Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Осиповой А.А,
судей Местниковой С.А, Никодимова А.В,
при секретаре Васильевой Л.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков на заочное решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2018 г, которым
по гражданскому делу по иску Окружной администрации Городского округа "Город Якутск" к ответчикам Кулешову К.Н, Кулешовой И.В. о принудительном изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,
постановлено:
Иск удовлетворить.
Прекратить право общей совместной собственности Кулешова К.Н, Кулешовой И.В. на жилое помещение по адресу... порядке изъятия недвижимости для муниципальных нужд.
Признать право общей совместной собственности Кулешова К.Н, Кулешовой И.В. на жилое помещение...
Взыскать с Кулешова К.Н, Кулешовой И.В. доплату за разницу размера возмещения и стоимости предоставляемого жилого помещения в размере 513 369 рублей 01 копейки.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В, объяснения представителя истца Алексеевой А.И, ответчика Кулешовой И.В, ответчика Кулешова К.Н, заключение прокурора Никифоровой М.В, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
установила:
ОА города Якутска обратилась с иском к ответчикам Кулешову К.Н, Кулешовой И.В, ссылаясь на то, что в 2011 году многоквартирный жилой дом по адресу:... признан аварийным и подлежащим сносу, указанный жилой дом включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 года N 193. Ответчикам взамен... указанном аварийном доме предоставлено жилое помещение по адресу:...
Между тем, до настоящего времени стороны не подписали соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение, в связи с чем ОА г. Якутска в предъявленном иске ставила вопрос прекращения права общей совместной собственности Кулешова К.Н. и Кулешовой И.В. на жилое помещение по адресу.., в порядке изъятия недвижимости для муниципальных нужд, признания права общей совместной собственности Кулешова К.Н, Кулешовой И.В. на жилое помещение по адресу:.., и взыскании с ответчиков доплаты за разницу размера возмещения и стоимости предоставляемого жилого помещения в размере 513 369 рублей 01 копейки.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым, ответчики обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить его в части взыскания с них разницы стоимости жилых помещений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения явившихся сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену (п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснением Верховного Суда Российской Федерации, указанным в подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии с п. 3.3.5 Положения о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 30 августа 2013 года N... и в редакции от 18 октября 2016 года N... п, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. При этом стоимость предоставляемого жилого помещения определяется в зависимости от основания возникновения права собственности в соответствии со стоимостью приобретения, указанной в договоре (муниципальном контракте), заключенном с застройщиком, продавцом или в случае безвозмездной передачи в муниципальную собственность - согласно отчету об оценке его стоимости.
Как следует из материалов дела и установилсуд, в 2011 году многоквартирный жилой дом расположенный по адресу... на основании акта Межведомственной комиссии, утвержденным распоряжением Окружной администрации г.Якутска признан аварийным и подлежащим сносу, а также включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 года N 193.
Квартира N... в указанном аварийном доме принадлежит ответчикам на праве собственности (л.д.14).
В данном случае ответчики выбрали предоставление им другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для освобождения их от выплаты разницы между выкупной ценой и стоимостью предоставленного жилого помещения.
Доводы ответчиков об отсутствии доказательств несения муниципальным бюджетом расходов в сумме равной стоимости истребуемой разницы, которая по их мнению является неосновательным обогащением со стороны ОА г. Якутска, и об отсутствии у них обязанности доплачивать разницу стоимости жилых помещений, ее уменьшении, не основаны на законе.
В данном случае, спорные правоотношения, применительно к процедуре, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, возникли с момента принятия распоряжения ОА г. Якутска N... от 13.09.2016 об изъятии жилого помещения и земельного участка.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 23.04.2015 N... были внесены изменения в Положение о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 30.08.2013 N.., а именно: п. 3.3.6 был исключен (п. 1.8), а п. 3.3.5 изменен и изложен в следующей редакции: если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника (п. 1.7).
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о том, что судом не применен п. 3.3.6 Положения о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск" является несостоятельным и подлежит отклонению.
Так, п. 3.3.6 вышеуказанного Положения, предусматривающий освобождение собственника от доплаты за превышение площади, соответствовал ранее действовавшим п. п. 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, квартиры, общая площадь которой превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществлялось за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и (или) местного бюджета, а также в определенных случаях за счет средств Фонда.
Однако, с 1 августа 2013 г. на основании Федерального закона от 23.07.2013 N 240-ФЗ п. п. 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ были признаны утратившими силу и исключены из применения.
В связи с чем на основании Распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 N... -р был утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе согласно п. 3 решено утвердить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение данного Распоряжения в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Приказом Минстроя России от 09.12.2013 N... были утверждены Методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которыми одним из источников внебюджетных средств, подлежащих привлечению при реализации региональных адресных программ, являются средства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как указано в методических рекомендациях, такие внебюджетные средства могут использоваться непосредственно на финансирование мероприятий, предусмотренных статьями 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ (строительство, приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата выкупной цены собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах), а также на возмещение расходов (части расходов), понесенных органами местного самоуправления на указанные цели.
Из анализа указанных норм следует, что, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
При таких обстоятельствах, ссылки ответчиков на раздел 2 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 N 193, о том, что превышение площади приобретаемых (строящихся) жилых помещений от общей площади аварийных жилых помещений, подлежащих переселению финансируется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств бюджетов муниципальных образований, и отсутствии в ней указания на привлечение внебюджетных средств на переселение дома, расположенного по адресу:... основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Оснований для отмены решения суда по указанным доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Вместе с тем, утверждение заявителей о снижении разницы стоимости жилых помещений с 513369 руб. 01 коп. до 416497,80 руб, заслуживает внимания.
В данном случае расчет указанной разницы произведен истцом ошибочно, поскольку площадь предоставленной квартиры по... указана им равной - 41,7 кв.м, тогда как, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 21.07.2017 ее площадь составляет 39,9 кв.м.(л.д.15).
Исходя из указанного, расчет взыскиваемой суммы подлежит корректировке:
Стоимость 1 кв.м. - 53821,7 руб. (134463000 руб. (цена муниципального контракта)/2498,3 кв.м. (общая квадратура дома по муниципальному контракту).
53822 х 39,9 кв. м. = 2147497,8 руб. (стоимость предоставленного жилья).
2147497,8 - 1731000 (размер возмещения за изымаемое жилье) = 416497, 8 руб.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит изменению в связи с ошибкой в расчете на основании ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2018 г. изменить в части размера взыскиваемой с ответчиков доплаты за разницу стоимости жилых помещений.
Считать подлежащим взысканию с Кулешова К.Н, Кулешовой И.В. в пользу Окружной администрации Городского округа "Город Якутск" доплату за разницу размера возмещения и стоимости предоставляемого жилого помещения в размере 416 497 рублей 80 копеек.
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Председательствующий: А.А. Осипова
Судьи: С.А. Местникова
А.В. Никодимов
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.