Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 13 октября 2010 г. N 1286
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
и энергобезопасности муниципального образования городской округ город
Ханты-Мансийск на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года"
27 января, 9 февраля, 11 апреля, 21 сентября 2011 г., 12 марта 2013 г.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 12 марта 2013 г. N 223 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
и энергобезопасности муниципального образования городской округ город
Ханты-Мансийск на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года"
Наименование целевой программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - программа) |
Правовое обоснование для разработки целевой программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2008 N 491-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа- Югры до 2020 года"; распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре"; приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" |
Разработчик целевой программы |
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" (г. Москва) |
Заказчик - координатор целевой программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчик целевой программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Основные цели и задачи целевой программы |
Цели программы: 1) устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса города; 2) улучшение качества жизни населения города за счет реализации энергосберегающих мероприятий; 3) оптимизация расходной части бюджета города за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы; 4) снижение размера платежей населения города и хозяйствующих объектов за энергетические ресурсы. Задачи программы: 1) оптимизация потребления электрической, тепловой энергии, потребления газа и воды, снижение потерь энергоресурсов; 2) снижение тепловых потерь зданий, потребления электроэнергии и воды; 3) снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса; 4) формирование у населения культуры и хозяйствующих объектов энергосбережения с использованием информационных ресурсов и инновационных технологий |
Сроки и этапы реализации целевой программы |
Срок реализации программы: 2011 - 2020 годы: первый этап 2011 - 2015 годы - реализация основных мероприятий; второй этап 2016 - 2020 годы - окончание реализации капиталоемких мероприятий |
Основные мероприятия целевой программы |
Система программных мероприятий: 1) мероприятия, направленные на энергосбережение в системе теплоснабжения; 2) мероприятия, направленные на энергосбережение в системе водоснабжения и водоотведения; 3) мероприятия, направленные на энергосбережение в системе электроснабжения; 4) мероприятия, направленные на энергосбережение в жилищной сфере; 5) мероприятия, направленные на энергосбережение в бюджетной сфере; 6) организационные мероприятия |
Объемы и источники финансирования целевой программы |
Объем финансирования составляет 935 579,30 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска - 198 408,4 тыс. руб., в том числе по этапам: 1) первый этап -101 955,4 тыс.руб., в том числе по годам: 2011 год - 17 969 тыс. руб.; 2012 год - 3 665,9 тыс. руб.; 2013 год - 5 377,5 тыс. руб.; 2014 год - 36 359 тыс. руб.; 2015 год -38 584 тыс. руб.; 2) второй этап (2016- 2020 гг.) - 96 453 тыс. руб.; за счет средств предприятий - 737 170,90 тыс. руб., в том числе по этапам: 1) первый этап - 458 703,9 тыс.руб.: 2011 год - 81 445 тыс.руб.; 2012 год - 206 584,9 тыс. руб.; 2013 год - 56 834тыс. руб.; 2014 год - 55 151тыс. руб.; 2015 год - 58 689 тыс. руб.; 2) второй этап (2016- 2020 годы) - 278 467 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы: Обеспечение 100% учета потребления топливно-энергетических ресурсов потребителями бюджетной сферы и жилищного сектора. Составление энергетических паспортов всех объектов бюджетной сферы, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на основе энергетических обследований. Реализация потенциала энергосбережения на объектах бюджетной сферы и снижение до 2015 года расходов на оплату энергоресурсов потребляемых бюджетными учреждениями города на 15% в сопоставимых условиях. Привлечение жителей к процессу экономики и обеспечение снижения до 2015 года потребления энергоресурсов в жилищном фонде города, в том числе: расхода электроэнергии населения города на 7%; расхода тепловой энергии на 5% объемов водопотребления на 5% |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Оценка уровней и потенциала энергосбережения и энергоэффективности систем и объектов в городе Ханты-Мансийске, а также обоснование их актуальности осуществляется в рамках систем коммунальной инфраструктуры города (теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение) и бюджетной и жилищной сферах.
1.1. Энергосбережение в системе теплоснабжения
Основным поставщиком тепловой энергии в городе Ханты-Мансийске (около 90 % потребителей) является МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" (МП "УТС"). В структуре потребления тепловой энергии наибольшую долю занимает население (59 %). Бюджетные и прочие потребители составляют 27 и 14 %% соответственно.
Источники теплоснабжения, эксплуатируемые МП "УТС", составляют 53 котельные: 16 мини котельные мощностью до 3 Гкал/ч, 36 котельные мощностью 3-20 Гкал/час и одна крупная котельная мощностью 28,2 Гкал/час. Общая их мощность на 2010 г. составляет 342,9 Гкал/ч. Мощность присоединенных потребителей оставляет 77 Гкал/час. В котельных установлено 158 котлов. Большинство котельных потребляет в качестве топлива природный газ, одна котельная работает на электрической энергии.
Фактические удельные показатели расхода энергоресурсов в целом по предприятию ниже нормативных: топливо (газ) - 0,137 (0,143) куб.м/Гкал, электрическая энергия - 25,05 (26,15) кВтч/Гкал, вода - 0,53 (0,7) куб.м./Гкал. Однако по ряду котельных наблюдаются значительные превышения фактического расхода ресурсов над нормативными: по воде - до 2,5 раз (котельные N 9, 11, 12, 15, 16, 17, 31, 39), по электрической энергии - до 6 раз (котельные N 3, 9, 12, 19, 20, 29, 39, "ДК Октябрь", "СУ-967", "Храмовый комплекс", "Пожарное депо", "Школа-сад" "Дунина-Горкавича", "УВД", "КУ 4", "Сирина, 68", "КУ Осенняя", "КУ Рябиновая", "Пожарное депо ГАИ").
Основными причинами отклонений являются:
несбалансированный уровень загрузки котельных;
сверхнормативный водоразбор и несанкционированный слив воды из систем отопления (в закрытой системе теплоснабжения);
наличие оборудования с высоким уровнем потоков реактивной мощности (насосы).
Резерв генерирующих мощностей в городе составляет более 35 %. При этом по ряду котельных он достигает 50-88 %. Данный фактор оказывает значительное влияние на высокий уровень потребления воды и электрической энергии на данных объектах. Кроме того, специфика технологического процесса производства и распределения тепловой энергии обуславливает резко переменные нагрузки на электропотребляющем оборудовании (в основном насосах), влияющие как на оптимальность электропотребления на объектах систем теплоснабжения (котельных, тепловых пунктах), так и на состояние распределительных сетей и оборудование систем электроснабжения города. В связи с данными причинами возникает необходимость компенсации реактивной мощности у потребителей (на котельных).
Насосное оборудование в большинстве котельных и ЦТП города имеет нерегулируемые электроприводы (около 90 % насосов), поддерживающие постоянный уровень давления в системе теплоснабжения и не учитывающие неравномерность потребления горячей воды. Внедрение частотного регулирования снизит риск гидравлических ударов в системе, повысит эффективность работы насосного оборудования, снизит потребление электрической энергии и воды.
Одной из причин высокого водопотребления в системах теплоснабжения в жилищном фонде является сверхнормативный и несанкционированный водоразбор воды. Одной из причин данной проблемы является низкий уровень оснащенности зданий приборами учета (воды, тепловой энергии), а также частичной благоустроенностью жилых помещений (отсутствием в ряде домов централизованных систем горячего водоснабжения). В 2009 г. доля сверхнормативных потерь теплоносителя в системе составила около 13 % от нормативных значений (5182 куб.м.).
Указанные факторы с одной стороны влияют на дисбаланс давления в тепловых сетях и перегрузку в работе оборудования водоподготовки в системах, с другой - на финансовые результаты деятельности организации.
Транспортировка тепловой энергии до потребителей осуществляется по сетям МП "УТС", протяженность которых (в двухтрубном исчислении) составляет 115,08 км, средневзвешенный диаметр 108 мм. Сети теплоснабжения выполнены из стальных труб в минераловатной изоляции и ППУ-изоляции (в равных долях от всей протяженности). Преимущественно прокладка сетей - подземная (84 % от всей протяженности).
Часть тепловых сетей, эксплуатируемых МП "УТС", является бесхозяйной (64 % от общей протяженности сетей). Степень их износа достаточно высока и оказывает влияние на уровень потерь при транспортировке тепловой энергии (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателей |
Значения показателей*(1) |
||||
Российская Федерация |
Ханты-Мансийский автономный округ |
г. Тюмень |
г. Ханты-Мансийск |
г. Салехард |
|
Удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении тепловых сетей, % |
26,6 |
22,6 |
19,7 |
29,8 |
32 |
Потребность в замене тепловых сетей, км |
45795 |
820,4 |
106,6 |
34,25 |
49,4 |
Потери тепловой энергии, % |
10,1 |
12 |
15,1 |
17,4 |
11 |
Значения показателей уровня потерь тепловой энергии (17.4%) и удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене (29,8%), в городе Ханты-Мансийске выше региональных и общероссийских показателей.
На уровень потерь тепловой энергии и теплоносителя оказывает влияние и аварийность (в основном распределительных) сетей в городе, которая в 2008 - 2009 гг. составила 323 и 308 аварий соответственно.
Уровень оснащенности приборным учетом тепловой энергии и горячей воды в городе невысок: 41 % и 25 %*(2). Данный фактор оказывает влияние на расход энергоресурсов, в том числе оценку фактических показателей (особенно в части населения и бюджетных потребителей).
Таким образом, основными проблемами в состоянии систем теплоснабжения города Ханты-Мансийска (находящимися в эксплуатации МП "УТС"), влияющими на уровень энергоэффективности и характеризующими потенциал ресурсосбережения, являются:
1) несбалансированность системы теплоснабжения по мощности оборудования котельных и нагрузок подключенных потребителей;
2) высокий износ тепловых сетей и оборудования котельных;
3) несанкционированное и сверхнормативное потребление теплоносителя и горячей воды из систем теплоснабжения;
4) низкий уровень оснащенности потребителей приборами учета.
В целях энергосбережения и оптимизации уровня ресурсопотребления в системах теплоснабжения города Ханты-Мансийска определены следующие направления реализации мероприятий:
ликвидация (консервация) ряда котельных с перераспределением нагрузок отопления и горячего водоснабжения потребителей;
модернизация тепловых сетей с применением современных технологий;
установка систем автоматического управления технологическими процессами в котельных;
внедрение частотного регулирования приводов на насосном оборудовании котельных;
устройство установок компенсации реактивной мощности на котельных.
Также проблема дисбаланса производственных мощностей может быть решена за счет подключения к недозагруженным источникам теплоснабжения вновь строящихся (либо реконструируемых) объектов.
МП "Ханты-Мансийскгаз" осуществляет деятельность по производству тепловой энергии и обеспечивает ресурсом незначительную часть потребителей города (4 %).
В структуре потребления тепловой энергии наибольшую долю занимают бюджетные потребители (98 %).
В эксплуатации организации находится 14 автоматических блочно-модульных котельных (22 котла) мощностью 0,29 - 6,36 Гкал/ч. Общая их мощность на 2010 г. составляет 26,1 Гкал/ч. Уровень загрузки мощности котельных - около 70 %.
Фактические удельные показатели расхода энергоресурсов в целом по предприятию за 2009 г. составили: топливо (газ) - 0,136 куб.м/Гкал, электрическая энергия - 20,62 кВтч/Гкал. Низкий расход воды (0,05 куб.м./Гкал) обусловлен незначительной протяженностью тепловых сетей (1,3 км), по которым осуществляется передача тепловой энергии до потребителей.
Направлением решения проблем в области ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности системы теплоснабжения МП "Ханты-Мансийск газ" является оптимизация потребления электрической энергии, в том числе посредством:
внедрения частотного регулирования приводов на насосном оборудовании котельных;
устройства установок компенсации реактивной мощности на котельных.
1.2. Энергосбережение в системе водоснабжения и водоотведения
Хозяйственно-питьевое водоснабжение большей части потребителей (более 90%) города Ханты-Мансийска осуществляется МП "Водоканал" из централизованной системы, которое обеспечивает водой предприятия, организации и население города.
В структуре потребления воды наибольшую долю занимает население (55 %). Доля населения, проживающего в многоквартирных домах с централизованным водоснабжением, на 2009 г. составила 67,35%. Бюджетные и прочие потребители составляют 29,5 и 14,5 %% соответственно.
Система централизованного водоснабжения города Ханты-Мансийска включает в себя один водозабор из подземного источника с установленной мощностью насосов 394 кВт, станцию второго подъема с установленной мощностью насосов 562 кВт, две станции третьего подъема (в том числе одна в резерве) с суммарной мощностью насосов 537 кВт, резервуары чистой воды, водопроводную сеть 125,8 км (по результатам мониторинга выполнения производственной программы на конец 2009 г.), а также водоразборные колонки.
Фактический удельный показатель расхода электроэнергии на производство воды в 2009 г. составил 1,59 кВтч./ куб.м, за период 2007 - 2009 гг. он снизился на 14,1%. Значение рассматриваемого показателя в городе Ханты-Мансийске выше среднего по Российской Федерации (1,22 кВтч./ куб.м), но не превышает его размер в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (1,78 кВтч./ куб.м). При этом при регулировании тарифа на водоснабжение в городе учитывается нормативное значение показателя - 1,5 кВтч./ куб.м.
В настоящее время на предприятии частотно-регулируемыми приводами оборудовано около 10% мощностей установленных двигателей насосов и иного оборудования.
Деятельность МП "Водоканал" в настоящее время характеризуется отсутствием резерва мощностей для обеспечения водой подключенных потребителей или подключения новых.
Степень износа водопроводной сети достаточно низкая - 12,3%, уровень износа бесхозяйных сетей не определен. Удельный вес протяженности водопроводных сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении водопроводных сетей города Ханты-Мансийска в 2009 г. составлял 1,1%.
Часть сетей водоснабжения, эксплуатируемых МП "Водоканал", является бесхозяйной (12,8 % от общей протяженности сетей). Уровень потерь воды при ее передаче составляет 11,4%.
Таблица 2
Наименование показателей |
Значения показателей*(3) |
|||
Российская Федерация |
Ханты-Мансийский автономный округ |
г. Ханты-Мансийск |
г. Салехард |
|
Удельный вес протяженности водопроводных сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении водопроводных сетей, % |
41,6 |
26,1 |
1,1 |
32,6 |
Протяженность водопроводных сетей, нуждающихся в замене, км |
214668 |
902,2 |
2,1 |
62,2 |
Потери воды при передаче, % |
22,2 |
12,3 |
11,4 |
18,7 |
Значения показателей уровня потерь воды и потребностей в замене сетей (2,1 км) в городе Ханты-Мансийске являются самыми низкими среди региональных и общероссийских показателей.
Более низкий уровень потерь на сетях (в сравнении с приведенными значениями) определяется их невысоким износом, а также отсутствием аварий на сетях города*(4).
Уровень охвата потребителей приборами учета является достаточно высоким (кроме категории "население").
Таблица 3
N п/п |
Категория потребителей |
Уровень*(5) охвата потребителей приборами учета воды в 2009 г., % |
1. |
Население*(6) |
37,5 (87,3) |
2. |
Бюджетные учреждения |
97,0 |
3. |
Прочие потребители |
88,9 |
4. |
Всего |
67,69 |
Низкое значение рассматриваемого показателя для населения обусловлено технической невозможностью установки приборов учета воды в деревянных домах города, в подавляющем большинстве которых нет технических подполий или подвалов. С учетом данного условия целесообразно рассматривать данный показатель для домов, в которых могут быть установлены приборы учета. В этом случае уровень охвата населения приборами учета составит около 87,3%.
Для технологических нужд системы водоснабжения используется энергооборудование с резко переменной нагрузкой, характеризуемое значительным потреблением реактивной энергии из электросети. В результате этого могут возникать дополнительные потери в проводниках вследствие увеличения тока, снижается пропускная способность распределительной сети, отклоняется напряжение сети от номинального значения. Эти условия определяют необходимость компенсации реактивной мощности с целью сокращения затрат электроэнергии.
Таким образом, в системе водоснабжения города Ханты-Мансийска, можно выделить следующие основные проблемы и задачи:
обеспечение полного учета реализуемых ресурсов;
снижение уровня энергоёмкости производства;
компенсация реактивной электрической мощности.
В целях энергосбережения и оптимизации уровня ресурсопотребления в системе водоснабжения города Ханты-Мансийска определены следующие основные направления реализации мероприятий:
установка приборов учета воды на границе балансовой принадлежности;
внедрение частотного регулирования приводов на насосном оборудовании;
устройство установок компенсации реактивной мощности на насосных станциях.
1.3. Энергосбережение в системе электроснабжения
Электроснабжение города Ханты-Мансийска осуществляет МП "Городские электрические сети" (ГЭС).
Основные показатели системы электроснабжения города Ханты-Мансийска приведены в таблице.
Таблица 4
Показатель |
Единица измерения |
Всего |
Количество распределительных пунктов 10 кВ |
шт. |
10 |
Количество трансформаторных подстанций |
шт. |
389 |
Воздушные линии электропередачи 10 кВ |
км |
138 |
Воздушные линии электропередачи 0,4 кВ |
км |
252 |
Кабельные линии 10 кВ |
км |
420 |
Кабельные линии 0,4 кВ |
км |
372 |
Обеспеченность потребителей электрической энергии приборами учета составляет 100%. Для снижения коммерческих потерь электрической энергии проводится последовательная замена индукционных приборов учета на электронные.
Состояние электрических сетей предприятия характеризуется средней степенью физического износа и старения (средний износ воздушных линий среднего и низкого напряжения более 50%, кабельных линий до 40%), средний износ трансформаторных подстанций, а также энергетического оборудования трансформаторных подстанций составляет более 50%.
Уровень технологических потерь при передаче электрической энергии по сетям потребителям на 2009 г. составил 9,7%, по отношению к двум предыдущим годам наблюдается динамика снижения данного показателя соответственно на 2,15% и 3%.
Мероприятия в сфере энергосбережения носят в большей степени комплексный характер и решают в том числе задачи обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителей.
Основными направлениями энергосбережения в системе электроснабжения города Ханты-Мансийска являются:
снижение потерь при транспортировке электрической энергии;
компенсация реактивной мощности.
Для нужд потребителей электрической энергии в городе используется в том числе энергооборудование, характеризуемое значительным потреблением реактивной энергии из электросети. В результате этого могут возникать дополнительные потери в проводниках вследствие увеличения тока, снижается пропускная способность распределительной сети, отклоняется напряжение сети от номинального значения. Эти условия определяют необходимость компенсации реактивной мощности с целью сокращения затрат электроэнергии.
Основная доля потерь реактивной мощности происходит в трансформаторах 110/10(6) кВ. Такие подстанции, от которых происходит электроснабжение города, находятся в ведении ОАО "Тюменьэнерго". Проблемы компенсации потерь реактивной мощности в городских электрических сетях по уровню напряжения 10 кВ решаются МП "ГЭС", а по уровню 0,4 кВ рассматриваются в отношении организаций коммунального комплекса города Ханты-Мансийска, как одних из крупных потребителей реактивной мощности.
Основными мероприятиями в системе электроснабжения, направленными на энергосбережение являются:
замена воздушных линий электропередач ВЛ-10 кВ на самонесущие изолированные кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена, а также перевод воздушных линий в кабельное исполнение;
замена воздушных линий электропередач ВЛ-0,4 кВ на самонесущие изолированные провода;
замена кабельных линий электропередач КЛ-10 кВ и КЛ-0,4 кВ на кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена;
установка устройств компенсации реактивной мощности по уровню 10 кВ в распределительных пунктах.
1.4. Энергосбережение в жилищной сфере
Жилищный фонд города Ханты-Мансийска (на конец 2009 г.) составляет 1295,84 тыс. кв. м при численности населения - 75 886 человека.
Население является одним из основных потребителей энергоресурсов и воды и, соответственно, представляет собой высокопотенциальную сферу для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. На долю жилищной сферы в городе Ханты-Мансийске приходится значительный объем потребляемых ресурсов:
Таблица 5
N п/п |
Наименование энергетического ресурса |
Объем потребления |
Доля от общего потребления, % |
Удельный расход, на 1 кв.м/год |
1. |
Тепловая энергия, тыс. Гкал |
231280 |
59 |
0,192 |
2. |
Электрическая энергия, тыс. кВтч |
155106 |
38,7 |
128,67 |
3. |
Вода, тыс. куб.м |
2321,6 |
55,0 |
1,93 |
Обеспеченность жилых зданий приборами учета на 2009 г. составила по холодной воде 37,5%, по тепловой энергии - 32,1%*(7), по электрической энергии - 100%.
Многоквартирные дома в городе Ханты-Мансийске управляются по договорам с управляющими организациями, а также находятся в непосредственном управлении собственников жилых помещений. Оценка деятельности одной из самых крупных организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда города (МП "ЖКУ"), показала наличие сложностей с планированием и реализацией мероприятий по энергосбережению. Данные сложности определяются в первую очередь отсутствием организованности жителей многоквартирных домов с непосредственным способом управления (доля многоквартирных домов с непосредственным управлением в городе составляет по количеству многоквартирных домов 80,7%, по площади многоквартирных домов - 49,6%), а также в большинстве случаев неосведомленностью и отсутствием координированности в рассматриваемом вопросе.
Структура жилищного фонда по способу управления приведена в таблице:
Таблица 6
N п/п |
Способ управления жилищным фондом |
Количество |
Общая площадь, кв.м |
Структура жилищного фонда по количеству домов, % |
Структура жилищного фонда по площади домов, % |
1. |
Жилищный фонд |
983 |
1205440,06 |
100 |
100 |
2. |
Многоквартирные дома с непосредственным управлением |
793 |
597978,01 |
80,7 |
49,6 |
3. |
Жилые дома с непосредственным управлением |
58 |
3993,8 |
5,9 |
0,3 |
4. |
Многоквартирные дома управляемые, в том числе: |
132 |
603468,25 |
13,4 |
50,1 |
4.1. |
МП "ЖКУ" |
30 |
99684,2 |
3,1 |
8,3 |
4.2. |
ООО "Новый город" |
17 |
115353,2 |
1,7 |
9,6 |
4.3. |
ООО "Иртыш" |
4 |
16467,7 |
0,4 |
1,4 |
4.4. |
ООО "ДОМ" |
13 |
43182,4 |
1,3 |
3,6 |
4.5. |
ООО "Комфорт" |
7 |
28752,1 |
0,7 |
2,4 |
4.6. |
ООО Клининговая компания "Чистый дом" |
20 |
87397,3 |
2,0 |
7,3 |
4.7. |
ООО "ЖЭУ" |
12 |
34127,35 |
1,2 |
2,8 |
4.8. |
ООО "Жилсервис" |
7 |
37801,7 |
0,7 |
3,1 |
4.9. |
ООО "Эском" |
8 |
84898,2 |
0,8 |
7,0 |
4.10. |
ООО "Кедр" |
6 |
37712 |
0,6 |
3,1 |
4.11. |
ТСЖ "Пионер" |
1 |
2974,5 |
0,1 |
0,2 |
4.12. |
ТСЖ "Северный" |
7 |
15117,6 |
0,7 |
1,3 |
Жилищный фонд, управление которым осуществляется по договорам с управляющими организациями, составляет больше половины всего фонда и в основном представлен капитальными зданиями (кирпичными или панельными домами) с невысоким уровнем износа (в среднем менее 10%). Такие дома в основном (в различных комбинациях более 70% домов) оборудованы приборами учета энергетических ресурсов и соответствуют высокому уровню энергоэффективности.
Данные условия определяют больший потенциал энергосбережения в домах, где в настоящее время управление осуществляется непосредственно собственниками в виду менее благоустроенного и более изношенного жилищного фонда.
Весь жилищный фонд в городе, управляемый непосредственно собственниками, эксплуатируется МП "ЖКУ". При этом больше половины жилищного фонда, эксплуатируемого МП "ЖКУ", представлено деревянными домами со средним износом более 50%.
Структура жилищного фонда города Ханты-Мансийска, эксплуатируемого МУП "ЖКУ", представлена в таблице:
Таблица 7
N п/п |
Материал стен |
Этажность |
Количество, ед. |
Общая площадь домов, тыс. кв.м |
Износ*(8), % |
Структура жилищного фонда по площади, % |
1. |
Деревянные (жилые дома) |
1 - 2 |
54 |
3,6 |
69,5 |
0,5 |
2. |
Деревянные |
1 - 3 |
705 |
401,03 |
52,4 |
57,4 |
3. |
Кирпичные (жилые дома) |
1 - 2 |
4 |
0,39 |
14,8 |
0,1 |
4. |
Кирпичные |
1 - 2 |
39 |
17,9 |
27,38 |
2,6 |
5. |
Кирпичные |
3 - 5 |
43 |
122,11 |
14,1 |
17,5 |
6. |
Кирпичные |
6 - 10 |
7 |
41,42 |
6,5 |
5,9 |
7. |
Панельные |
2 |
5 |
5,6 |
13,2 |
0,8 |
8. |
Панельные |
3 - 5 |
21 |
94,36 |
14,1 |
13,5 |
9. |
Панельные |
6 |
3 |
15,25 |
5,2 |
2,2 |
|
Итого |
|
881 |
698,06 |
35,8 |
100 |
Практически в 80% деревянных жилых домов нет технической возможности установить приборы учета энергоресурсов (тепловой энергии и воды) в связи с отсутствием технических подполий или подвалов.
Большинство деревянных домов характеризуются большими потерями тепловой энергии ограждающих конструкций, что определяет большой потенциал энергосбережения от мероприятий по утеплению конструктивных элементов. Однако по предварительным оценкам определено, что отношение экономического эффекта к расходам на реализацию данных мероприятий на деревянных домах значительно превышает срок полезного использования данного жилищного фонда, что делает нецелесообразной реализацию таких мероприятий.
Конструктивные характеристики деревянных жилых домов с неутепленными фундаментами также обуславливают проблемы промерзания сетей холодного водоснабжения и водоотведения или высокого потребления воды (через ее сливы) для исключения таких промерзаний.
Освещение мест общего пользования в многоквартирных домах на 95% осуществляется с применением ламп накаливания.
Основными мерами, направленными на энергосбережение в жилищной сфере города Ханты-Мансийска, являются мероприятия по снижению тепловых потерь зданий, снижению потребления электроэнергии и воды, в том числе:
снижение тепловых потерь за счет утепления фасадов, цоколей и фундаментов зданий, а также утепления подводящих сетей горячего водоснабжения;
снижение потребления воды за счет утепления подводящих сетей водоснабжения;
снижение потребления электрической энергии за счет замены ламп накаливания на более экономичные с сохранением условий освещенности;
установка приборов учета тепловой энергии и воды в многоквартирных домах.
1.5. Энергосбережение в бюджетной сфере
Бюджетный сектор является высокопотенциальным объектом для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в связи с его высокой энергоемкостью. На долю бюджетных учреждений в городе Ханты-Мансийске приходится значительный объем потребляемых ресурсов: тепловой энергии - 27 %, электрической энергии - 22%, воды - 29 %.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2010 для бюджетных учреждений установлена обязанность обеспечения ежегодного снижения объемов потребляемых ими энергоресурсов не менее чем на три процента.
Муниципальное автономное учреждение "Горсвет" (далее - МАУ "Горсвет") осуществляет деятельность по эксплуатации объектов уличного освещения и архитектурно-художественной подсветки. Все объекты оснащены приборами учета. Контроль за потреблением электроэнергии в системе городского освещения осуществляется автоматизированной информационно-измерительной системой коммерческого учета электрической энергии (мощности), управление освещением диспетчеризировано.
В настоящее время объекты уличного освещения города оснащены светильниками с дуговыми натриевыми трубчатыми лампами (далее - ДНаТ). На объектах архитектурно-художественной подсветки применяются светодиодные источники света.
Уровень электропотребления на уличное освещение за период 2007 - 2009 гг. имел положительную динамику и составлял 6739,5 - 9482 тыс. кВтч (+41 %).
Существующий уровень энергосбережения в системах уличного освещения города Ханты-Мансийска может быть повышен путем замены ламп уличного освещения ДНаТ на современные энергосберегающие светодиодные светильники, что повысит четкость ночного видения на 40-100% и снизит энергоемкость данного оборудования. Предприятие осуществляет постепенное проведение энергосберегающих мероприятий в рамках текущей деятельности.
В настоящее время стоимость внедрения светодиодных технологий достаточно высока (замена опор, кронштейнов и светильников). Кроме того, лампы ДНаТ относятся к разряду энергосберегающих. Поэтому в целях рационального использования бюджетных средств планирование данного направления целесообразно перенести на период стабилизации рынка светодиодной продукции (появление образцов, прошедших опытную эксплуатацию в условиях города Ханты-Мансийска, снижения цен и расходов на эксплуатацию светодиодных светильников). Указанные мероприятия могут быть включены при корректировке Программы в установленном порядке.
Муниципальное автономное учреждение "Управление по эксплуатации служебных зданий" (далее - МАУ "Управление по эксплуатации служебных зданий") осуществляет эксплуатацию административных зданий в городе Ханты-Мансийске.
Уровень потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями составляет (в год) по тепловой энергии 0,148 Гкал/кв.м. площади здания, по воде - 49,6 куб.м./чел., по электрической энергии - 6562,6 кВтч./чел.
Около половины зданий учреждений образования (детские сады, ясли, школы и т.п.) имеют срок эксплуатации 30-50 лет, около 25 % имеют деревянные конструкции.
Теплопотребление бюджетных зданий в городе Ханты-Мансийске имеет невысокое значение, уровень водо- и электропотребления достаточно высок.
В настоящее время уровень оснащения зданий бюджетной сферы города приборами учета энергоресурсов достаточно высок: в части водопотребления - около 100 %*(9); электропотребления - 100 %. Приборы учета тепловой энергии установлены не во всех зданиях, что отчасти связано с отсутствием технической возможности установки таких приборов в деревянных, одноэтажных зданиях, бараках.
Серьезной проблемой является низкое качество отопления ряда зданий, обусловленного образованием в системе отопления шлама (при низком качестве очистки исходной воды). Это приводит к ряду негативных последствий: засорению и уменьшению пропускной способности трубопроводов и нагревательных приборов; увеличению гидравлического сопротивления; уменьшению коэффициента теплоотдачи и средней температуры нагревательных приборов. Регулирование температуры в указанной ситуации приводит к повышению температурного режима работы котельных, перерасходу топлива и электроэнергии.
Значительный потенциал энергосбережения имеют конструктивные элементы административных зданий, а также трубопроводы внутренних систем отопления и горячего водоснабжения. Теплоизоляция окон и фасадов позволяет обеспечить комфортную температуру в помещении и существенно снизить затраты на энергопотребление. Современная тепловая изоляция трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения значительно сократит потери тепловой энергии в зданиях. В настоящее время в городе данные работы проводятся локально (в случаях выявления значительных потерь тепловой энергии). Мероприятия по снижению тепловых потерь (утепление) комплексно проведены только в части одного здания (школы N 3).
Освещение помещений в зданиях осуществляется в основном с применением люминесцентных и ртутных ламп. Дальнейшая установка энергосберегающих ламп и светильников обеспечит экономию потребляемой электроэнергии, а также улучшит уровень освещенности помещений за счет более высокой светоотдачи.
Основными мерами, направленными на энергосбережение в объектах бюджетной сферы города Ханты-Мансийска, являются мероприятия по снижению тепловых потерь зданий, потребления электроэнергии и воды, в том числе:
снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем, а также модернизация индивидуальных тепловых пунктов;
восстановление тепловой изоляции внутридомовых сетей теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения);
замена оконных и дверных блоков с применением энергосберегающих технологий;
утепление фасадов зданий, утепление межпанельных стыков;
модернизация систем освещения (установка энергосберегающих ламп и светильников (светодиодных, газоразрядных), замена электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры на электронную).
Энергоэффективность зданий со значительным сроком службы (деревянных) имеет низкий потенциал энергосбережения, что предполагает их исключение из объектов, на которые распространяются программные мероприятия (либо локальное проведение мероприятий).
Для выполнения требований по ресурсосбережению бюджетных учреждений, установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, необходима реализация мероприятий по информационно-просветительской работе, направленных на повышение ответственности руководителей и работников бюджетной сферы в области ресурсосбережения.
Также на период реализации Программы планируется привлечение частных инвестиций путем заключения энергосервисных договоров на обслуживание зданий бюджетной сферы, имеющих большой потенциал энергосбережения. При этом, финансирование ряда мероприятий предполагается за счет энергосервисных компаний, что снизит финансовую нагрузку на бюджет.
Для комплексного решения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработана система мероприятий в целях решения задач, определенных настоящей Программой.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Цели Программы:
1) устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса города;
2) улучшение качества жизни населения города за счет реализации энергосберегающих мероприятий;
3) оптимизация расходной части бюджета города за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы;
4) снижение размера платежей населения города и хозяйствующих объектов за энергетические ресурсы.
Задачи Программы:
1) оптимизация потребления электрической, тепловой энергии, потребления газа и воды, снижение потерь энергоресурсов;
2) снижение тепловых потерь зданий, потребления электроэнергии и воды;
3) снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса;
4) формирование у населения и хозяйствующих объектов культуры энергосбережения с использованием информационных ресурсов и инновационных технологий.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2020 годы.
Цели и задачи Программы представлены в виде целевых индикаторов в приложении N 1.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 12 марта 2013 г. N 223 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3. Объемы и источники финансирования
Финансовые потребности на реализацию программных мероприятий определены исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий в ценах 2010 года.
Расчет финансовых потребностей выполнен исходя из необходимости достижения установленных значений целевых индикаторов (приложение N 1 к Программе).
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджета города Ханты-Мансийска, а также внебюджетные источники. Объемы финансирования из средств федерального бюджета будут определены после утверждения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Внебюджетными источниками являются:
1) в сферах деятельности организаций коммунального комплекса (теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения) - средства организаций коммунального комплекса, получаемые от потребителей за счет установления тарифов, надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Условием привлечения данных внебюджетных источников является обеспечение доступности оплаты ресурсов потребителями с учетом надбавок к тарифам и тарифов на подключение;
2) в жилищной сфере:
средства собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов;
средства управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов;
3) в бюджетной сфере - средства энергосервисных организаций.
В целом финансовые потребности на реализацию мероприятий программы составляют 935 579,30 тыс. руб., в том числе по годам:
2011 год - 99 414 тыс. руб.;
2012 год - 210 250,8 тыс. руб.;
2013 год - 62 211,5 тыс. руб.;
2014 год - 91 510 тыс. руб.;
2015 год - 97 273 тыс. руб.;
2016 - 2020 годы - 374 920 тыс. руб.
Таблица 8
N п/п |
Источник финансирования |
1 этап, тыс.руб. |
2 этап, тыс.руб. |
Всего, тыс.руб. |
Доля расходов по источникам финансирования, % |
1. |
Бюджет города Ханты-Мансийска |
101 955,4 |
96 453 |
198 408,4 |
21,2 |
2. |
Внебюджетные источники |
458 703,9 |
278 467 |
737 170,90 |
78,8 |
|
Всего |
560659,3 |
374 920 |
935 579,30 |
100 |
Таким образом, доля внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования составляет 78,8%.
4. Механизм реализации целевой программы
Заказчиком-координатором Программы является Департамент градостроительства и ЖКХ Администрации города Ханты-Мансийска (далее - Департамент ЖКХ).
Заказчики Программы:
Департамент ЖКХ;
Департамент муниципальной собственности;
Комитет по образованию.
Исполнители Программы:
Департамент ЖКХ;
Департамент муниципальной собственности;
Комитет по образованию;
МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей";
МП "Ханты-Мансийскгаз";
Муниципальное водоканализационное предприятие;
МП "Городские электрические сети";
МП "Жилищно-коммунальное управление".
Реализация Программы осуществляется исполнителями Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Глава города Ханты-Мансийска.
В целях реализации отдельных мероприятий Программы заказчиками разрабатываются необходимые документы в соответствии с действующим законодательством.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться посредством следующих механизмов:
4.1. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в том числе в сферах тепло-, водоснабжения, электроснабжения)
Организации коммунального комплекса: МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей", МП "Ханты-Мансийскгаз", муниципальное водоканализационное предприятие, МП "Городские электрические сети", МП "Жилищно-коммунальное управление" (далее - организации коммунального комплекса) формируют программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы в области энергосбережения) в соответствии с требованиями, установленными муниципальным правовым актом и условиями реализации Программы. Такие требования устанавливаются в соответствии с правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 340, в течение 1 месяца с момента принятия Программы.
Инструментом реализации таких программ являются инвестиционные и производственные программы организаций коммунального комплекса. Одним из источников финансирования программ организаций коммунального комплекса в области энергосбережения являются тарифы, в том числе долгосрочные, и надбавки, утвержденные с учетом их доступности для потребителей.
При недоступности тарифов или надбавок частичное финансирование осуществляется за счет бюджетных источников.
Установление тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса в сферах водо-, теплоснабжения на долгосрочную перспективу, а также надбавок к тарифам должно сопровождаться заключением соглашения между, соответственно, Администрацией города Ханты-Мансийска или Региональной службой по тарифам ХМАО - Югры и организацией коммунального комплекса.
В данном соглашении (кроме прав, обязанностей и ответственностей сторон) должны найти отражение следующие условия:
долгосрочные параметры регулирования деятельности организации коммунального комплекса;
целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации Программы, и их значения;
перечень мероприятий Программы и их стоимость;
объемы и источники финансирования мероприятий (в том числе, собственные средства организации коммунального комплекса, бюджетные средства, заемные средства);
условия пересмотра Программы и долгосрочных тарифов;
контроль за исполнением Программы (порядок, формы, параметры и ответственные лица).
В области тепло- и электроснабжения механизм реализации программ в области энергосбережения должен соответствовать требованиям Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В иных регулируемых сферах деятельности механизм реализации программ в области энергосбережения должен соответствовать требованиям, установленным правовыми актами в указанных областях деятельности.
4.2. Организации с участием города Ханты-Мансийска (муниципальные и бюджетные учреждения) формируют программы в области энергосбережения в соответствии с требованиями, установленными муниципальным правовым актом и условиями реализации Программы.
В программах должны быть учтены условия ежегодного снижения объемов потребляемых ими энергоресурсов не менее чем на три процента.
Данные программы разрабатываются на очередной финансовый год и плановый период. При условии, если программы реализуются с привлечением энергосервсиных организаций, срок реализации программ может быть увеличен.
Документы, обосновывающие объемы финансирования мероприятий программ за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска, согласовываются Департаментом управления финансами.
Мероприятия программ реализуются в объемах и на условиях, предусмотренных бюджетом города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год и плановый период.
Выбор подрядных организаций для выполнения работ (услуг) по реализации мероприятий программ осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятий Программы в бюджетной сфере может осуществляться посредством привлечения энергосервисных компаний (далее - ЭСКО) на основании энергосервисных договоров.
Указанные договоры заключаются бюджетным учреждением с организацией, оказывающей услуги и (или) выполняющей работы энергосберегающего характера на профессиональной основе, и направлены на реализацию инвестиционных проектов, имеющих целью снижение потребления коммунальных ресурсов с оплатой услуг и (или) работ энергосервисной компании из части полученной экономии средств бюджета по оплате коммунальных услуг.
В целях обеспечения финансовой устойчивости и снижения рисков ЭСКО при проведении конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов, целесообразно формировать лоты не по отдельным объектам бюджетной сферы, а по группам объектов.
Стимулирование бюджетных учреждений к заключению договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, должно осуществляться путем установления муниципальных заданий использования сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на закупку оборудования и компьютерной техники и инвентаря для нужд бюджетных учреждений, а также на увеличение годового фонда оплаты труда (премирование).
Повышение эффективности использования энергоресурсов при проведении закупок для нужд города Ханты-Мансийска также обеспечивается включением в конкурсную документацию требований по энергоэффективности продукции как одной из технических характеристик закупаемого товара, а также срок их окупаемости.
4.3. Жилищная сфера
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, формируют перечень мероприятий в области энергосбережения в отношении общего имущества каждого из таких домов, стоимость, сроки их реализации. В данный перечень могут быть включены мероприятия с большим потенциалом энергосбережения, предлагаемые для реализации со стороны энергоснабжающей организации, а также мероприятия, предусмотренные настоящей Программой.
Мероприятия в области энергосбережения могут финансироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе:
утепление фасадов и инженерных сетей в подвальных помещениях;
установка общедомовых приборов учета потребления энергоресурсов.
В отношении многоквартирных домов с высоким износом (в том числе деревянных), в которых проведение энергосберегающих мероприятий имеет низкий эффект, целесообразно рассмотреть возможность участия в региональных адресных программах по переселению граждан.
Перечень мероприятий в области энергосбережения в отношении общего имущества многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, их стоимость, сроки и участие собственников в их финансировании должны быть утверждены общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, где планируются к реализации соответствующие программы.
В целях создания правовой основы для привлечения средств бюджета для реализации мероприятий в области энергосбережения в жилищной сфере требуется разработка нормативного правового акта, определяющего порядок софинансирования таких мероприятий за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска. Обязательным условием софинансирования должны стать долгосрочные договорные отношения собственников помещений и управляющих организаций по вопросам реализации мероприятий, участия в финансировании, контроле и ответственности сторон (договоры управления, соглашения между лицами, управляющими многоквартирными домами и Администрацией города).
Для стимулирования выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах предусматриваются следующие подходы в создании условий для возможности привлечения собственниками заемных средств на проведение указанных мероприятий:
предоставление гарантий бюджета кредитной организации;
бюджетное субсидирование процентной ставки по кредитам.
Выбор способа финансовой поддержки реализации мероприятий (софинансирование, предоставление муниципальных гарантий, субсидирование процентной ставки) определяется в зависимости от количества реализуемых мероприятий, их объемов, стоимости и получаемой в результате экономии.
Реализация Программы осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Главы города Ханты-Мансийска от 25.12.2008 N 1042 "О долгосрочных целевых программах города Ханты-Мансийска".
На основе результатов мониторинга выполнения Программы Департаментом ЖКХ формируется информационная аналитическая база об изменении уровней ресурсопотребления в соответствующих системах и сферах (тепло-, водоснабжения, электроснабжения в бюджетных упреждениях, жилых и многоквартирных домах). Данная информационная база используется для оценки Программы, а также для принятия решений о ее корректировке.
4.4.Организационные мероприятия
4.4.1.Инвентаризация объектов инженерной инфраструктуры
Данное направление предусматривает реализацию мероприятий по уточнению количества и параметров (технических характеристик, состояния) объектов систем коммунальной инфраструктуры (инженерных сетей тепловых, водоснабжения, электроснабжения), восстановление (в случае необходимости) технических паспортов, создание электронных схем объектов и сетей систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска.
В рамках данного направления выполняются мероприятия по выявлению, учету и передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов систем коммунальной инфраструктуры.
Выявление бесхозяйных объектов, а также сбор информации о них (в том числе по заявительному принципу) осуществляется на основании порядка выявления, постановки на учет, обслуживания и приема в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, утвержденного распоряжением Главы города N 241 от 19.06.2009.
Финансирование работ по содержанию и ремонту бесхозяйных объектов на территории города Ханты-Мансийска осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
4.4.2. Энергетические обследования систем коммунальной инфраструктуры, многоквартирных домов и зданий бюджетной сферы
Энергетическое обследование должно проводиться с целью выявления нерационального использования энергоресурсов и выявления потенциала энергосбережения для определения приоритетности выполнения энергосберегающих мероприятий.
Энергетическое обследование проводится в соответствии с установленными требованиями.
Объем работ, проводимых в рамках энергетического обследования (первичное, полное, документальное или инструментальное обследование), определяется в зависимости от наличия достоверной информации о состоянии объекта обследования и платежеспособных возможностей потенциального заказчика данных услуг.
Для определения энерго- и водопотребления могут использоваться результаты измерений стационарными или переносными приборами учета.
На основании данных энергетического обследования:
определяются (уточняются) параметры функционирования энергопотребляющих систем;
определяются объекты для проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности;
формируются предложения по разработке (внесению изменений) программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
составляется энергетический паспорт исследуемого объекта.
Результаты энергетического обследования создают возможности для уточнения объемных и стоимостных параметров реализации мероприятий и эффективного распределения финансовых потребностей, что косвенно оказывает влияние на индикаторы реализации Программы (через соотношение затраты/экономия).
4.4.3.Организация информационно-просветительской работы в области энергосбережения
Информирование и просвещение населения города Ханты-Мансийска о вопросах ресурсопотребления должно осуществляться в целях представления результатов реализации Программы, а также с целью формирования правильного отношения населения к природным ресурсам как к важной ценности. Это обусловлено тем, что с одной стороны реализация Программы сопровождается привлечением средств населения для финансирования мероприятий, а с другой стороны - достижение целей Программы невозможно без соответствующего изменения отношения к энергетическим ресурсам самой массовой категории ее потребителей.
Аналогичные подходы должны распространяться на работников бюджетной сферы.
Для этого в рамках Программы предполагается реализация следующих информационно-просветительских мероприятий:
публикация результатов мониторинга выполнения Программы в официальных средствах массовой информации, а также в сети Интернет. Публикация должна осуществляться на постоянной основе в течение всего срока действия Программы. Публикации должны осуществляться не позднее 3 месяцев после завершения отчетного периода (ежегодно). Публикуются текущие значения основных целевых индикаторов (в сравнении с исходными и плановыми значениями), а также иная информация;
создание и поддержание сайта в сети Интернет, посвященного проблемам ресурсосбережения в городе Ханты-Мансийске в целом и реализации Программы в частности;
проведение социальной рекламы и публикаций в средствах массовой информации и наружной рекламы. Предметом такой рекламы и публикаций должна стать взаимосвязь человека и потребляемых им ресурсов (в частности, существующие проблемы ресурсопотребления и механизмы их решения, роль человека как ответственного потребителя ресурсов, ресурсы как объект энергосбережения; проблемы несанкционированного водоразбора из систем отопления и так далее). Социальная реклама и публикации должны выходить не реже одного раза в квартал;
проведение пресс-конференций по вопросам ресурсосбережения и реализации Программы;
создание в рамках существующих музеев секций, посвященных воде, источникам, используемым при производстве тепловой и электрической энергии, обеспеченностью и влиянием их на состояние качества жизни людей. В рамках данных секций представляются материалы об особенностях ресурсоснабжения потребителей в регионе, перспективах применения инновационных технологий и так далее;
проведение в дошкольных учреждениях и школах занятий ("уроки энергосбережения"), в том числе с посещением соответствующих секций в музеях;
проведение информационных мероприятий в многоквартирных и жилых домах (распространение информационных листовок через почтовые ящики, размещение информации на информационных стендах и платежных документах). Информация должна содержать основные мероприятия Программы и формы их реализации с привлечением финансирования за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска, а также описание основных эффектов от их реализации.
4.5. Разработка муниципальной нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В целях повышения результативности реализации мероприятий Программы и создания стимулирующих факторов энергосбережения требуется разработка ряда нормативных правовых документов, в том числе:
программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска;
требований к программам в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и организаций с участием города Ханты-Мансийска;
порядка мониторинга программ в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и организаций с участием города Ханты-Мансийска.
Таблица 9
Наименование документа |
Ответственный исполнитель |
Сроки разработки |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска |
Департамент градостроительства и ЖКХ |
до конца 2010 года |
Требования к программам в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и организаций с участием города Ханты-Мансийска |
Департамент градостроительства и ЖКХ совместно с комитетом по экономике и прогнозированию |
IV квартал 2010 года |
Порядок мониторинга программ в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
Департамент градостроительства и ЖКХ совместно с комитетом по экономике и прогнозированию |
IV квартал 2010 года |
Порядок мониторинга программ в области энергосбережения организаций с участием города Ханты-Мансийска |
Комитет по экономике и прогнозированию |
IV квартал 2010 года |
В программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска должны быть определены основные направления развития города, в том числе ввод новых объектов жилищного и промышленного строительства, которые должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Данные направления должны определяться с учетом существующего и перспективного уровня потребления коммунальных ресурсов. Исходя из целевых характеристик состояния инженерной инфраструктуры, осуществляется разработка необходимых технических мероприятий по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят удовлетворить потребности города в предоставлении качественных и доступных коммунальных услуг. Программа должна включать меры, направленные на оптимизацию ресурсопотребления с учетом имеющихся резервов производственных мощностей в сфере водо- и теплоснабжения. Указанный документ должен быть увязан с муниципальной программой по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и составлять основу для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, которые являются одним из инструментов реализации энергосберегающих мероприятий.
Срок и параметры реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска должны быть синхронизированы с настоящей Программой.
Реализация Программы осуществляется посредством программ в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и организаций с участием города Ханты-Мансийска.
Требования к данным программам должны быть определены в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности".
Данный документ должен содержать следующие основные положения:
перечень и значения целевых показателей реализации данных программ для каждой из организаций, принципы их определения и корректировки;
методы определения эффекта от реализации мероприятий (экономического, экологического, срока окупаемости);
перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;
условия обоснования стоимостных и объемных показателей реализации мероприятий программы;
порядок, сроки, формы и место представления программ, обосновывающих материалов и отчетов об их реализации.
Для контроля за реализацией программ в области энергосбережения требуется утверждение соответствующего порядка проведения мониторинга программ в области повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и организаций с участием города Ханты-Мансийска (далее - Порядок).
Порядок должен определять правила оценки реализации указанных программ и включать следующие положения:
перечень лиц, ответственных за сбор и предоставление отчетных данных;
формы и сроки предоставления сведений о реализации мероприятий программ;
критерии достижения целей и задач реализации программ;
условия принятия решений о внесении изменений или досрочном прекращении реализации программ.
Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется заказчиком-координатором путем определения степени достижения ожидаемых результатов посредством сравнения текущих значений целевых индикаторов с предусмотренными Программой значениями.
Для оценки эффективности используются значения основных целевых индикаторов.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Эффективность реализации Программы оценивается через комплексный индикатор выполнения Программы. Комплексный индикатор рассчитывается в следующем порядке:
Определяется индекс изменения каждого индикатора Программы:
отношением разности текущего и исходного значений к разности планового на конец периода мониторинга и исходного значений индикатора - в случае, если положительный эффект отражается максимизацией индикатора;
отношением разности исходного и текущего значений к разности исходного и планового на конец периода мониторинга значений индикатора - в случае, если положительный эффект отражается минимизацией индикатора:
или
где:
- индекс изменения индикатора за период мониторинга, доли;
, , - соответственно текущее (по результатам периода мониторинга), исходное (на начало периода мониторинга) и плановое (на период мониторинга) значение целевого индикатора, ед. изм.
Определяется комплексный индикатор как сумма произведений индексов изменения отдельных индикаторов на удельный вес таких индикаторов:
Настоящая форма приводится в соответствии с источником
где:
- комплексный индикатор выполнения Программы, доли;
- индекс изменения i-го индикатора, доли;
- удельный вес i-го индикатора, доли;
N - количество целевых индикаторов Программы (15 ед.).
Удельные веса индикаторов:
- экономия электрической энергии - 0,06;
- экономия тепловой энергии - 0,08;
- экономия воды - 0,04;
- экономия природного газа - 0,11;
- удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями - 0,08;
- удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений - 0,04;
- удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений - 0,06;
- удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах -0,08;
- удельный расход воды в многоквартирных домах -0,04;
- удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах - 0,06;
- изменение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии - 0,11;
- динамика изменения фактического объема потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям - 0,06;
- динамика изменения фактического объема потерь тепловой энергии при ее передаче - 0,08;
- динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче - 0,04;
- динамика изменения объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды - 0,06.
5. Культурные аспекты программы
Мероприятия Программы, нацеленные на информирование и просвещение населения города Ханты-Мансийска о вопросах ресурсопотребления, направлены на формирование правильного отношения населения к природным ресурсам как к важной ценности. Это обусловлено тем, что с одной стороны реализация Программы сопровождается привлечением средств населения для финансирования мероприятий, а с другой стороны - достижение целей Программы невозможно без соответствующего изменения отношения к энергетическим ресурсам самой массовой категории ее потребителей.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 21 сентября 2011 г. N 1108 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Раздел 7. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Мероприятия Программы |
Заказчик |
Исполнители мероприятий |
Источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |
||||||
всего |
в том числе: |
||||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 - 2020 г. |
||||||
Цель 1: Устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса города | |||||||||||
|
Задача 1: Оптимизация потребления электрической, тепловой энергии, потребления газа и воды, снижение потерь энергоресурсов |
||||||||||
1. Мероприятия, направленные на энергосбережение в системе теплоснабжения | |||||||||||
1.1. |
Ремонт, реконструкция тепловых сетей с применением предварительно изолированных труб |
Департамент городского хозяйства (далее - ДГХ) |
|
Всего |
240 413,08 |
17 330,04 |
14 028,04 |
10529 |
30058 |
28078 |
140 390 |
МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" (далее - МКУ "СМЗ") |
Бюджет города |
102 164,90 |
5 758,40 |
1 643,5 |
0 |
10529 |
14039 |
70195 |
|||
Муниципальное предприятие "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" (далее - МП "УТС") |
Внебюджетные средства |
129 248,54 |
11 572 |
12384,54 |
10529 |
10529 |
14039 |
70195 |
|||
1.2. |
Монтаж установок компенсации реактивной энергии на котельных |
ДГХ |
|
Всего |
1 633,00 |
0 |
0 |
229 |
229 |
229 |
946 |
МП "УТС" |
Внебюджетные средства |
945,00 |
0 |
0 |
143 |
143 |
143 |
516 |
|||
Муниципальное предприятие "Ханты-Мансийскгаз" (далее - МП "Ханты-Мансийскгаз") |
Внебюджетные средства |
688,00 |
0 |
0 |
86 |
86 |
86 |
430 |
|||
1.3. |
Установка частотных преобразователей на насосы котельных |
ДГХ |
МП "Ханты-Мансийскгаз" |
Внебюджетные средства |
881,76 |
44,5 |
212,26 |
225 |
225 |
175 |
0 |
1.4. |
Установка приборов коммерческого учета в котельных |
ДГХ |
МП "УТС" |
Бюджет города |
15 000,00 |
0 |
0 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
0 |
2. Мероприятия, направленные на энергосбережение в системе водоснабжения и водоотведения | |||||||||||
2.1. |
Замена скважинных насосов с меньшей мощностью электропотребления |
ДГХ |
Муниципальное водоканализационное предприятие |
Внебюджетные средства |
2 051,25 |
0 |
95,25 |
678 |
600 |
678 |
0 |
2.2. |
Замена частотного преобразователя на преобразователь на электроприводе |
ДГХ |
Муниципальное водоканализационное предприятие |
Внебюджетные средства |
1 493,80 |
0 |
1493,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3. |
Строительство напорного коллектора от КНС N 6 до КНС N8 с заменой насосного оборудования |
ДГХ |
Муниципальное водоканализационное предприятие |
Внебюджетные средства |
3 519,07 |
0 |
3519,07 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Мероприятия, направленные на энергосбережение в системе электроснабжения | |||||||||||
3.1. |
Строительство воздушных линий электропередач ВЛ-10 кВ с применением самонесущих изолированных проводов |
ДГХ |
Муниципальное предприятие "Городские электрические сети" (далее - МП "ГЭС") |
Внебюджетные средства |
109 200,44 |
1 270 |
3106,44 |
15 000 |
15 000 |
15 000 |
59824 |
3.2. |
Строительство воздушных линий электропередач ВЛ-0,4 кВ на самонесущих изолированных проводах |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
75 471,25 |
4 600 |
18596,25 |
6714 |
6714 |
6714 |
32133 |
3.3. |
Замена кабельных линий электропередач КЛ-10 кВ на кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
188 423,00 |
8 000 |
6 879 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
113544 |
3.4. |
Внедрение системы АСКУЭ и монтаж электронных приборов |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
11 498,94 |
10 000 |
1498,94 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.5. |
Внедрение системы телемеханики на ТП, РП |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
12 494,00 |
7 000 |
5 494 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.6. |
Замена силовых трансформаторов с целью повышения коэффициента загрузки |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
3 652,90 |
3 200 |
452,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.7. |
Установка устройства компенсации реактивной мощности по уровню 10 кВ в распределительных пунктах |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
7 956,00 |
2 000 |
5 956 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.8. |
Внедрение ТП полной заводской готовности блочного типа с оборудованием с элегазовой изоляцией |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
162 876,90 |
25 000 |
137876,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.9. |
Модернизация оборудования ТП 10/0,4кВ |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
14 648,62 |
8 000 |
6 649 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.10. |
Оснащение систем обогрева РП, ТП с вакуумным и элегазовым оборудованием (обогревателями типа "Эколайн") |
ДГХ |
МП "ГЭС" |
Внебюджетные средства |
403,72 |
340 |
63,72 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Цель 2: Улучшение качества жизни населения города за счет реализации энергосберегающих мероприятий | |||||||||||
|
Задача 2: Снижение тепловых потерь зданий, потребления электроэнергии и воды |
||||||||||
4. Мероприятия, направленные на энергосбережение в жилищной сфере | |||||||||||
4.1. |
Проектирование, облицовка, утепление фасадов многоквартирных домов |
ДГХ |
МБУ "СМЗ" |
Бюджет города |
35 658,90 |
1 444,90 |
200 |
0 |
6203 |
4918 |
22893 |
4.2. |
Смена входных дверей в подъездах многоквартирных домов |
ДГХ |
МБУ "СМЗ" |
Бюджет города |
3 352,50 |
0 |
370 |
377,5 |
370 |
370 |
1865 |
4.3. |
Установка общедомовых узлов учета тепловой энергии |
ДГХ |
Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" (далее - МП "ЖКУ") |
Внебюджетные средства |
3 404,79 |
0 |
1904,79 |
1 500 |
0 |
0 |
0 |
4.4. |
Установка общедомовых приборов учета холодной воды |
ДГХ |
МП "ЖКУ" |
Внебюджетные средства |
387,20 |
0 |
282,2 |
105 |
0 |
0 |
0 |
4.5. |
Утепление сетей горячего водоснабжения изоляционным материалом |
ДГХ |
МП "ЖКУ" |
Внебюджетные средства |
232,72 |
116,2 |
8,52 |
11 |
11 |
11 |
75 |
4.6. |
Утепление сетей холодного водоснабжения с применением кабельного обогрева и изоляционного материала |
ДГХ |
МП "ЖКУ" |
Внебюджетные средства |
1 312,00 |
121,8 |
11,2 |
143 |
143 |
143 |
750 |
4.7. |
Замена ламп накаливания в местах общего пользования на светодиодные светильники в антивандальном исполнении |
ДГХ |
МП "ЖКУ" |
Внебюджетные средства |
1 881,00 |
180,5 |
100,5 |
200 |
200 |
200 |
1 000 |
4.8. |
Тепловизионное обследование жилых домов |
ДГХ |
МКУ "СМЗ" |
Бюджет города |
100,00 |
0 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Цель 3: Оптимизация расходной части бюджета города за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы | |||||||||||
|
Задача 3: Снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса |
||||||||||
5. Мероприятия, направленные на энергосбережение в бюджетной сфере | |||||||||||
Административные здания | |||||||||||
5.1. |
Гидрохимическая промывка систем отопления зданий |
ДГХ |
МБУ "Управление логистики" |
Бюджет города |
450,00 |
150 |
0 |
0 |
150 |
150 |
0 |
5.2. |
Замена оконных и дверных блоков с применением поливинилхлорид (далее - ПВХ) материалов |
ДГХ |
МБУ "Управление логистики" |
Бюджет города |
780,00 |
80 |
0 |
0 |
100 |
100 |
500 |
5.3. |
Установка энергосберегающих ламп и светильников в зданиях |
ДГХ |
Балансодержатели зданий |
Бюджет города |
1 320,00 |
0 |
0 |
0 |
660 |
660 |
0 |
Учреждения образования | |||||||||||
5.4. |
Замена оконных и дверных блоков с применением поливинилхлорид (ПВХ) материалов |
ДГХ |
Департамент образования |
Бюджет города |
4 921,90 |
243,9 |
0 |
0 |
2339 |
2339 |
0 |
5.5. |
Установка энергосберегающих ламп в зданиях |
ДГХ |
Департамент образования |
Бюджет города |
13 524,30 |
1 958,30 |
0 |
0 |
5783 |
5783 |
0 |
5.6. |
Утепление фасадов зданий, утепление стыков конструктивных элементов зданий |
ДГХ |
Департамент образования |
Бюджет города |
9 450,00 |
0 |
0 |
0 |
4725 |
4725 |
0 |
5.7. |
Установка приборов учета тепловой энергии |
ДГХ |
Департамент образования |
Бюджет города |
3 389,60 |
3 389,60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.8. |
Проведение энергетических обследований объектов |
ДГХ |
Департамент образования |
Бюджет города |
2 997,80 |
2 034,20 |
963,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Цель 4: Снижение размера платежей населения города и хозяйствующих объектов за энергетические ресурсы | |||||||||||
Задача 4: Формирование у населения и хозяйствующих объектов культуры энергосбережения с использованием информационных ресурсов и инновационных технологий | |||||||||||
6.Организационные мероприятия | |||||||||||
6.1. |
Проведение энергетических обследований объектов систем коммунальной инфраструктуры (водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения) |
ДГХ |
Организации коммунального комплекса |
Внебюджетные средства |
4 500,00 |
0 |
0 |
1500 |
1500 |
1500 |
0 |
6.2. |
Проведение энергетических обследований объектов бюджетной сферы |
ДГХ |
Балансодержатели зданий |
Бюджет города |
2 999,00 |
2 610,20 |
388,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.3. |
Организация информационно-просветительской работы в области энергосбережения |
ДГХ |
ДГХ |
Бюджет города |
2 199,50 |
199,5 |
0 |
0 |
500 |
500 |
1000 |
6.4. |
Проведение конкурса "Лучшее рационализаторское предложение в области энергосбережения" |
ДГХ |
Управление экономического развития и инвестиций |
Бюджет города |
100,00 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет города |
198 408,40 |
17 969 |
3665,9 |
5 377,5 |
36 359 |
38 584 |
96 453 |
|||
Внебюджетные средства |
737 170,90 |
81 445 |
206584,9 |
56 834 |
55 151 |
58 689 |
278 467 |
||||
Всего |
935 579,30 |
99 414 |
210250,8 |
62 211,5 |
91 510 |
97 273 |
374 920 |
-------------------------------------------
*(1) Данные статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики за 2009 г.
*(2) Объем реализации ресурсов по приборам учета в общем объеме реализации.
*(3) Данные статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики за 2009 г.
*(4) Данные статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики за 2009 г.
*(5) По количеству установленных приборов учета.
*(6) Данные по общедомовым приборам учета.
*(7) Приведена обеспеченность по площади жилых помещений.
*(8) Средневзвешенная величина износа с учетом площади жилищного фонда.
*(9) Учтены здания, где есть техническая возможность установки приборов учета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.