Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ишмуратова Ф.Г. к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, ФКУ "Военному комиссариату Республики Башкортостан" о признании незаконным решения призывной комиссии, по апелляционной жалобе представителя Ишмуратова Ф.Г. - Кандарова М.Г. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, представителя Ишмуратова - Кандарова М.Г, поддержавшего жалобу, возражения представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" Голенко А.Н, судебная коллегия
установила:
Ишмуратов Ф.Г. обратился в суд с административным иском к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, ФКУ "Военному комиссариату Республики Башкортостан" о признании незаконным решения призывной комиссии.
В обоснование иска указал, что решением призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан от дата, Ишмуратов Ф.Г. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на это законных оснований.
Ссылаясь на пункты 34, 35, 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663 (в редакции от 20 мая 2014 года) "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", раздел III пункта 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N465 "О внесении изменений в положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", истец считает указанное решение незаконным, так как военную службу не прошел на законных основаниях, а именно, из-за защиты диссертации.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Однако, Ишмуратов Ф.Г. во время учебы в образовательном учреждении и по настоящее время при наличии у него заболевания - пролапса митрального клапана 2 степени, митральная регуляция 1-2 (+), препятствующего прохождению военной службы, органом военного комиссариата ограниченно годным, временно не годным либо негодным к военной службе в установленном законном порядке не признавался.
При таких обстоятельствах, при непринятии надлежащим образом мероприятий по призыву, у призывной комиссии отсутствовали достаточные основания для принятия заключения о зачислении Ишмуратова Ф.Г. в запас по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований.
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N... от дата о зачислении Ишмуратова Ф.Г. в запас, как лица, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на по законных оснований, по достижении возраста 27 лет; обязать призывную комиссию Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в течение 30 дней со дня вынесения решения принять решение в отношении Ишмуратова Ф.Г. в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О медицинской обязанности и военной службе".
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года постановлено:
в удовлетворении административного иска Ишмуратова Ф.Г. к отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" об оспаривании решения призывной комиссии - отказать.
В апелляционной жалобе представитель Ишмуратова Ф.Г. - Кандаров М.Г. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска. Также указал, что Ишмуратов Ф.Г. во время учебы в образовательном учреждении и по настоящее время при наличие у него заболевания - пролапса митрального клапана 2 степени, митральная регуляция 1-2 (+), препятствующего прохождению военной службы, органом военного комиссариата ограниченно годным, временно не годным либо негодным к военной службе в установленном законном порядке не признавался.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно с части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В силу части 7 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 8 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
На основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьи 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (пункт 1.1 введен Федеральным законом от 02 июля 2013 года N170-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона от 02 июля 2013 года N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
В силу пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N465) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным 3 пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 12 февраля 2018 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судом установлено, что решением призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан от дата, Ишмуратов Ф.Г. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на это законных оснований.
В материалах дела имеется сведения о том, Ишмуратов Ф.Г. неоднократно оповещался повестками о явке с военный комиссариат, от получения повестки отказывался, в период с начала дата по дата год самостоятельно за повестками не обращался, о месте нахождения и работы не сообщал. дата приглашался на заседание призывной комиссии.
Материалы личного дела призывника и другие документы воинского учета позволяли призывной комиссии при вынесении оспариваемого заключения определить отсутствие у истца законных оснований для не прохождения им военной службы по призыву, поскольку при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, после вступления в силу Федерального закона от 02 июля 2013 года N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2018 года. Какие-либо документы, свидетельствующие об обратном, истцом не представлены.
Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением, начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом, гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (пункт 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В силу пункта 48 Положения о воинском учете, перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения установлен согласно приложению к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии пункт 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, приложение к форме 1/у приложения к Инструкции, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации
Справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
В период с дата по дата Ишмуратов Ф.Г. проходил обучение в аспирантуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет", была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до дата. С дата в военный комиссариат не обращался. Розыскные мероприятия результатов не дали.
Согласно справки НИИТС "Пилот" от дата следует, что Ишмуратов Ф.Г. завершил работу на кандидатcкой диссертацией на тему "Полисахариды: получение и влияние на ингибирование солеотложения и гидратообразование", защита которой намечена на III квартал 2017 года. Письмом от дата за N... срок перенесен на дата.
Согласно Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. В силу статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право
на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 16 марта 2011 года N1365 утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 10 мая 2011 года N20700 (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 4 Требований, нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.
Таким образом, срок, на который аспирант вправе получить отсрочку, составляет три года на период обучения и не более одного года на защиту диссертации.
Как следует из содержания Письма Минобрнауки Российской Федерации от 03 мая 2011 года N04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Толкование этой нормы позволяет сделать вывод, что аспиранты очной формы обучения имеют право на одну отсрочку, которая состоит из двух периодов:
- с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры (пункты 41, 42, 51, 52 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 года N814);
- на период защиты диссертации.
После завершения обучения в аспирантуре (то есть издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку - она сохраняется за ним.
Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.
Сведения об окончании аспирантуры должны содержать указание на то, что диссертант представил диссертацию к защите (или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры), то есть выполнил обязанности, предусмотренные пунктом 44 данного Положения.
В этом случае соблюдается требование закона о том, что отсрочка сохраняется для тех граждан, которые успешно завершили обучение по образовательной программе послевузовского образования, и действует в течение периода, который не должен превышать один год после завершения обучения по образовательной программе.
Административным истцом не представлено доказательств защиты квалификационной работы (диссертации) как на момент окончания нормативного срока обучения в 2017 году, так и на момент рассмотрения дела в суде.
При этом, тот факт, что в письме, представленным истцом, указано, что защита диссертации отложена на 2018 год, не предоставляет ему права на повторную отсрочку по указанному выше основанию, поскольку право заявителя на обучение было реализовано в установленном порядке.
Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Каких-либо оснований для предоставления отсрочки либо освобождения от призыва на военную службу с дата по дата, предусмотренными пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", административный истец не имеет.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - возлагается на административного ответчика, а в части доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов - на административного истца, что последним сделано не было.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ишмуратов Ф.Г. во время учебы в образовательном учреждении и по настоящее время при наличии у него заболевания - пролапса митрального клапана 2 степени, митральная регуляция 1-2 (+), препятствующего прохождению военной службы, органом военного комиссариата ограниченно годным, временно не годным либо негодным к военной службе в установленном законом порядке не признавался, являются несостоятельными, поскольку опровергаются личным делом призывника, из которого следует, что в июне и июле 2018 года истец прошел медицинскую комиссию и был признан годным к военной службе по категории "А" без каких-либо ограничений, в связи с чем отсутствовали основания для признания его ограниченно годным, временно не годным либо негодным к военной службе.
Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ишмуратова Ф.Г. - Кандарова М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.