Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Болатчиевой А.А, Адзиновой А.Э.
при секретаре: Хабовой М.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ ОПФ РФ по КЧР на решение Усть-Джегутинского районного суда от 19 ноября 2018 года по делу по иску Эркеновой П.А. к государственному Учреждению - Отделению Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании произвести назначение и выплату страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Гришиной С.Г, объяснения представителя ГУ ОПФ РФ по КЧР Байрамукова М.М, представителя истца Эркеновой П.А. Катчиевой Э.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эркенова П.А. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по КЧР по Усть-Джегутинскому району о признании незаконным решения от 2 марта 2018 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности произвести назначение и выплату страховой пенсии со дня обращения с заявлением, а именно, с 15 декабря 2017 года, сославшись на наличие права на досрочное назначение страховой пенсии, как опекун, воспитавший ребенка-инвалида с детства до восьмилетнего возраста. Истец считает незаконным отказ в досрочном назначении ей пенсии, полагая, что не имеет значения, была ли установлена инвалидность ребенку до или после достижения им возраста 8 лет.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, представитель ответчика Байрамуков М.М. возражал против удовлетворения иска, сославшись на то, что для снижения возраста выхода на пенсию учитываются те периоды, когда ребенок являлся инвалидом с детства с одновременным наличием у опекуна соответствующего статуса.
Решением Усть-Джегутинского районного суда от 19 ноября 2018 года исковые требования Эркеновой П.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. По мнению представителя ответчика, при разрешении спора судом неверно применены положения п.п.1 п.1 ст.32 ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающего возможность уменьшения возраста выхода на пенсию в соответствии с продолжительностью опеки за ребенком-инвалидом.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая доводы жалобы неубедительными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, Эркенова П.А, "дата" года рождения, в соответствии с постановлением главы администрации Усть-Джегутинского района от 03.09.2010 г. N 1529 является опекуном несовершеннолетнего "ФИО1", "дата" года рождения, решением МСЭ от 18 ноября 2017 года признанного инвалидом детства.
15 декабря 2017 года истица обратилась в Управление ПФР в Усть-Джегутинском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления ПФР от 02.03.2018 года в назначении пенсии было отказано, так как учету для снижения возраста подлежал период с 08.11.2017 года, в связи с чем у истицы отсутствует право на досрочное назначение пенсии.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии у истицы права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исходя из того, что на 02.03.2018 г. страховой стаж истицы составил 29 лет 5 месяцев 23 дня, возраст 51 год 5 месяцев, опека была установлена до достижения ребенком 8 лет, диагноз, установленный ребенку до исполнения им восьмилетнего возраста на момент установления инвалидности в 2017 году не менялся, период же установления инвалидности ребенку для снижения возраста выхода на пенсию значения не имеет.
Судебная коллегия считает данные выводы не соответствующими подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижении ими возраста 8 лет, с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8, на один год за каждый один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 3 ноября 2009 года N 1365-О, указанная норма представляет дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
В целях обеспечения пенсионных прав опекунов инвалидов с детства и соблюдения принципа справедливой и равной социальной защиты законодателем предусмотрена возможность назначения указанной категории граждан страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии воспитания детей до достижения ими возраста 8 лет и наличия страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин. При этом в интересах обеспечения реального осуществления опекунами своих функций снижение общеустановленного пенсионного возраста для них предусмотрено из расчета на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки над ребенком, являющимся инвалидом с детства, но не более чем на пять лет в общей сложности.
Правовое значение для снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости для опекунов инвалидов с детства имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что период установления инвалидности и соответственно продолжительность периода опеки над ребенком-инвалидом юридического значения не имеют, не соответствует вышеназванным нормам материального права, предусматривающих уменьшение возраста выхода на пенсию пропорционально периоду опеки над ребенком-инвалидом, и правовым позициям Конституционного Суда РФ, связывающих предоставление данной социальной гарантии именно с выполнением функции воспитания детей-инвалидов с детства.
При этом состояние здоровья ребенка до признания его инвалидом в силу норм материального права юридического значения не имеет.
Исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением норм материального права с вынесением нового решения.
При разрешении заявленных требований судебная коллегия учитывает, что возраст истицы на момент обращения составил 51 год 5 месяцев 23 дня, для снижения возраста выхода на пенсию необходим был период опеки над ребенком инвалидом - 5 лет 4 месяца. Между тем периодом опеки истицы над ребенком-инвалидом является период с момента установления последнему инвалидности, то есть с 8 ноября 2017 года до момента принятия ответчиком оспариваемого решения - 2 марта 2018 года, менее четырех месяцев, что не дает право истице на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 2 марта 2017 года.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого решения пенсионного органа незаконным и возложении на ответчика обязанности назначить истице страховую пенсию по старости не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Джегутинского районного суда от 19 ноября 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Эркеновой П.А. к государственному Учреждению - Отделению Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании произвести назначение и выплату страховой пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.