Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Ничковой С.С.
судей
Малининой Н.Г, Рябко О.А.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2019 года гражданское дело N 2-2798/2018 по апелляционной жалобе Балутина Валерия Владимировича на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2018 года по иску Балутина Валерия Владимировича к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г, выслушав объяснения представителя истца Балутина В.В. - Крайнюкова Н.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - Колпащиковой Е.Ю, возражавшей против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балутин В.В. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, просил признать его лицом, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать включить в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт- Петербурга.
В обоснование заявленных требований истец указал, что родился 16 мая "... ". в родильном доме N "... " г. Ленинграда, где его мать написала заявление об отказе от сына, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. Истец проживал в специализированном Доме ребенка г. Ленинграда, в последствии переведен на воспитание в Детский дом N "... " В 1974г. истца перевели в специализированную школу-интернат N "... " для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
29 ноября 2017 г. Балутин В.В. обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, был поставлен на учет в общем порядке.
Полагая, что имеет право постановки на льготную очередь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 06 марта 2018 г. истец подал в администрацию соответствующее заявление, ответом от 15 марта 2018 года ему было отказано в постановке на льготную очередь, в связи с отсутствием правовых оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный отказ истец считает неправомерным.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2018 года исковые требования Балутина В.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Балутин В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылается на нарушение норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Жилищного комитета СПб не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, не представил. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Пунктом 9 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, из содержания названного Закона следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья
Из материалов дела следует, что Балутин В.В. родился 16 мая "... " года.
В связи с отказом матери от ребенка и отсутствии сведений об отце, Балутин В.В. был направлен в специализированный Дом ребенка г. Ленинграда, в последующем переведен на воспитание в Детский дом N "... ".
В 1974г. из Детского дома N "... " истца перевели в специализированную школу-интернат N "... " для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После окончания школы истец работал в АООТ СУ-305, проживал и был зарегистрирован в общежитии по адресу: "... ".
С 18 февраля 1988 по 18 февраля 1991 года истец отбывал наказание в ФКУ ИК-6.
С 1991 по 1996 года работал "... " в магазине N "... " Невского райпищеторга, с 1996 года не работал в связи с отсутствием паспорта.
14 июля 2017 года истец встал на учет в СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан РФ БОМЖ".
18 декабря 2017 года истец поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.
15 марта 2018 года истцу отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 156-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Балутин В.В. обратился за реализацией своего права после достижения 23-летнего возраста, при этом ранее он не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не состоял учете нуждающихся, обстоятельств, не позволяющих истцу своевременно обратиться с соответствующими заявлениями в компетентные органы не установлено.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, иной оценки представленным доказательствам не усматривает.
Право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, но не реализовавшими принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 года, на дату вступления Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу которых действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Балутин В.В. сохранил право состоять на учете по обеспечению жилым помещением при обращении после исполнения ему 23 лет несостоятелен. Суд первой инстанции правомерно сослался на позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного суда от 27 сентября 2006 года, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади при достижении возраста 23 лет только, если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц по договору социального найма, носили заявительный характер и были возможны при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратился 06 марта 2018 года, когда ему уже исполнилось "... " лет.
Каких-либо доказательств, уважительности не обращения истца до достижения возраста 23 лет, наличия каких-либо обстоятельств, препятствовавших истцу в подаче указанного заявления, не представлено.
Учитывая указанные выше правовые нормы, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований.
Доводы жалобы о том, что при разрешении дела судом не были приняты во внимание положения п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, подлежат отклонению.
На день окончания пребывания заявителя в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).
В статье 31 Жилищного кодекса РСФСР было указано, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (часть 1).
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 17-ФЗ, действующей на тот период времени), было предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, ранее действующее жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан указанной категории на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений по месту жительства, либо по месту выявления, строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений; при этом право на получение жилого помещения, в том числе и во внеочередном порядке, носило в соответствии с положениями ранее действующего жилищного законодательства, заявительный характер, о чем гражданин обязан подать органу местного самоуправления заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, то есть заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.
Регулировавшийся пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения и данные об обращениях Балутина В.В. ранее (до марта 2018г.) в администрацию с письмами, заявлениями, ходатайствами по вопросу предоставления ему жилого помещения в льготном порядке либо по вопросу решения его жилищной проблемы как указанной категории лиц.
Таким образом, доводы жалобы о том, законодательство не предусматривает для лиц указанной категории такое условие, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, являются несостоятельными, ввиду вышеуказанных обстоятельств.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к изменению или отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Балутина Валерия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.