Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Тютчева С.М,
судей Гильмутдинова А.М, Миннегалиевой Р.М,
при секретаре судебного заседания Бикчантаеве Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гильмутдинова А.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Трашковой Л.Р. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 16ноября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать отказ МКУ "Комитет земельный и имущественных отношений ИК МО г.Казани" в предоставлении Шараповой Б.А. земельного участка в собственность незаконным.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани предоставить Шараповой Б.А. в собственность за плату земельный участок, площадью 690 кв.м. расположенный по адресу: г. Казань, ул.Масгута Латыпова, под кадастровым номером... :2".
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарапова Б.А. обратилась к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", исполнительному комитету муниципального образования г.Казани с иском о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату.
В обоснование исковых требований указано, что Шараповой Б.А. на праве собственности принадлежит здание автомойки с кадастровым номером... :28, общей площадью 172,50 кв.м, инв. N5003, расположенное по адресу: г.Казань, ул.Масгута Латыпова, 74. Адрес объекту автомойки был присвоен постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани N2915 от 28 октября 2015 года. Здание автомойки расположено на земельном участке с кадастровым номером... :0002.
Шарапова Б.А. обратилась в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером... :0002 под использование автомойки, расположенной по адресу: г.Казань, ул.Масгута Латыпова, 74. Однако письмами от 11 июля 2016 года, от 14сентября 2017 года в предоставлении земельного участка в собственность было отказано. В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, согласно письму от 14сентября 2017 года, указано то, что в соответствии с Генеральным планом г.Казани запрашиваемый участок расположен в границах красных линий - в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения.
Указанный отказ истец считает незаконным, поскольку на спорном земельном участке объекты общего пользования отсутствуют. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости обременений на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных и муниципальных нужд или иных ограничений не зарегистрировано. Доказательств, подтверждающих, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами, не представлено. Разрешенное использование земельного участка - строительство автомойки, установлено постановлением Главы администрации г.Казани от 8 мая 2001 года, в соответствии с которым было осуществлено строительство автомойки в установленном законом порядке и соответствует фактическому использованию земельного участка.
На основании изложенного, Шарапова Б.А. просила признать незаконным отказ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером... :0002. площадью 690 кв.м, под использование здания автомойки, расположенного по адресу: г.Казань, ул.М.Латыпова, 74; обязать ответчиков предоставить в собственность за плату истцу земельный участок с кадастровым номером... :0002, площадью 690 кв.м, под использование здания автомойки, расположенной по адресу: г.Казань, ул.М.Латыпова, 74.
В заседании суда первой инстанции представитель Шараповой Б.А. - Каюмов И.З. исковые требования поддержал.
Представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Трашкова Л.Р. иск не признала.
Представитель третьего лица - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Закиров В.Р. полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Судом вынесено решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Трашкова Л.Р. ставит вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении исковых требований Шараповой Б.А. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 31 декабря 2015 года N4666 утвержден проект планировки территории "Аметьево". Поскольку на момент обращения Шараповой Б.А. с заявлением о выкупе земельного участка генеральный план муниципального образования г.Казани был утвержден решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N23-26, использование объекта недвижимости - автомойки, принадлежащей истцу, возможно путем предоставления соответствующего земельного участка на праве аренды. Расположение испрашиваемого земельного участка в проектных красных линиях, исключает предоставление указанного земельного участка на праве собственности за плату.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Стахеева К.Ю. доводы жалобы поддержала.
Представитель Шараповой Б.А. - Каюмов И.З. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, на апелляционное рассмотрение дела не явился.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани".
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 12 февраля 2014 года Шараповой Б.А. на праве собственности принадлежит одноэтажное здание автомойки, общей площадью 172,50 кв.м, инв.N5003, кадастровый номер... :28, расположенное по адресу: г.Казань, ул.Татцика. Земельный участок с кадастровым номером... :2 площадью 0,069га, на котором расположено здание автомойки, был отведен во временное пользование на условиях аренды сроком на 10 лет. Был заключен договор аренды N4949 от 13 июня 2001 года, который прошел государственную регистрацию 30марта 2005 года.
Распоряжением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N2915р от 28 октября 2015 года, объекту капитального строительства - зданию автомойки с кадастровым номером... :28, присвоен адрес: г.Казань, ул.Масгута Латыпова, 74.
20 июня 2016 года Шарапова Б.А. обратилась в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка с кадастровым номером... :2 площадью 0,069га, в собственность без проведения торгов в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмами МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность отказано со ссылкой на утвержденный проект планировки территории "Аметьево", в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Также из материалов дела следует, что постановлением исполнительного комитета N4666 от 31 декабря 2015 года утвержден проект планировки территории "Аметьево", в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:011017:2 расположен в зоне дорог, проездов - в красных линиях планируемой улицы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 15, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 6 статьи 39.14, пунктом 1 статьи 39.20, статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 30, статьей 34 градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о удовлетворении исковых требований, указав, что Шарапова Б.А, как собственник здания, расположенного на земельном участке, имеет исключительное право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. Кроме того суд исходил из того, что доказательств нахождения земельного участка в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесения к иным землям, изъятым из оборота, не представлено. Суд также учел, что право собственности истца на здание автомойки возникло до утверждения проекта планировки территории "Аметьево"; площадь и границы испрашиваемого земельного участка определены с учетом расположения на нем здания автомойки и необходимости его обслуживания.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий.
Таким образом, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации определена первичность генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, и соответствие территориальных зон и градостроительных регламентов функциональному назначению территорий.
Из системного толкования положений статей 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и основания для отказа в предоставлении собственности, без проведения торгов, усматривается, что земельный участок не предоставляется в собственность, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, которым территориям относятся, в том числе, проезды, автомобильные дороги (часть 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 11 статьи 1, подпункт 2 пункта 5 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для предоставления в собственность за плату земельного участка ШараповойБ.А, как собственнику объекта недвижимости - здания автомойки, является установление факта принятия в отношении испрашиваемого земельного участка утвержденных по правилам Градостроительного кодекса документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения на нем объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом исследование вопроса о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, поскольку достаточным основанием для отказа в предоставление в собственность земельного участка является установление обстоятельств, изложенных в части 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные, в том числе, для строительства, реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Решением Казанской Городской Думы от 28 декабря 2007 года N23-26, с учетом протокола публичных слушаний от 25 декабря 2006 года и заключения по результатам публичных слушаний от 23 февраля 2007 года, утвержден Генеральный план муниципального образования г.Казани, основными целями которого являются создание благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия, обеспечение учета интересов жителей муниципального образования г.Казани, интересов Российской Федерации и Республики Татарстан. Генеральный план муниципального образования г.Казани, за исключением секретных материалов и материалов для служебного пользования, был опубликован в газетах "Казанские ведомости" и "Шахри Казан", а также размещен на официальном сайте города Казани в Интернете.
Таким образом, Генеральный план г.Казани был утвержден до приобретения Шараповой Б.А. в собственность здания автомойки расположенного по адресу: г.Казань, ул.Масгута Латыпова, 74, и поскольку генеральный план, а также проект планировки территории "Аметьево", утвержденный постановлением исполнительного комитета N4666 от 31 декабря 2015 года, не оспорены и не признаны недействующими, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания отказа МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером... :2, на котором расположено здание автомойки, принадлежащее истцу на праве собственности, так как испрашиваемый земельный участок расположен в зоне дорог, проездов - в красных линиях планируемой улицы.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329, пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 16 ноября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шараповой Б.А. к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.