Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Калимуллина Р.Я. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Губанова Д.В. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Шигаповой Татьяны Николаевны к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об обязании представить жилое помещение по договору социального найма, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Губанова Д.В, поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Смирнова М.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (далее - ИК ЗМР РТ) обратился к Шигаповой Т.Н, Елантьеву А.В, Губанову Д.В, действующему также в интересах несовершеннолетнего Губанова К.Д, с иском о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес".
Шигапова Т.Н. обратилась к ИК ЗМР РТ со встречным иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование требований указано, что Шигапова Т.Н и Елантьев А.В. являлись собственниками жилого помещения, расположенного по адресу "адрес". Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2017 года был удовлетворён иск ИК ЗМР РТ к Шигаповой Т.Н. и Елантьеву А.В. об изъятии названного жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на занятый многоквартирным домом земельный участок путём выкупа. Шигапова Т.Н. указывала, что ИК ЗМР РТ предлагает её семье заключить договор займа для приобретения жилья или договор коммерческого найма жилого помещения, однако она и члены её семьи не имеют финансовой возможности для заключения указанных договоров, в связи с чем истица просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на условиях договора социального найма.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2018 года исковые требования Шигаповой Т.Н. были выделены в отдельное производство.
Истица Шигапова Т.Н. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представитель ответчика ИК ЗМР РТ Мингазов Н.Н. в суде первой инстанции иск не признал.
Третьи лица Губанов Д.В. и Елантьев А.В. в суде первой инстанции просили иск удовлетворить.
Представитель третьего лица отдела УФМС России по Республике Татарстан в Зеленодольском районе, отдела опеки и попечительства ИК ЗМР РТ в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Губанов Д.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В жалобе указано, что оспариваемое решение противоречит положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Апеллянт полагает, что семье истицы необоснованно предоставлено жилое помещение маневренного фонда.
Истица Шигапова Т.Н, третье лицо Елантьев А.В, представители третьего лица отдела УФМС России по Республике Татарстан в Зеленодольском районе, отдела опеки и попечительства ИК ЗМР РТ в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с положениями частей 1, 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
По делу установлено, что постановлением ИК ЗМР РТ от 31 декабря 2011 года N 2425, а также постановлением ИК ЗМР РТ от 31 июля 2014 года
N 1553 многоквартирный дом, расположенный по адресу "адрес", был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением ИК ЗМР РТ от 7 июня 2016 года N 1503 земельный участок, на котором расположен названный дом, а также расположенные в нём объекты недвижимого имущества были изъяты для муниципальных нужд.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
29 октября 2018 года был удовлетворён иск ИК ЗМР РТ к Шигаповой Т.Н, Елантьеву А.В, Губанову Д.В, также действующему в интересах несовершеннолетнего Губанова К.Д, о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу "адрес". Названным решением установлено, что вступившим в законную силу решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2017 года был удовлетворён иск ИК ЗМР РТ к Шигаповой Т.Н, Елантьеву А.В. об изъятии жилого помещения. Решением постановлено изъять путём выкупа для муниципальных нужд принадлежащее на праве долевой собственности Шигаповой Т.Н, Елантьеву А.В. жилое помещение по адресу "адрес", и долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером... :3 с выплатой Шигаповой Т.Н. и Елантьеву А.В. выкупной цены в размере 655478 руб. 34 коп. соответственно долям в праве собственности; прекратить право долевой собственности Шигаповой Т.Н, Елантьева А.В. на указанное жилое помещение и долю праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером... :3; признать право собственности Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на указанные объекты недвижимости.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для предоставления истице жилого помещения на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия полагает указанный вывод по существу правильным.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма установлен главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном названным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 1-3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных названным Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключённым ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Из приведённых положений закона следует, что по общему правилу жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими и состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
В то же время из материалов дела следует, что истица и члены её семьи на момент рассмотрения дела малоимущими не признаны, с заявлениями о принятии их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращались. Сведений о том, что истица относится к иным категориям лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах удовлетворение иска о предоставлении истице жилого помещения по договору социального найма будет противоречить приведённым нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку требования Шигаповой Т.Н. состояли в предоставлении ей жилого помещения, а не в оспаривании отказа в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, то довод жалобы о том, что решение суда противоречит положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, принят быть не может.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления жилого помещения на условиях социального найма является правильным.
Судебная коллегия отмечает, что согласно разъяснениям, приведённым в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы относительно незаконности предоставления семье истицы жилого помещения маневренного фонда предметом проверки суда апелляционной инстанции не являются, поскольку соответствующих требований в суде первой инстанции истицей заявлено не было.
Иных доводов к отмене решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия отмечает также, что истица не лишена права обратиться к ответчику с заявлением о признании её малоимущей и принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
23 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Губанова Д.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.