Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием транспортного прокурора Бурнашовой А.А, представителя ответчика Карпова Д.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 12 ноября 2018 года по делу по иску заместителя Якутского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" о возложении обязанности привести сайт в соответствии с требованиями законодательства, которым
постановлено:
Обязать открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" привести сайт http://lorp/.ru в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872- 2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" для слабовидящих в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Заместитель Якутского транспортного прокурора в интересах прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" о возложении обязанности привести сайт в соответствие с требованиями законодательства. В обоснование иска указано, что ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте ОАО "ЛОРП" (http://lom/.ru.), а именно - не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса данного сайта, отсутствует гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих. На основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" просил обязать ответчика привести сайт в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" путем размещения на главной странице текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих.
Судом по делу вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что "ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурс" не содержит императивные нормы права, подлежащие обязательному применению, а утвержден для добровольного применения, также указывает о том, что не указаны конкретные меры приведения сайта в соответствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, Якутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов при пользовании услугами воздушного и водного транспорта. В ходе данной проверки составлен акт от 22.06.2018, согласно которому на официальном сайте ОАО "ЛОРП" http://lorp/.ru. размещена информация об услугах водного транспорта. При просмотре данного сайта установлено, что ОАО "ЛОРП" не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к размещенной информации, в частности, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса данного сайта, отсутствует гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих, то есть имеются нарушения при создании альтернативной версии официального веб-сайта, имеющего минимальное число графических элементов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".
Ответчик в ходе рассмотрения дела отсутствие на официальном сайте гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих не отрицал.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), и в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Во исполнение требований ФЗ N 181 принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" (далее - ГОСТ), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N1789-СТ и введен в действие с 01.01.2014.
Так, согласно пункту 3.1.1. ГОСТ доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Указанным ГОСТ предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
На сайте ОАО "ЛОРП" размещена информация об услугах (контейнерные перевозки, перевозка сухих грузов, география перевозок, правила перевозок), тарифе и т.д. Следовательно, деятельность предприятия направлена на неопределенный круг лиц.
Из материалов дела следует, что лица с ограничениями по зрению не имеют возможности получать необходимую информацию об услугах ОАО "ЛОРП", оказываемых населению, что свидетельствует о нарушении законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГОСТ Р 52872-2012 утвержден для добровольного применения основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем основанием для отмены решения не являются.
Положения ГОСТ Р 52872-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" подлежат применению ответчиком, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Доводы жалобы о том, что в решении не указаны конкретные меры приведения сайта в соответствии с ГОСТ, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик вправе руководствоваться и иными нормативными актами, актуальными на момент исполнения судебного акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой в данном случае не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 12 ноября 2018 года по делу по иску заместителя Якутского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" о возложении обязанности привести сайт в соответствие с требованиями законодательства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.