Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 11 января 2019 года) жалобу Головина Виктора Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Головина Виктора Николаевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года Головин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года ходатайство Головина В.Н. о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года оставлено без удовлетворения, жалоба Головина В.Н. на постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года - без рассмотрения.
Постановлением исполняющего обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2018 года определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года отменено, дело возращено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года изменено, снижен размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 10000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Головин В.Н. просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
В силу статьи 2 Закона о публичных мероприятиях под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном названным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункты 1, 6, 7).
Согласно части 1.1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Закон о публичных мероприятиях в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Судьей Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан установлено, что Головин В.Н. 16 февраля 2018 года в 09.36 час проводил одиночное пикетирование в помещении... суда Республики Башкортостан, расположенном по адресу:...
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Головина В.Н. постановлением судьи межрайонного суда к административной ответственности по части 5 статьи 20.5 КоАП РФ, с выводами которого согласился судья Верховного Суда Республики Башкортостан.
При этом из материалов дела не усматривается данных о том, что протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2018 года, составленном в отношении Головина В.Н. по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, названному лицу вменялось невыполнение каких либо обязанностей, установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
В этой связи с выводами судей о совершении Головиным В.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, согласиться нельзя. Судебными инстанциями не учтено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Привлекая Головина В.Н. к административной ответственности, судья межрайонного суда ссылался на: протокол об административном правонарушении от 19 февраля 2018 года (л.д. 6); рапорт должностного лица ОД ОМВД России по Кугарчинскому району ФИО1. от 16 февраля 2018 года (л.д. 8); протокол объяснения Головина В.Н. от 16 февраля 2018 года (л.д. 9); протокол объяснения судебного пристава по ОУПДС Кугарчинского РО УФССП России по РБ ФИО2. от 16 февраля 2018 года (л.д. 10); письменные объяснения судебного пристава по ОУПДС Кугарчинского РО УФССП России по РБ ФИО3. от 16 февраля 2018 года (л.д. 11); протокол осмотра места происшествия от 16 февраля 2018 года (л.д. 13-14); видеозапись на диске, приобщенном к материалам дела (л.д.15).
Между тем согласно письменным объяснениям Головина В.Н. и его показаниям, данным судье Верховного Суда Республики Башкортостан, он 16 февраля 2018 года пришел в... суд Республики Башкортостан за постановлениями, вынесенными по его исковому заявлению об оспаривании договора купли-продажи дома, ему было отказано в выдаче документов, на основании того, что они находятся в г. Уфе. Тогда он вышел в коридор, достал лист бумаги формата А-4, на нем фломастером написал "Отдайте мои документы". Данный лист он не демонстрировал, держал его надписью к себе. Судебные приставы требовали убрать лист бумаги, однако он не соглашался с ними. Общественный и установленный порядок в здании суда не нарушал, пикетирование не проводил, просто не был согласен с тем, что ему не выдают документы.
Из объяснений и показаний, данных судье межрайонного суда, судебного пристава по ОУПДС Кугарчинского РО УФССП России по РБ ФИО4. от 16 февраля 2018 года, объяснений судебного пристава по ОУПДС Кугарчинского РО УФССП России по РБ ФИО5. следует, что Головин В.Н. вышел из канцелярии суда, сел на скамейку, взял бумагу формата А4, на котором крупными словами написал: "Отдайте мои документы", на неоднократные требования убрать указанный лист бумаги с надписью не реагировал. В последующем за неисполнение законного требования судебного пристава и за нарушение установленного порядка деятельности судов в отношении Головина В.Н. был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 17.3 КоАП РФ. Головин В.Н. общественный порядок не нарушал, нецензурной бранью не выражался, был в трезвом состоянии (л.д. 10).
Согласно показаниям свидетелей ФИО6, ФИО7, данным судье межрайонного суда, 16 февраля 2018 года около 11 час поступило телефонное сообщение от судебного пристава ОУПДС Кугарчинского РО УФССП о том, что в здании... суда по адрес Головиным В.Н. проводится одиночное пикетирование. Прибыв на место, увидели в здании межрайонного суда Головина В.Н, который сидел на скамье в фойе и держал перед собой плакат, изготовленный на листе бумаги. Плакат был доступен для внимания окружающих лиц, на требования прекратить свои действия Головин В.Н. не реагировал, после чего было принято решение о документировании происходящего.
Из видеозаписи усматривается, что Головин В.Н. сидит на скамье в фойе суда, держит перед собой лист бумаги с просьбой о выдаче документов. При этом общественный порядок не нарушает, на общественную безопасность не посягает.
Доказательств того, что Головиным В.Н. непосредственно в здании суда проводилось пикетирование, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях Головина В.Н. отсутствуют признаки объективной и субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии Головина В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу Головина В.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2018года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Головина Виктора Николаевича отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.У. Латыпова
...
Справка:
федеральный судья Абдрахимов Г.А.
судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.