Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Век" Мичковой Ю.Н. на постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 декабря 2018 года N 5-124/2018,
установил:
постановлением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 декабря 2018 года N 5-124/2018 общество с ограниченной ответственностью "Век" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель ООО "Век" Мичкова Ю.Н. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 декабря 2018 года N 5-124/2018 отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что общество приняло достаточные меры во избежание негативного воздействия на здание от атмосферных осадков, о чем также свидетельствует акт осмотра от 03.08.2018 г.
Кроме того, заявитель указывает на то, что решение об отделке стен гипсокартоном было принято заказчиком еще в феврале 2019 г, в связи с чем ООО "Век" не могли не подчиниться данным требованиям.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО "Век" Михайличенко И.А, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений
Как усматривается из материалов дела, на основании задания председателя Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 26.07.2018 г. N 67, ведущим специалистом архитектурного-реставрационного отдела Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым ФИО3 проведен визуальный осмотр объекта культурного наследия регионального значения "Странноприимный дом А.С. Таранова-Белозерова (архитектор И.Ф. Колодин) начало XIX века" по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. К. Маркса, д. 28/ул. Желябова, д. 10, литеры "А", "Б", "С".
В момент осмотра проводились следующие виды работ: ремонтные работы по главному фасаду, устройство отопления внутри помещений, ремонтные работы по кровле всего здания, устройство направляющих для отделки внутренних стен гипсокартоными листами, устройство новой проводки внутри помещений.
В ходе проведения мероприятий по систематическому наблюдению в отношении указанного выше объекта выявлено, что в результате демонтажа кровельного покрытия (металл) атмосферными осадками повреждены потолочная отделка и стены во всех помещениях второго этажа здания; работы по отделки помещений ведутся не по проекту (отделка стен гипсокартоными листами).
С 09 августа 2018 г. по 13 сентября 2018 г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Век", выполняющим комплекс ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия "Странноприимный дом А.С. Таранова-Белозерова (архитектор И.Ф. Колодин) начало XIX века" по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. К. Маркса, д. 28/ул. Желябова, д. 10, литеры "А", "Б", "С", отнесенного постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 г. N 627 к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В ходе проведения проверки установлено, что разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ выдано ООО "Век" 10.01.2018 г. N 01-03/10343 (дата окончания работ 31.12.2018 г.). Авторский и технический надзор ведет ГУП РК " "данные изъяты"". Научное руководство осуществляет ГУП РК " "данные изъяты"".
По результатам проверки установлено, что в целях замены изношенного кровельного покрытия на новое, ООО "Век" была полностью разобрана крыша. Объект культурного наследия фактически стоял открытый несколько месяцев. Для защиты здания открытая кровля была накрыта парабарьером, однако, этих мер было недостаточно - в результате выпадения обильных дождей, атмосферными осадками были повреждены потолок и стены второго этажа, залиты водой полы. Также были выявлены нарушения в части отклонения от проекта: вместо проведения работ по оштукатуриванию стен, был произведен монтаж гипсокартоных плит, что является нарушением ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Указанное послужило основанием для составления в отношении ООО "Век" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Привлекая ООО "Век" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из доказанности вины общества в совершении административного правонарушения. С данными выводами соглашается и суд апелляционной инстанции.
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 17.09.2018 г. N 16-2018 с последующими изменениями, внесенными в него (л.д. 1-5, 118), приказом о проведении проверки от 09.08.2018 г. N 148 (л.д. 6-11), заданием от 26.07.2018 г. N 67 (л.д. 13) актом осмотра объекта культурного наследия от 27.07.2018 (л.д. 14), фототаблицей (л.д. 15-25), проектной документацией (л.д. 48-77), разрешением от 10.01.2018 г. N 01-010343 (л.д. 78-80), актом проверки от 13.09.2018 г. N 16 (л.д. 81-85), получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Действия общества, допустившего нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Век" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей в данном случае судом назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в минимальном его размере, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, в связи с чем назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется, данный акт является законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ООО "Век" Мичковой Ю.Н. на постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 декабря 2018 года N 5-124/2018 - оставить без удовлетворения.
Постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 декабря 2018 года N 5-124/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Век" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.