Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Кудасовой Т.А, Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Ивановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2019 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" на решение Дзержинского районного суда от "дата" по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Центрального района" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю, объяснения представителя КГИОП СПб - Рябова С.В, представителя ООО "Жилкомсервис N1" - Соколовой Ю.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) обратился в суд с иском к ООО Жилкомсервис N 1 Центрального района", указывая, что ответчик обеспечивает управление и содержание многоквартирного дома N 10 лит А по Литейному проспекту, который включен в перечень предметов охраны культурного наследия регионального значения (дом, где с 1930 по 1942г жил металлург Байков А.А.( "адрес"), актом осмотра КГИОП установлено, что обязательства по обслуживанию дома исполняются ненадлежащим образом, поставлено требование обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту парадной N 2(где квартиры N N... ) и парадной N... (где квартиры N N... ) объекта культурного наследия регионального значения (дом, где с 1930 по 1942г жил металлург Байков А.А.( "адрес") расположенного по адресу Санкт-Петербург, Литейный проспект дом 10 лит А.
Решением Дзержинского районного суда от "дата" исковые требования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга удовлетворены, суд обязал Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Центрального района" в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту парадной N... (где квартиры N N... ) и парадной N... (где квартиры N N... ) объекта культурного наследия регионального значения (дом, где с 1930 по 1942г жил металлург Байков А.А.( "адрес") расположенного по адресу Санкт-Петербург, Литейный проспект дом 10 лит А.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что многоквартирный дом по адресу Литейный проспект дом 10 лит А (дом, где с 1930 по 1942г жил металлург Байков А.А.(кв. "адрес")) включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения на основании Закона Санкт-Петербурга от 5 июля 1999 года N 174-27 "Об объявлении охраняемыми памятниками истории и культуры местного значения".
ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" является управляющей организацией, обеспечивающей содержание общего имущества дома.
Актом осмотра КГИОП от 17.10.2017 зафиксировано ненадлежащее содержание внутренней отделки в парадной N 2 и в парадной N 3 указанного дома (л.д. 14-22).
Удовлетворяя требования об обязании ответчика выполнить ремонт парадной N 2(где квартиры N N... ) и парадной N... (где квартиры N N... ) объекта культурного наследия регионального значения (дом, где с 1930 по 1942г жил металлург Байков А.А.( "адрес") расположенного по адресу Санкт-Петербург, Литейный проспект дом 10 лит А, суд первой инстанции учел, что дом 10 лит А по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге является выявленным объектом культурного наследия, охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени работы по сохранению объекта ответчиком не произведены. Доказательств надлежащего исполнения ответчиком требований законодательства об объектах культурного наследия РФ суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона 73-ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 3 ст. 2 Закона 73-ФЗ гражданским законодательством РФ регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Определением от 09.12.2014 N 2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно преамбул, к Закону 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 Закона 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях Закона 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона 73-ФЗ, п. 3.47 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, КГИОП уполномочен осуществлять региональный государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
На основании п. 1 ст. 11 Закона N 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Требования выполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия относятся к административным и публичным правоотношениям в сфере исполнения соответствующим органом властных полномочий по осуществлению государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в числе работ, выполняемые в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов. Предусмотрено устранение выявленных нарушений внутренней отделки.
Работы по восстановлению отделки стен, потолков, полов в подъездах включены в Перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома, являющийся приложением к договору управления. Включение данного вида работ в договор управления свидетельствует о том, что с учетом стоимости этих работ установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников этого дома.
Учитывая выше приведенные нормы права, а также то обстоятельство, что письменных доказательств невозможности осуществления текущего ремонта в парадных N 2 и N 3 дома, и принятия всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства по сохранению объектов культурного наследия ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод апелляционной жалобы ответчика, о том, что поскольку в настоящее время апеллянт не получил согласие собственников многоквартирного дома на проведение ремонтных работ, то требования истца необоснованные, судебная коллегия отклоняет, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничения для управляющей организации относительно инициации перед собственниками рассмотрение вопроса о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в возражениях на апелляционную жалобу истец указывает, что согласно п. 2.1.3 Контракту N... на управление многоквартирного домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающим уполномоченным представителем Санкт-Петербурга, ответчик обязан подготавливать предложения по вопросам содержания и текущего ремонта общего имущества объекта для их рассмотрения общим собранием собственников.
Данное обстоятельство представителем ответчика в суде апелляционной инстанции оспорено не было.
Доказательств обращения к общему собранию собственников предложения по вопросу содержания и текущего ремонта общего имущества объекта ответчиком также не представлено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в опровержение доводам апелляционной жалобы, нарушений материального и процессуального законодательства судом допущено не было, а доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района"- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.