Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р. А,
судей Гайнуллина Р. Г. и Пичуговой О. В,
при секретаре судебного заседания Сабитовой А. А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пичуговой О. В. апелляционные жалобы истца Муллагалиева Айрата Абугалиевича, представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Валеева Рауля Мухаметовича на решение Актанышского районного суда Республики Татарстан от 1 ноября 2018 года, которым было постановлено:
Иск Муллагалиева А. А. удовлетворить частично.
Возложить на Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Актанышском муниципальном районе (далее - Отдел соцзащиты в Актанышском районе) обязанность выплачивать субсидию на оплату взноса на капитальный ремонт Муллагалиеву А. А. как ветерану боевых действий.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЕРЦ-Татэнергосбыт" - Мухаммадиеву Р. Г, представителя ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство соцзащиты РТ) - Верхову И. А. и представителя ответчика - Государственного казенного учреждения (далее - ГКУ) "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Ячменеву Ю. Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муллагалиев А. А. обратился в суд с иском к ООО "ЕРЦ-Татэнергосбыт", Отделу соцзащиты в Актанышском районе об исключении из счета на оплату жилищно-коммунальных услуг графы "плата за капитальный ремонт", признании незаконным взимания взноса на капитальный ремонт, возложении обязанности выплачивать субсидию на оплату взноса на капитальный ремонт как ветерану боевых действий.
В обоснование требований указано, что 8 июня 2006 года между Специализированной некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - СНО "ГЖФ при Президенте РТ") и Муллагалиевыми А. А, Фарзией Раисовной и Айгизом Айратовичем был заключен договор социальной ипотеки... в отношении "адрес" Республики Татарстан. 26 июня 2006 года сторонами подписан Протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры (далее - Протокол), который одновременно является актом приема-передачи квартиры.
12 января 2007 года между истцом и товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) "Яран" был заключен договор на обслуживание указанного выше жилого помещения, согласно которому товарищество приняло на себя обязанность предоставить истцу жилое помещение во владение и пользование за плату, а истец - обязанность его принять и оплачивать предоставленные ему жилищно-коммунальные услуги.
Между СНО "ГЖФ при Президенте РТ" и ТСЖ "Яран" 26 октября 2010 года был заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе домом... по "адрес" Республики Татарстан, согласно которому ТСЖ "Яран" принимает на себя обязательства по надлежащему управлению, содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, обеспечению коммунальными услугами будущих собственников и (или) пользователей помещений в многоквартирных домах и осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей, указанных в договоре.
Между ТСЖ "Яран" и ООО "ЕРЦ-Татэнергосбыт" действует агентский договор, согласно которому общество по поручению ТСЖ осуществляет действия по расчету и начислению платы за услуги, по формированию и печати платежных документов, по приему, распределению и дальнейшему перечислению денежных средств, вносимых потребителями в целях исполнения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг.
31 декабря 2013 года Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан... была принята региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, действие которой распространяется также на собственников жилья.
4 августа 2014 года в адрес ТСЖ "Яран" из СНО "ГЖФ при Президенте РТ" поступило разъяснение о том, что все участники программы социальной ипотеки являются потенциальными собственниками выбранных жилых помещений и должны самостоятельно оплачивать взнос на капитальный ремонт дома, в котором расположено данное жилое помещение.
Истец надлежащим образом выполнял обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт и получал соответствующую субсидию. Однако с января 2018 года Отдел соцзащиты Актанышского района прекратил выплату истцу субсидии на оплату взноса на капитальный ремонт жилого здания, обосновывая свое решение тем, что согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года... право получать такую субсидию имеют только собственники жилья как льготная категория населения. Согласно разъяснению Отдела соцзащиты Актанышского района, собственником "адрес" Республики Татарстан является СНО "ГЖФ при Президенте РТ", истец же является нанимателем данного жилого помещения. Однако истцу ежемесячно начисляется и выставляется в счете-фактуре плата за капитальный ремонт.
Истец, основывая свои требования на положениях части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации N 315 от 21 мая 2005 года "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 22 от 27 июня 2017 года "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", просил исключить из счета-фактуры графу "плата за капитальный ремонт", признать незаконным взимание этой платы, возложить на Отдел соцзащиты Актанышского района обязанность выплачивать субсидию на оплату взноса на капитальный ремонт как ветерану боевых действий.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец свои требования поддержал.
Представитель ответчика Отдела соцзащиты Актанышского района в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, до судебного заседания представил отзыв на иск, в котором просил отказать в его удовлетворении.
Представитель ответчика ООО "ЕРЦ-Татэнергосбыт" в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, до судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что общество является ненадлежащим ответчиком, просил отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ТСЖ "Яран" Фардиев Р. Т. разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Суд иск удовлетворил частично и постановилрешение в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с указанным решением, истец и представитель Министерства соцзащиты РТ, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и указывая, что ранее решением мирового судьи судебного участка N 1 Актанышского района Республики Татарстан от 23 июля 2010 года с ТСЖ "Яран" в пользу истца были взысканы денежные средства, уплаченные им за капитальный ремонт жилого дома, в связи с чем апеллянт критикует выводы суда о том, что возникшие между ним и СНО "ГЖФ при Президенте РТ" правоотношения регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Апеллянт полагает, что поскольку между истцом и СНО "ГЖФ при Президенте РТ" заключен договор социального, а не коммерческого найма, возникшие правоотношения регулируются ЖК РФ. Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт жилого дома установлен только для собственников помещений в многоквартирном доме, частью 1 статьи 154 ЖК РФ на нанимателя жилого помещения обязанность по уплате такого взноса не возложена.
В апелляционной жалобе представитель Министерства соцзащиты РТ просит решение суда отменить, исключить Отдел соцзащиты Актанышского района из числа ответчиков по настоящему делу в связи с тем, что Отдел является лишь структурным подразделением Министерства и не является самостоятельным юридическим лицом. В жалобе отмечается, что Министерство не было привлечено к участию в деле, вместе с тем указанным решением затронуты его права и законные интересы. Апеллянт также просил привлечь к участию в деле в качестве ответчика ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", которое принимает решение о предоставлении субсидий и льгот населению. По мнению апеллянта, суд необоснованно возложил на Отдел соцзащиты Актанышского района обязанность по выплате истцу субсидии, поскольку он не является собственником жилого помещения по смыслу действующего законодательства, а выплата субсидии осуществляется только собственнику.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения.
Согласно части 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 указанной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Как видно из материалов дела, при его рассмотрении суд первой инстанции не установилсостав лиц, на права которых может повлиять принятое решение, не привлек к участию в деле Министерство соцзащиты РТ, несмотря на то, что исковые требования были заявлены к его структурному подразделению - Отделу соцзащиты Актанышского района, не являющемуся юридическом лицом и не обладающему гражданской правоспособностью.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РТ, утвержденного 24 марта 2006 года Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", решения о предоставлении субсидий-льгот принимаются отделениями Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат). Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле должно было быть привлечено ГКУ "Республиканский Центр материальной помощи (компенсационных выплат)", в ведении которого находятся вопросы предоставления субсидий населению.
Поскольку судом первой инстанции к участию в деле не были привлечены лица, чьи права могли быть затронуты при разрешении спора, судебной коллегией 28 января 2019 года было вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, и к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Министерство соцзащиты РТ и ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)".
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчиков возражали против удовлетворения требований истца, поддержали жалобу Министерства соцзащиты РТ.
Истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ:
1. Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
3. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку истец о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и заблаговременно, в назначенное время судебного заседания сведения о причинах неявки, ходатайства об отложении заседания от него не поступили, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие истца.
Судебная коллегия, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу истца, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включен взнос на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона о ветеранах ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, в том числе на взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года N 998 внесены изменения в указанное Положение, в частности, согласно пункту 2.2 Положения собственники жилых помещений в многоквартирных домах, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с законодательством, для получения субсидий-льгот представляют в отделение Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) по месту постоянного жительства копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Отделение Центра получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, сведения о праве собственности на жилое помещение, права на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости для принятия решения о предоставлении субсидии-льготы.
Статьей 421 ГК РФ установлено:
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со статьей 682 ГК РФ размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
По делу установлено, что 8 июня 2006 года между НО "ГЖФ при Президенте РТ" в лице Потребительского кооператива "Строим будущее" и Муллагалиевыми А. А, В. Р, действующими также в интересах несовершеннолетних Муллагалиевых А. А. и А. А, был заключен Договор социальной ипотеки... на условиях найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". 26 июня 2006 года сторонами подписан Протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры, который одновременно является актом приема-передачи. Согласно пункту 3.1.10 Договора Муллагалиевы приняли на себя обязательство вносить плату за коммунальные услуги используемой квартиры, начиная с момента подписания "протокола" Кооперативом.
12 января 2007 года между истцом и ТСЖ "Яран" был заключен договор на обслуживание указанного выше жилого помещения, согласно которому товарищество приняло на себя обязанность предоставить истцу жилое помещение во владение и пользование за плату, а истец - обязанность его принять и оплачивать предоставленные ему жилищно-коммунальные услуги.
Между СНО "ГЖФ при Президенте РТ" и ТСЖ "Яран" 26 октября 2010 года был заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе домом... по "адрес" Республики Татарстан, согласно которому ТСЖ "Яран" принимает на себя обязательства по надлежащему управлению, содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, обеспечению коммунальными услугами будущих собственников и (или) пользователей помещений в многоквартирных домах и осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей, указанных в договоре.
Между ТСЖ "Яран" и ООО "ЕРЦ-Татэнергосбыт" действует агентский договор, согласно которому общество по поручению ТСЖ осуществляет действия по расчету и начислению платы за услуги, по формированию и печати платежных документов, по приему, распределению и дальнейшему перечислению денежных средств, вносимых потребителями в целях исполнения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку предметом деятельности НО "ГЖФ при Президенте РТ" в соответствии с законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ являются действия, направленные на обеспечение развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе реализацию жилья на принципах социальной ипотеки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возникшие между истцом и НО "ГЖФ при Президенте РТ" правоотношения регулируются положениями ГК РФ о договоре коммерческого найма, а не нормами жилищного законодательства, регулирующими отношения по социальному найму жилого помещения, поскольку в силу закона после внесения всех денежных средств право собственности на квартиру перейдет истцу и другим участникам договора.
Подписав Договор и Протокол, истец тем самым принял все указанные в них условия и согласился исполнять свои договорные обязательства в том виде, как они были определены условиями соглашения. На день рассмотрения судом первой инстанции требований истца и на день рассмотрения судебной коллегией дела условия Договора и Протокола не изменены, они не признаны недействительными, Договор не расторгнут и не прекращен, в связи с чем выводы суда о том, что истец согласился с предусмотренными данным Договором условиями об оплате коммунальных услуг, в состав которых агентским договором, заключенным между владельцем жилого дома и управляющей компанией, включены расходы на капитальный ремонт жилого дома, принял на себя отдельные права и обязанности собственника жилого помещения, признаются судебной коллегией правильными и основанными на верном толковании и применении норм материального права. Учитывая изложенное, а также то, что ответчик ООО "ЕРЦ-Татэнергосбыт" является лишь агентом исполнителя коммунальных услуг по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги на основании сведений, предоставленных управляющими компаниями, товариществами собственником жилья, в данном случае ТСЖ "Яран", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об исключении графы "плата за капитальный ремонт" из счета-фактуры и признании незаконными действий по взиманию такой платы. Доводы апелляционной жалобы в этой части не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Удовлетворяя требования истца о возложении на Отдел социальной защиты Актанышского района обязанности выплачивать истцу субсидию на оплату взноса на капитальный ремонт, суд первой инстанции исходи из того, что истец является ветераном боевых действий, зарегистрирован и проживает в "адрес" Республики Татарстан и на основании положений Закона о ветеранах имеет право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг и содержания жилого помещения в размере 50 процентов. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции ввиду следующих обстоятельств.
Так, исходя из содержания перечисленных выше нормативных актов, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения оно регламентирует порядок и условия предоставления субсидий отдельным категориям граждан, имеющим право на скидку при оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, решения о предоставлении субсидий-льгот принимаются отделениями Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат).
Вывод суда первой инстанции о том, что категория "ветеран боевых действий" не включена законодательством Республики Татарстан в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и, соответственно, порядок, условия и основания предоставления мер социальной поддержки, регламентированные указанным выше Положением не распространяют свое действие на эту категорию, является ошибочным и основанным на неверном толковании норм материального права.
По делу установлено, что собственником "адрес" Республики Татарстан является НО "ГЖФ при Президенте РТ". Истец заключил договор социальной ипотеки на условиях найма, и в связи с внесенными изменениями в Положение, предполагающими получение субсидии только собственниками жилых помещений, предоставление меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме истцу не представляется возможным. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований истца в части возложения обязанности на уполномоченный орган социальной защиты возобновить ему выплату субсидии, поэтому решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Актанышского районного суда Республики Татарстан от 1 ноября 2018 года отменить в части возложения на отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Актанышском муниципальном районе обязанности выплачивать субсидию на оплату взноса на капитальный ремонт Муллагалиеву Айрату Абугалиевичу как ветерану боевых действий отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.