: адрес, Коллективный сад N 4 ОСТ ОАО УМПО, участок 148а.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит данное решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указывает на недопустимость использования приведенного участка для ведения садоводства ввиду нахождения его в территориальной зоне общественно-делового назначения (ОД-3).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя Камалетдиновой Р.А. - Киньягулова А.Ф, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
На основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 статьи Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Согласно пункту 2.8 статьи Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Как следует из пункта 2.10 статьи Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Пунктом 2.4 Положения об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26 декабря 2006 года N 20/21, предусмотрено, что администрация городского округа г. Уфа РБ предоставляет земельные участки в установленном законодательством порядке в собственность, аренду и иные виды землепользования.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и пришел верному выводу о том, что земельный участок предоставлен садоводческому товариществу до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с чем истец как член товарищества вправе приобрести в собственность бесплатно садовый земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, материалами дела подтверждено, что решениями исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся от 5 сентября 1950 г. и от 19 января 1951 г. под развитие садов отведено три земельных участка площадью 16 га: участок N 1 - 4,5 га, участок N 2 - 5,5 га, участок N 3 - 6,0 га, а также участок площадью 3 га к северо-востоку от ул. Цветочная за счет территории, закрепленной за трестом "Зеленстрой" Черниковского горкомхоза.
На основании указанных решений исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 5 сентября 1950 г. и от 19 января 1951 г. N6, N 61, коллективному саду N 4 рабочих и служащих УМЗ отведен в натуре земельный участок площадью 13,5 га, в районе ЖБЗ - 2, о чем составлен Акт об отводе границ участка и красных линий в натуре от 25 мая 1951 г.
Решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г. Уфы Башкирской АССР от 30 марта 1983 N 106/3 зарегистрирован устав садоводческого товарищества N 4, организованного при УМПО на земельном участке площадью 17,04 га, выделенном решением N 6 от 19 января 1951 г. Черниковским городским Советом народных депутатов.
В дальнейшем данное садоводческое товарищество вошло в состав общественного объединения "Огородно-садоводческие товарищества при "УМПО", зарегистрированного постановлением главы Администрации Калининского района г. Уфы N 273 от 4 марта 1993 г.
Постановлением администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 6755 от 24 ноября 2010 г. ОСТ ОАО "УМПО" коллективному саду N 4 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:020306:32, площадью 117714 кв.м, в аренду на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данных земельных участков для муниципальных нужд, для ведения садоводства.
1 декабря 2011 г. с ОСТ ОАО "УМПО" заключен соответствующий договор N 8-11.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что ОСТ ОАО УМПО, в состав которого также входит Коллективный сад N 4, было создано на базе садоводческого товарищества N 4 "УМПО", фактически образованного и приобретшего земли до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Истец принят в члены Коллективного сада N 4 ОСТ ОАО УМПО, за ним закреплен расположенный на территории данного садоводческого объединения садовый участок N...
Данным участком Камалетдинова Р.А. пользуется до настоящего времени, задолженности по оплате членских и иных взносов не имеет (л.д. 8).
На выделенной Коллективному саду N 4 территории были образованы и поставлены на кадастровый учет отдельные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером N... площадью 267 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под плодоягодный сад, адрес: адрес, Коллективный сад N 4 ОСТ ОАО УМПО, участок 148а.
Как следует из письма N... от 20 ноября 2018 г. Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан, испрашиваемый истцом земельный участок в границах красных линий и на территории, зарезервированной для муниципальных нужд, не находится.
Согласно заключению кадастрового инженера Тарасова Э.В. от 26 ноября 2018 г. спорный земельный участок находится в пределах территории коллективного сада N 4 ОСТ ОАО "УМПО".
Как следует из письма Главархитектуры Администрации ГО г.Уфа РБ N... от 20 ноября 2018 г, земельный участок с кадастровым номером N... не расположен на территории общего пользования в границах красных линий, не зарезервирован для муниципальных нужд.
9 октября 2018 г. Камалетдинова Р.А. обратилась в администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако ей было отказано.
Разрешая спор, суд исходил из того, что Камалетдинова Р.А. является членом садоводческого объединения, фактически образованного и приобретшего земли до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", добросовестно и на законных основаниях владеет участком N... расположенным на территории данного садоводческого объединения; использует участок по его целевому назначению - под плодоягодный сад, споров со смежными землепользователями не имеет, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженность по их уплате у истца отсутствует.
Каких - либо доказательств того, что на момент фактического отвода земель садоводческому товариществу были установлены границы красных линий, суду не представлено и судом не добыто; кадастровый паспорт выдан без обременений, в настоящее время через земельный участок какие - либо объекты общего пользования не проходят.
Кроме того, доказательств, подтверждающих факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, наличие запретов на его приватизацию, суду не представлено и судом не добыто.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Камалетдиновой Р.А.
Данные выводы суда основаны на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Само по себе нахождение земельного участка с кадастровым номером N... в территориальных зонах ОД-3 (общественно-деловая зона), СЗЗ-СТИ (санитарно-защитной зоне) на основании Правил землепользования и застройки городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Камалетдиновой Р.А.
Вид разрешенного использования (ведение садоводства) исходного земельного участка, предоставленного ТСН "Коллективный сад N 4", из которого образован земельный участок с кадастровым номером N... был установлен в 1951 г, то есть задолго до принятия Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4.
По существу доводы сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи В.В. Минеева
Т.Е. Фролова
Справка: судья О.В. Бикчурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.