Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Глуховой И.Л,
судей Гулящих А.В, Рогозина А.А,
при секретаре Петровой Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 16 января 2019 года дело по апелляционной жалобе ответчика Потаповой М.Г. на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 10 августа 2018 года, которым
удовлетворены исковые требования Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства к Потаповой М.Г. об освобождении земельного участка.
На Потапову М.Г. возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения в законную силу освободить земельный участок площадью 31 кв.м, расположенный по адресу (адресному ориентиру) "адрес", согласно паспорту МАФ N, путем демонтажа торгового модуля, а также обязанность привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования. Разъяснено, что в случае не освобождения Потаповой М.Г. земельного участка и не приведения земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, Администрация города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства вправе самостоятельно совершить действия по освобождению земельного участка, за счет ответчика Потаповой М.Г. с взысканием с нее необходимых расходов. С Потаповой М.Г. в пользу местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А, объяснения представителя Потаповой М.Г. - М.Н.В, доводы жалобы поддержавшей, судебная коллегия
установила:
Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства, ссылаясь на прекращение заключенного с Потаповой М.Г. договора аренды земельного участка для целей размещения торгового киоска в составе торгово-остановочного комплекса по реализации продовольственной группы товаров общей площадью 31,0 кв.м. по адресу (адресному ориентиру): "адрес" согласно паспорту МАФ N, обратилась к Потаповой М.Г. с иском об освобождении указанного земельного участка, путем демонтажа торгового модуля и возложении на Потапову М.Г. обязанности привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Потапова М.Г. против удовлетворения иска возражала, полагая, что установленные законом основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие Потаповой М.Г, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Потапова М.Г. просит решение отменить и в удовлетворении иска отказать, считая, что суд не дал должной оценки тому, что частью 1 ст. 10 Федерального закона "О торговле" и приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 21 августа 2015 N 65 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики" на муниципальное образование возложена обязанность по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов, а не схемы размещения мест нестационарных торговых объектов, и на момент направления уведомления о расторжении договора аренды земельного участка расположенный на нем нестационарный торговый объект был включен в утвержденную постановлением Администрации г. Ижевска Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, что гарантировало ей сохранение начатой до ее утверждения эксплуатации данного нестационарного торгового объекта, поскольку после утверждения указанной Схемы размещение нестационарного торгового объекта осуществляется без предоставления земельного участка.
Указывает, что поскольку на день принятия судом решения нормативное регулирование оформления договора для целей размещения нестационарного торгового объекта в Удмуртской Республике отсутствовало, включение используемого ей объекта в схему размещения нестационарного торгового объекта являлось достаточным для его нахождения на земельном участке.
Кроме того, выражает несогласие с выводами суда о том, что Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска имело полномочия на направление ей уведомления о прекращении договора аренды земельного участка, поскольку управление и распоряжение земельными участками относится к полномочиям Администрации г. Ижевска.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок; в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца, если законом или договором не установлен иной срок предупреждения о прекращении договора аренды.
В силу ст. 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 ст. 450.1 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Уведомление о прекращении договора аренды, заключенного (возобновленного) на неопределенный срок, является безусловным основанием для прекращения арендных правоотношений и освобождения арендованного имущества.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ).
В силу пункта 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам конкурса по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков под торгово-остановочные комплексы на территории Первомайского района 4 октября 2004 года между Администрацией г. Ижевска и ИП Г.О.П. был заключен договор аренды N земельного участка площадью 35 кв.м. по адресу (адресному ориентиру) "адрес", согласно паспорта МАФ N.
В последующем распоряжениями Администрации Первомайского района г. Ижевска от 30 января 2007 года N, 27 декабря 2007 года N, 27 июля 2011 года N, соглашениями N от 8 мая 2007 года, N от 13 ноября 2008 года, N от 5 декабря 2011 года, N от 5 апреля 2013 года изменялись площадь, адресный ориентир и уточнялось разрешенное использование земельного участка - адресный ориентир изменен на " "адрес""; было определено, что земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по продаже товаров смешанного ассортимента, кроме спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков.
Соглашением от N от 3 апреля 2014 года срок договора был продлен до 29 июля 2014 года; соглашением от N от 27 февраля 2015 года - до 25 августа 2015 года.
Соглашениями о передаче прав и обязанностей от 29 апреля 2016 года и 5 июня 2017 года, соответственно, права и обязанности по договору перешли к ИП М.И.М, а далее к Потаповой М.Г.
Поскольку по истечении срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, в соответствии с пунктом 6.5 договора, а также положениями пункта 2 ст. 621 ГК РФ договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 10 февраля 2017 года N 34 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ижевск", в которой имеется указание на место размещения нестационарного торгового объекта в составе торгово-остановочного комплекса с адресным ориентиром: "адрес", площадь земельного участка 31 кв.м. (пункт 56).
Постановлением Администрации города Ижевска от 12 мая 2017 N 194 в постановление Администрации города Ижевска от 10 февраля 2017 N 34 внесены изменения, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ижевск" утверждена в новой редакции.
Постановлением Администрации города Ижевска от 5 марта 2018 N 88 в постановление Администрации города Ижевска от 10 февраля 2017 N 34 внесены изменения, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ижевск" утверждена в новой редакции.
В указанных постановлениях (соответственно, пункты 59 и 56), также имеется указание на место размещения нестационарного торгового объекта в составе торгово-остановочного комплекса с адресным ориентиром: "адрес", площадь земельного участка 31 кв.м.
На основании пункта 2 ст. 610 ГК РФ, 20 сентября 2017 года Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска в адрес ответчика было направлено уведомление N 03-31/44 о прекращении договора в соответствии с пунктом 6.5 договора аренды по истечении семи дней со дня получения уведомления, полученное ответчиком, согласно почтового уведомления о вручении, 7 октября 2017 года; соответственно, действие данного договора прекратилось 17 октября 2017 года.
В соответствии с актом осмотра земельного участка от 8 декабря 2017 года N 732 отделом муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации г. Ижевска земельный участок ответчиком не освобожден и продолжает использоваться.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам) для размещения нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии пунктом 2 ст. 39.33, пунктом 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в указанную схему их размещения устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется в целях размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 11 января 2016 года N ИА/90/16 "О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения" предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 7 апреля 2017 N 118 было утверждено "Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов на территории муниципального образования "г. Ижевск", формы договора на размещение нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта на территории муниципального образования "г. Ижевск", формы заявки на участие в аукционе по предоставлению права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта на территории муниципального образования "г. Ижевск", распространявшимся на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, объектов бытового обслуживания и объектов общественного питания на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, было установлено, что размещение указанных нестационарных объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "г. Ижевск" на основании договора, заключаемого по результатам открытого аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 раздела II настоящего Положения (пункты 2, 5-9 Положения).
Согласно пункту 9 раздела II Положения, заключение договора без проведения аукциона возможно с хозяйствующим субъектом, с которым у Администрации г. Ижевска был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта при наличии в совокупности следующих условий: место размещения нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "г. Ижевск"; у хозяйствующего субъекта на дату подачи заявления о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта является действующим; в адрес арендатора не направлено уведомление об отказе от договора аренды земли; у хозяйствующего субъекта отсутствует задолженность по оплате арендной платы за землю по состоянию на дату подачи заявления о заключении договора; в период действия договора аренды земельного участка с хозяйствующим субъектом отсутствуют документы, свидетельствующие о фактах нарушения в нестационарном торговом объекте, нестационарном объекте ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В силу пункта 12 раздела II Положения, право на заключение договора без проведения аукциона предоставлялось хозяйствующему субъекту, подавшему в уполномоченный орган заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 18 августа 2017 по делу N Постановление Администрации г. Ижевска от 7 апреля 2017 N 118 было признано недействующим со дня его принятия в связи с тем, что регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска к компетенции Администрации г. Ижевска не отнесено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворения иска, суд руководствовался приведенными выше регулирующими спорные отношения нормами материального права и пришел к выводу о том, что наличие в утвержденной постановлением Администрации г. Ижевска Схеме размещения нестационарных торговых объектов сведений о нестационарном торговом объекте значимым в целях признания за ответчиком права пользования земельным участком не является, так как право пользования земельным участком возникло до ее утверждения и принадлежало истцу на основании прекращенного по инициативе арендодателя в установленном законом порядке договора аренды земельного участка; схема размещения нестационарных торговых объектов информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности не содержит и права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой схеме, независимо от наличия в ней данных, позволяющих идентифицировать торговый объект истца, не закрепляет; действующее земельное законодательство предусматривает специальный порядок размещения нестационарных торговых объектов в связи с прекращением арендных отношений оснований, однако доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении места размещения нестационарного торгового объекта на договорной основе в соответствии с требованиями действующего законодательства и неправомерного отказа органа местного самоуправления в заключении соответствующего договора материалы дела не содержат.
При этом суд также отклонил доводы ответчика об отсутствии у начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска полномочий принимать решения по прекращению договоров аренды земельных участков на территории муниципального образования "г. Ижевск", основанные на признании решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2018 года по делу N недействительным подпункта 14 пункта 3.5 раздела 3 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 6 июня 2006 года N 115 о том, что начальник Управления земельных ресурсов и землеустройства не уполномочен принимать решения по прекращению договоров аренды земельных участков, расположенных на территории МО "г. Ижевск", поскольку обстоятельства и выводы, установленные в рамках данного судебного акта, к рассматриваемому спору не относятся и согласно указанного решения подпункт 14 пункта 3.5 раздела 3 Положения является недействующим лишь со дня вступления решения в законную силу.
С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается и оснований для их переоценки по доводам апелляционной жалобы не усматривает, поскольку, как правильно указал суд, действующее земельное законодательство предусматривает специальный порядок размещения нестационарных торговых объектов, а доказательств наличия исключительного права на использование занятого земельного участка ответчиком не представлено.
Поскольку земельный участок, на котором находится используемый ответчиком нестационарный торговый объект, был предоставлен в 2004 году и его действие в установленном законом порядке прекращено, при отсутствии на территории Удмуртской Республике нормативного регулирования порядка оформления договора для целей размещения нестационарного торгового объекта, мог иметь значение и являться достаточным основанием для признания за ответчиком права пользования земельным участком факт непосредственного включения используемого ответчиком нестационарного торгового объекта в утвержденную органом местного самоуправления Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск", что являлось бы достаточным основанием для нахождения нестационарного торгового объекта на земельном участке.
В ином случае, когда утвержденная Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск" определяет лишь место размещения нестационарных торговых объектов, лишь соответствующе месту нахождения используемого ответчиком нестационарного торгового объекта, основания для нахождения нестационарного торгового объекта на земельном участке будут отсутствовать, поскольку действие договора аренды, на котором находится используемый ответчиком нестационарный торговый объект, было в установленном законом порядке прекращено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск" был включен используемый ей нестационарный торговый объект, а не место его размещения, судебной коллегией отклоняются, поскольку включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск" сведений о виде нестационарного торгового объекта, адресном ориентире места размещения, его специализации (ассортиментный перечень реализуемой продукции) и площади, необходимой для его размещения, данных обстоятельств не подтверждает, а напротив, свидетельствует лишь об определении в Схеме места размещения конкретного вида нестационарного торгового объекта с указанием его характеристик и адресного ориентира.
Поскольку основанием для размещения используемого ответчиком нестационарного торгового объекта являлся факт его включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск", который судом не установлен, при этом вопрос о включении используемого ответчиком нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск" предметом рассмотрения по настоящему делу не является, соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются.
С учетом этого доводы жалобы ответчика о том, что ввиду отсутствия в Удмуртской Республике на день принятия судом решения нормативного регулирования оформления договора для целей размещения нестационарного торгового объекта лишь в силу факта наличия включения сведений об используемом ей объекте в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "г. Ижевск" она имеет право использования указанного нестационарного торгового объекта на внеконкурентной основе, судебной коллегией отклоняются.
Также отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска полномочий на направление уведомления о прекращении договора аренды земельного участка, поскольку, вопреки доводам жалобы, как правильно указал суд, в соответствии с пунктами 1.1. и 1.2. Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 6 июня 2006 года N 115, Управление является функциональным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим функции управления в области земельных отношений; положения подпункта 14 пункта 3.5 раздела 3 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска были признаны недействующими с момента вступления решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2018 года в законную силу, а уведомление о прекращении заключенного на неопределенный срок договора аренды земельного участка была направлено в адрес ответчика в октябре 2017 года; данные выводы правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", вопреки доводам жалобы, не противоречили.
Таким образом, поскольку с прекращением 17 октября 2017 года действия договора аренды земельного участка, используемого ответчиком для размещения нестационарного торгового объекта, правовых оснований его использования ответчиком не имелось, по мнению судебной коллегии, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении земельного участка путем демонтажа торгового модуля, а также возложении на ответчика обязанности привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Установленные частью 4 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного постановления отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 10 августа 2018 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Потаповой М.Г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Глухова И.Л.
Судьи Гулящих А.В.
Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.