Заместитель председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З., ознакомившись с жалобой защитника ПАО "РусГидро" Самойленко А.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по КБР Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 01.02.2018 года, решение судьи Черекского районного суда КБР от 18.09.2018 года и решение судьи Верховного Суда КБР от 30.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - "РусГидро,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с постановлением начальника Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Башиева А.И. N от 01 февраля 2018 года Публичное акционерное общество "РусГидро" признано виновным в том, что в нарушение требований: части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о том, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; статей 22 и 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира, сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки; пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" о том, что при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; части 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации о том, что водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня, эксплуатирует водозаборное сооружение на реке рыбохозяйственного значения высшей категории Черек для функционирования Мухольской ГЭС, расположенной в сельском поселении Верхняя Балкария Черекского района Кабардино-Балкарской Республики, без рыбозащитного устройства,
соответствующего требованиям СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения", что может привести к массовой гибели рыбы и других водных животных.
Указанные действия должностным лицом квалифицированы по статье 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановления начальника отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по КБР Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 01 февраля 2018 года, защитник ПАО "РусГидро" оспорил его в Черекском районном суде КБР.
Согласно решению судьи Черекского районного суда КБР от 18 сентября 2018 года, оставленному без изменения решением судьи Верховного Суда КБР от 30 ноября 2018 жалоба защитника ПАО "РусГидро" на постановление N от 01 февраля 2018 года оставлено без удовлетворения.
10 декабря 2018 года защитник привлеченного к административной ответственности юридического лица обратился в Верховный Суд КБР с жалобой, в которой просит вступившие в законную силу постановление начальника отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по КБР Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 01.02.2018 года, решение судьи Черекского районного суда КБР от 18.09.2018 года и решение судьи Верховного Суда КБР от 30.11.2018 года отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование автор жалобы указал на то, что решения судей, по жалобе на постановление должностного лица вынесены с существенными нарушениями норм материального права. Ссылаясь на фактические обстоятельства дела, и доводы, которыми были мотивированы предыдущие жалобы, на постановление должностного суда и решение судьи Черекского районного суда, защитник указывает, что правонарушение, вменяемое ПАО "РусГидро" было выявлено еще в 2016 году, а данная проверка, по результатам которой вынесено постановление о привлечении ПАО "РусГидро" к административной ответственности по статье 8.38 КоАП РФ, проведена без соответствующего распоряжения либо приказа о проведении, предметом которой было бы соблюдение Обществом требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания. В связи с этим, результаты данной проверки не могут являться допустимым доказательством нарушения юридическим лицом требований закона и явиться основанием для привлечения ПАО "РусГидро" к ответственности по статье 8.38 КоАП РФ. Кроме того, в жалобе указано на то, что по факту неисполнения Предписания N 01 от 15 июня 2017 года об оборудовании водозаборного сооружения Мухольской ГЭС рыбозащитным устройством, 22 января 2018 года в отношении ПАО "РусГидро" был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого Общество привлечено к административной ответственности. Таким образом, по мнению автора жалобы, судами не принято во внимание то обстоятельство, что ПАО "РусГидро" повторно привлекается к административной ответственности за правонарушение, срок устранения которого согласно предписанию от 01 февраля 2018 года истекает 01 декабря 2018 года.
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, а также на правовые позиции высших судебных инстанций, автор жалобы еще раз обращает внимание на то, что судьями при рассмотрении дела об административном правонарушении указанные доводы не были приняты во внимание, фактические обстоятельства дела установлены неверно и им была дана ненадлежащая правовая оценка, в связи с чем, постановление начальника отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по КБР Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 01 февраля 2018 года, решение судьи Черекского районного суда КБР от 18 сентября 2018 года и решение судьи Верховного Суда КБР от 30 ноября 2018 года являются незаконными и необоснованными, а потому подлежат отмене с прекращением производства по делу.
Определением заместителя председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 декабря 2018 года жалоба защитника ПАО "РусГидро" Самойленко А.А. принята к рассмотрению в порядке пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений с истребованием дела об административном правонарушении.
Изучив на основании ч.1 ст.30.16 КоАП РФ дело об административном правонарушении в пределах сформулированных защитником доводов, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании Акта проверки от 15 июня 2017 года N 02 начальник Отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Башиев А.И. 15 июня 2017 года выдал в адрес ПАО - "РусГидро" Предписание N1, с требованием до 25 декабря 2017 года оборудовать водозаборное сооружение далее Мухольская ГЭС, расположенной в сельском поселении Верхняя Балкария Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющей забор воды из реки рыбохозяйственного значения высшей категории Черек Балкарский, эффективным рыбозащитным устройством в соответствии с требованиями СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" (т. N, л.д. N).
16 января 2018 года руководителем Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству был издан приказ N о проведении с 17 по 19 января 2018 года внеплановой выездной проверки юридического лица - ПАО "РусГидро" с целью проверки исполнения юридическим лицом требований Предписания от 15 июня 2017 года N01 (т. N, л.д. N).
По результатам проверки составлен Акт N01 от 19 января 2018 года, из которого следует, что на момент проверки забор воды на реке Черек Балкарский осуществляется в отсутствие рыбозащитного устройства. Река Черек Балкарский является рыбохозяйственным водоемом высшей категории, где обитают ценные виды рыб, в реке расположены места нереста, зимовки, массового нагула, пути миграции водных биоресурсов. Эксплуатация водозаборного сооружения Мухольской ГЭС без рыбозащитного устройства может привести к массовой гибели рыбы или других водных животных и является нарушением обязательных требований природоохранного законодательства (т. N, л.д. N).
На основании Акта проверки N 01 от 19 января 2018 года заместителем начальника Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Залихановым К.Х. с участием представителя ПАО "РусГидро" Беровой Д.Р, действующей по доверенности N от 19 октября 2017 года, в отношении ПАО "РусГидро" был составлен протокол об административном правонарушении по признакам статьи 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( т. N, л.д. N).
Рассмотрев указанный протокол и материалы проверки, начальник Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Башиев А.И. вынес постановление N от 01 февраля 2018 года, в соответствии с которым привлек ПАО "РусГидро" к административной ответственности по статье 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей ( т. N, л.д. N).
Установив все фактические обстоятельства дела, подтвержденные приведенными выше письменными доказательствами, собранными по делу, судьи при рассмотрении жалобы дали им надлежащую правовую оценку, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы жалобы, основанные на ином толковании законодательства и представленных письменных доказательств, не могут повлечь отмену состоявшихся по существу законных и обоснованных постановления должностного лица и судебных актов.
Мнение автора жалобы о том, что проверяющий орган вышел за пределы предмета проводимой проверки и незаконно провел проверку соблюдения ПАО "РусГидро" требований действующего природоохранного законодательства, тогда как согласно приказа предметом проверки являлся только вопрос о выполнении проверяемым юридическим лицом Предписания N от 15 июня 2017 года, представляется необоснованным и основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статьями 9,10,14,17 указанного Федерального закона, регламентированы действия должностных лиц при организации и проведении плановых и внеплановых проверок и действия должностных лиц при выявлении нарушений требований закона в результате таких проверок.
Согласно пунктам 4,5,6 части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в числе прочего, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Из совокупности приведенных положений следует, что должностное лицо, выполняя возложенные на него приказом о проведении проверки функции, осуществил проверку на предмет устранения ПАО "РусГидро" указанных в предписании требований. Установив, что предписание в срок выполнено не было и ПАО "РусГидро" эксплуатирует водозаборное сооружение на реке рыбохозяйственного значения высшей категории Черек для функционирования Мухольской ГЭС без рыбозащитного устройства, что может привести к массовой гибели рыбы и других водных животных, должностное лицо, в пределах своих полномочий составил протокол об административном правонарушении. В последующем, начальник Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Башиев А.И. вынес соответствующее постановление о привлечении ПАО "РусГидро" к административной ответственности за нарушение требований ст.8.38 КоАП РФ.
Кроме этого, должностным лицом составлен протокол N по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с бездействием ПАО "РусГидро" по исполнению Предписания N от 15 июня 2017 года.
Иные доводы, изложенные защитником Самойленко А.А. в жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанций, и нашли свое правильное разрешение при вынесении судебных актов, они не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу судебных решений и выводы суда о виновности ПАО "РусГидро" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст.8.38 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 и статьи 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по КБР Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 01.02.2018 года, решение судьи Черекского районного суда КБР от 18.09.2018 года и решение судьи Верховного Суда КБР от 30.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - "РусГидро, оставить без изменения, а жалобу защитника Самойленко А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда КБР М.З.Ташуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.