Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные итоги и особенности деятельности Счетной палаты в 2010 году
Контрольными мероприятиями в 2010 году было охвачено 38 объектов различного уровня и форм собственности (структурные подразделения администрации города, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и прочие хозяйствующие субъекты).
За отчетный период Счетной палатой проведено 25 мероприятий, в том числе 18- контрольных и 7 - экспертно-аналитических мероприятий, из которых треть контрольных мероприятий или в количестве 8-ми, являлись внеплановыми проверками и были произведены Счетной палатой в 2010 году по поручению прокуратуры города Нижневартовска и заданию генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе.
По результатам проведенных мероприятий составлено 14 актов, 8 отчетов по контрольным мероприятиям в Думу города, 9 представлений Главе города, 13 экспертных заключений.
В течение 2010 года были проведены следующие контрольные мероприятия:
плановые мероприятия
1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Теплоснабжение" (эффективность управления и использования средств предприятия, имущества) за 2009 год.
2. Проверка отчета об исполнении городского бюджета по доходам и расходам за 2009 год.
3. Плановая проверка целевого использования средств бюджета города, внебюджетных источников, имущества за 2009 год по бюджетополучателю МБУ "Центр национальных культур".
4. Проверка финансирования официальных физкультурных и спортивных мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом. Выборочная проверка использования материально-технической базы, организации тренировочного процесса и оплаты труда тренерскому составу за 2009 год в МОУДОД ДЮСШ.
5. Проверка эффективности организации, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда за счет средств городского бюджета в 2009 году. Выборочная встречная проверка эффективности организации, проведения и исполнения капитального ремонта жилищного фонда за счет субсидий из бюджета города в 2009 году в ОАО "УК N 1".
6. Проверка строительства объекта "Монументально-декоративная композиция участникам ликвидации радиационных и техногенных катастроф".
7. Проверка эффективности использования бюджетных средств по содержанию и ремонту ливневой канализации улично-дорожной сети за 2009 год.
8. Проверка финансово-хозяйственной деятельности (эффективность управления и использования средств Предприятия, имущества) в муниципальном унитарном предприятии города Нижневартовска "Землеустроительное предприятие" за 2009 год.
9. Проверка по предоставлению бесплатного молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда в медицинских учреждениях города, за период 2009 года.
10. Проверка проекта Решения Думы муниципального образования город Нижневартовск "О бюджете города Нижневартовск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Общий объем исследуемых средств по результатам проверки составил 13 млрд. 820 млн.руб.
Всего за 2010 год по результатам вышеназванных контрольно-ревизионных мероприятий были выявлены финансовые и иные нарушения законодательства РФ на общую сумму 326 395 тыс. руб., что составляет 2,36 % от общего объема исследуемых средств.
Итоги деятельности Счетной палаты показали, что результативность работы Счетной палаты целиком и полностью не только покрывает затраты, связанные с ее содержанием, но и приносят определенный экономический эффект от работы сотрудников Счетной палаты, так как на каждый вложенный рубль по содержанию Счетной палаты Думы города приходится 42 рубля от установленных нарушений и 10 рублей от суммы предотвращенных по неправомерному и неэффективному использованию, а также восстановленных и определенных к возврату средств городского бюджета.
Основными причинами, предопределившими нарушения в муниципальных учреждениях и предприятиях, явилось недостаточная бюджетно-финансовая дисциплина при использовании бюджетных и внебюджетных средств; отсутствие правильного сочетания экономических и административных методов руководства, отсутствие должного соблюдения законодательства в области налогового и бухгалтерского учета, своевременного проведения мероприятий, способствующих предотвращению отрицательных результатов хозяйственной деятельности, отсутствие предпринятых мер по повышению эффективности использования средств и снижению затрат, и как результат:
- сумма нецелевого использования средств составила в размере 146 тыс.руб. или 0,04% от общего объема нарушений. Причиной данного характера нарушений, явилось низкая бюджетно-финансовая дисциплина при использовании внебюджетных средств МБУ "Центр национальных культур", где допускалось использование средств на цели, не соответствующие условиям их получения и не относящиеся к основным видам деятельности Учреждения.
- сумма неправомерного использования средств составила в размере 155 668 тыс.руб. или 48% от общего объема нарушений. Причинами возникновения данного характера нарушений явилось использование средств с нарушениями установленного права (МУП "Теплоснабжение"), с нарушениями требования налогового законодательства и бухгалтерского учета при отсутствии документального подтверждения и экономически оправданных затрат, допускалось расходование средств, что привело к неправомерному факту занижения налогооблагаемой прибыли (МУП "Землеустроительное предприятие")
- сумма неэффективного и неэкономного использования средств и муниципального имущества составила в размере 36 006 тыс.руб. или 11% от общего объема нарушений и наблюдалась в 5-ти случаях: при проверке: предоставления жилья детям - сиротам; отчета об исполнении бюджета города за 2009 год, финансирования официальных физкультурных и спортивных мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом; МБУ "Центр национальных культур"; МУП "Землеустроительное предприятие".
- основная доля нарушений в размере 134 575 тыс.руб. или 41% от общего объема нарушений приходиться на прочие виды нарушений (необоснованное расходование средств, недополученная выгода, ненадлежащее оформление оправдательной документации, формирование оплаты труда работникам по локальным документам, которые не в полной мере соответствовали нормам трудового права, допускались случаи, когда ряд условий в локальных не был обусловлен надежной и понятной информацией для работников и пр.).
По всем фактам нарушений действующего законодательства, установленным в ходе проведенных контрольных мероприятий, приняты меры в рамках компетенции Счетной палаты. В адрес проверенных организаций, органов местного самоуправления были направлены 9 представлений. Выявленные, но не устраненные в ходе проверок нарушения, замечания и недостатки, а также нерассмотренные предложения, изложенные в заключениях и информационных письмах, находятся на контроле у председателя Счетной палаты.
2.1. Контрольно-ревизионная деятельность.
Контрольная деятельность в 2010 году являлась основным видом деятельности Счётной палаты. Она осуществлялась по всем направлениям, в соответствии с планом работы, утверждаемым Думой.
В отчетном году Счётной палатой проведено 18 контрольных мероприятий (по плану 11 контрольных мероприятий).
В отчетном периоде контрольная деятельность Счётной палаты осуществлялась в муниципальных органах власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях вне зависимости от видов и форм собственности, получающих и использующих средства городского бюджета, использующих муниципальную собственность или управляющих ею.
В числе наиболее значимых, могут быть названы следующие контрольные мероприятия:
2.1.1. В рамках проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности в муниципальных предприятий города, были произведены 2 проверки, и установлен следующий характер нарушений:
МУП Теплоснабжение
1. Несмотря на положительную динамику и аспекты развития Предприятия (поддержание в должном работоспособном состоянии зданий и сооружений, создание безопасных и необходимых условий труда для работников, отсутствие кредитной зависимости на погашение кассового разрыва, отсутствие нарушений по начислению оплаты труда и оплате льготного проезда и других социальных льгот работникам), был установлен следующий ряд нарушений действующего законодательства:
- допускалось выполнение ряда услуг Предприятием на бесплатной основе при отсутствии видов деятельности по Уставу Предприятия (выдача технических условий, отводов земельных участков (схем, актов выбора, межевых дел));
- при отсутствии определения социальных льгот по условиям коллективного договора допускалось расходование средств на поощрение работников к праздничным датам, на компенсацию стоимости питания работников в столовой, на лечение работников Предприятия на базе клиник г. Нижневартовска;
- допускалось списание расходов, не носящих производственный характер в части содержания помещений, используемых не с целью получения доходов: по содержанию и обслуживанию помещений для профсоюзной организации; на компенсацию затрат по коммунальным услугам овощехранилищ и т.д.;
- установлен ряд случаев, когда осуществлялось заключение ряда договорных отношений с Абонентами бесхозяйственных строений нашего города с нарушением Правил установления и потребления коммунальных услуг, что привело к необоснованному увеличению объёма тепловой энергии, а соответственно к неправомерному взиманию с них оплаты за тепловую энергию;
- не проводился отбор кредитных организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, уполномоченного как для открытия основного рабочего расчётного счёта, так и для реализации зарплатного проекта работникам Предприятия, и т.д.
Принятые меры:
Ход проверки осуществлялся при реагировании руководства Предприятия на предъявленные Счётной палатой замечания, были проведены мероприятия по должному формированию правораспорядительных, оправдательных и подтверждающих документов, а также по частичному восстановлению средств Предприятия, использованных неправомерно (было восстановлено и произведен перерасчет по необоснованному увеличению объемов тепловой энергии на общую сумму 725 тыс.руб.).
МУП "Землеустроительное предприятие".
В ходе проверки установлены отдельные нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
- не были достигнуты показатели по Производственной программе;
- допускалось отсутствие ведения и предоставление отчетности по результатам деятельности в разрезе технико-экономических показателей по Производственной программе, что соответственно не позволило сделать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности Предприятия;
- установлен факт ослабленной системы внутреннего контроля за документированием хозяйственных операций;
- допускалось оплата экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат, что в итоге привело к неправомерным видам расходов;
- несмотря на снижение показателей доходности, убыточности, не были разработаны и предприняты меры по повышению эффективности использования собственных средств и снижению затрат;
- отсутствовал контроль при ведении на Предприятии претензионной работы с должниками, допускать необоснованное списание долгов;
- при расчетах с Заказчиками был установлен ряд случаев не равного подхода к Заказчикам, где при равных условиях получения услуги одни потребители платили меньше либо больше, нежели другие, что привело к неправомерному завышению полученного дохода, либо нанесению ущерба Предприятию вследствие необоснованного снижения цены;
- допускалась выплата премий (ежемесячных и разовых, по результатам работы за квартал, год) при отсутствии должного экономического обоснования, подтверждающего наличие средств Предприятия по фонду оплаты труда на соответствующий отчетный период времени;
- был установлен ряд нарушений кассовой дисциплины, связанных с использованием подотчётных средств Предприятия и т.д.
Принятые меры:
С целью реализации результатов проверки в соответствии с информацией представленной Главой города (от 12.11.2010 N 2601/1-01) приняты меры реагирования такие как, приведение видов деятельности Предприятия согласно действующему законодательству, внесение изменений в действующие тарифы на работы и услуги с разбивкой по категориям потребителей, усиление контроля за ведением договорной работы, за соблюдением сроков представления и согласования проекта производственной программы деятельности предприятия и др.
2.1.2. В рамках проведения проверок целевого и эффективного расходования средств бюджета и внебюджетных источников бюджетополучателей различного уровня, осуществлено 5 контрольных мероприятий, объектами которых являлись:
1. Муниципальное бюджетное учреждение "Центр национальных культур".
В ходе проверки установлены следующие нарушения действующего законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, где допускалось:
- участие в мероприятиях и соответственно осуществление расходов по ним, которые не относились к основным видам деятельности Учреждения;
- проведение мероприятий на бесплатной основе отдельным юридическим лицам, без заключения каких-либо договоров и соглашений;
- осуществление неравноправного подхода к потребителям услуг, где при равных условиях получения услуги, одни потребители платили меньше либо больше, нежели другие, что привело к неправомерному завышению либо занижению размера вознаграждения за оказанные услуги;
- установление за счет внебюджетных средств дополнительных привилегий ряду лиц в части компенсации командировочных расходов, однако при таких же равных условиях, другими же лицами, были компенсированы данные расходы за счет собственных средств;
- применение системы увода от налогообложения, выражавшаяся в некорректной методике расчёта стоимости договоров на проведение мероприятий, и как результат - недоплата по НДС;
- ведение расчетных операций по платным услугам с нарушением норм бухгалтерского учета и отчетности, что привело к недостоверности и искажению отчетности, отсутствию ведения ряда хозяйственных операций, к излишкам;
- при отсутствии на то законных оснований, неправомерное списание долгов;
- при реализации программных мероприятий расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения по программным мероприятиям;
- нарушение норм трудового законодательства РФ и прочих нормативно-правовых актов, регулирующих оплату труда работников Учреждения;
- нарушение кассовой дисциплины при использовании подотчётных средств Учреждения;
- нарушение организации бухгалтерского, складского учёта и списание товарно-материальных ценностей, отсутствие должного обеспечения их сохранности и т.д.
Результаты проверки данного учреждения показали на ряд нарушений, относящихся к Администрации города (Управлению культуры), который в противоречие требования действующего законодательства не выполнял должным образом бюджетные полномочия:
- по урегулированию объёма, содержания проводимых Учреждением мероприятий;
по осуществлению ведомственного контроля за реализацией программных городских мероприятий, реализуемых через Учреждение, за планированием расходов за счет средств по внебюджетной деятельности.
Принятые меры:
В целях реализации замечаний, указанных в представлении по результатам проверки МУ "ЦНК", согласно информации Главы города от 28.05.2010 N 1194/1-01 проведены мероприятия по устранению нарушений, в частности система оплаты труда работников учреждения приведена в соответствие с действующим законодательством, разработано Положение об оплате труда работников учреждения за счет внебюджетных средств, усилен контроль за финансовой дисциплиной, соблюдением договорных обязательств и претензионной работой, ценовой политикой в учреждении и др., при этом установленные нарушения по ведению бухгалтерского и налогового учета устраняются в рабочем порядке.
2. Управление по физической культуре и спорту, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа".
Результаты проверки по финансированию официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований, организация тренировочного процесса, оплата труда тренерскому составу показали на следующий ряд нарушений действующего законодательства и прочих нормативно-правовых актов субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также выявила ряд проблем в нормативно-правовом регулировании спортивных мероприятий, а именно:
- при финансировании спортивных мероприятий по Календарному плану, основная доля бюджетных расходов была направлена на расходы, обусловленные командировками на физкультурные и спортивные мероприятия за пределами округа, что в основном решает исполнение обязательств бюджета автономного округа, а соответственно осуществление безрезультатных расходов бюджета города, не связанных с осуществлением задач и функций города;
- отсутствовало должное нормативно-правовое регулирование на уровне субъекта РФ по финансированию официальных физкультурных и спортивных мероприятий межрегиональных, всероссийских и международных уровней, а также Соглашение о сотрудничестве между Комитетом по ФК и С ХМАО - Югры и Администрацией города Нижневартовска, что соответственно негативно сказалось :
- на финансовом обеспечении гарантированных государством обязательств- командировочных расходах, когда работодатели спортивных учреждений нашего города направляли в командировку штатных работников, порой и с сопровождением несовершеннолетних участников соревнований при отсутствии информированности об их финансовом обеспечении;
- на формировании спортивного резерва и представительства членов сборных спортивных команд ХМАО в сборных командах Российской Федерации, что в итоге привело к уменьшению представительства членов сборных команд ХМАО в сборных командах РФ, к снижению уровня подготовки спортсменов и уровня спортивных результатов.
Выборочной проверкой состояния материально-технической базы, организации тренировочного процесса, оплаты труда тренерскому составу в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" установлены:
- нарушения по неэффективному использованию муниципального имущества: отсутствует должная организация учета посещений восстановительного центра (сауны), выявлены случаи занижения расчётной суммы арендной платы в Учреждении;
- нарушения норм трудового законодательства РФ, регулирующих оплату труда тренерского состава, где:
- в результате отсутствия должного нормативно-правового регулирования на местном уровне, не был установлен единый
Порядок назначения, снятия и изменения размера норматива для тренеров-преподавателей, осуществляющих как подготовку высококвалифицированных спортсменов, так и занимающихся в группах, в итоге - не были обеспечены права тренеров-преподавателей на справедливые условия в зависимости от их квалификации, сложности, количества и качества выполняемых работ;
- допускалось установление норматива оплаты труда тренерам-преподавателям по нормативно-правовым актам органов местного самоуправления (Положение об оплате труда, утверждённого распоряжением Главы города от 15.07.2004 года N 873-р), не отвечающего требованиям действующего законодательства, что в итоге привело к необоснованному занижению размера норматива оплаты труда в процентах за одного занимающегося в группах.
Принятые меры:
Исходя из представленной Главой города информации (от 06.07.2010 N 1551/1-01) о проведенных мероприятиях по устранению выявленных при проверке недостатков, управлением по физической культуре и спорту и МОУДОД "ДЮСШ" приняты около 20 мер реагирования на замечания, касающихся, планирования спортивных мероприятий в рамках бюджетных полномочий города, должного финансового обеспечения при направлении в командировку спортсменов и тренеров, ведения журнала регистрации посещений саун, документально оформленного возложения на руководителя учреждения обязанностей по управлению служебным транспортом и др. А также администрацией города разработано положение о порядке согласования экспертной оценки последствий передачи муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении м#
3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства, ОАО "Управляющая компания N 1".
Проверкой в эффективности организации, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, содержания и ремонта улично-дорожной ливневой канализации, существенных нарушений действующего законодательства не выявлено, но вместе с тем был установлен ряд замечаний, когда допускалось:
- при проведении капитального ремонта жилищного фонда:
- указание в титульных списках жилого дома без уточнения его характеристик и принятие к учету с превышением лимита непредвиденных затрат;
- снижение в одностороннем порядке предусмотренных контрактом объема и цены работ без должного документального их оформления;
- при содержании и ремонте улично-дорожной ливневой канализации:
- в противоречие Порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг, установленного Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" изменения цены и объема работ в муниципальном контракте;
- принятие к учету первичной оправдательной документации при отсутствии должного его оформления;
- отсутствие надлежащего контроля со стороны Департамента за ведением технической документации.
Принятые меры:
В целях реализации представления Счетной палаты, по сообщению (от 18.08.2010 г.N 2119/31-01), представленному от заместителя Главы города, директора департамента ЖКХ (Д.Н.Трифонова) были проведены мероприятия по устранению установленных замечаний: усилен контроль за составлением титульных списков на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, первичной оправдательной документации, ведением технической документации. Формирование и изменение условий контрактов осуществляются на основе действующих нормативно-правовых актов.
4. Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства города Нижневартовска".
Проверкой финансирования строительства и выполнение работ по объекту "Монументально-декоративная композиция участникам ликвидации радиационных и техногенных катастроф", было установлено приостановление хода строительства в результате секвестрирования средств в 2009 году Администрацией города в связи с влиянием негативных последствий финансового кризиса, что соответственно стало не возможным выполнение основных условий муниципального контракта как в части своевременной оплаты, так и в части своевременного выполнения строительно-монтажных работ.
Принятые меры:
С целью реализации результатов проверки в соответствии с информацией представленной департаментом финансов (N 761/03-06 от 30.07.2010) Администрация города выделила бюджетные средств на завершение строительства объекта "Монументально-декоративная композиция участникам ликвидации радиационных и техногенных катастроф".
5. Медицинские учреждения города (Муниципальное учреждение "Городская больница N 1", Муниципальное учреждение "Городская стоматологическая поликлиника", Муниципальное учреждение "Городская поликлиника").
По результатам проверки предоставления бесплатного молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда в медицинских учреждениях города, установлены отдельные нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации:
- при заключении трудового договора с работниками в отдельных случаях имело место отсутствия обязательств со стороны работодателя по обеспечению работников учреждений Спецпитанием (МУ "Городская стоматологическая поликлиника");
- при отсутствии законных оснований, в разрез с принятым социально-ориентированным направлением решений Администрации города был сокращен количественный состав работников, имеющих право на получение Спецпитания (МУ "Городская поликлиника").
Принятые меры:
Согласно информации Главы города от 03.11.2010 года N 2527/1-01 были приняты отдельные меры по устранению выявленных нарушений, а именно:
- медицинские учреждения оборудованы специальным помещением для приема бесплатного молока и других равноценных пищевых продуктов, в ряде других медицинских помещениях будет произведена замена молока денежной компенсацией;
- в должностные инструкции работников, ответственных за выдачу молока внесены соответствующие изменения;
- привлечен к дисциплинарной ответственности инженер по охране труда и технике безопасности МУ "Городская поликлиника".
2.1.3. В соответствие с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.п. 3.3. Положения о бюджетном процессе в городе Нижневартовске, была произведена Счетной палатой внешняя проверка отчета по исполнению городского бюджета за 2009 год в Департаменте финансов и у иных участников бюджетных правоотношений в городе Нижневартовске. Проверка отчета достоверно отражала во всех существенных отношениях отчетные данные об исполнении бюджета города за 2009 год, но вместе с тем, Счетная палата выявила ряд проблем, устранение которых позволило бы обеспечить более полную мобилизацию финансовых ресурсов города и повысить эффективность их использования:
- были установлены факты переплат по налоговым платежам в Федеральную налоговую службу, так как получателями бюджетных средств не в полной мере реализовывались права по своевременному возврату либо зачету налоговых платежей;
- нормативно не был урегулирован Порядок формирования и реализации перечня строек и объектов при направлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
- установлены факты должной организация ведомственного контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств при планировании и согласовании расходов за счет доходов по внебюджетной деятельности.
2.1.4. На основании требований ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.п. 3.3. Положения о бюджетном процессе в городе Нижневартовске, Счетная палата произвела экспертизу проекта Решения Думы муниципального образования город Нижневартовск "О бюджете города Нижневартовск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", результатами которой был установлен требующий внимания ряд недостатков при формировании доходов и расходов на плановый период:
- отсутствие информации о достоверности планирования ряда доходных источников от использования объектов муниципальной собственности (доходов в виде прибыли или дивидендов по акциям, приходящейся на доли уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий);
- находящиеся в распоряжении города финансовые ресурсы, на не достаточном уровне могут обеспечить финансирование бюджетных обязательств, в том числе и первоочередных видов расходов, что в полной мере не позволит обеспечить стандарты качества муниципальных услуг;
- установлены единичные случаи нарушения сроков утверждения программы, а также превышение выделяемых ассигнований на финансирование программ над объемами, предусмотренными при утверждении (одобрении) программ.
В рамках подготовки заключения об исполнении бюджета города и экспертизы проекта бюджета города, Счетной палатой производился в постоянном режиме мониторинг налоговых и неналоговых доходов, проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования городского бюджета, осуществлялся анализ финансирования защищенных статей текущих расходов бюджета, учитывались результаты контрольных мероприятий, направленных на выявление неиспользованных возможностей пополнения доходной части бюджета городского округа и устранение имеющихся недостатков при исполнении расходной части бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.