Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Потерпевший N1 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2018 г. N 5-1143/2018,
установил:
постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2018 г. N 5-1143/2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Гречко Романа Романовича, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Потерпевший N1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2018 г. N 5-1143/2018, вынести новое решение.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального и материального права, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности Гречко Р.Р. в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав Гречко Р.Р, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со ст. 6.1.1 КоАП РФ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Из протокола об административном правонарушении N РК 230296 от 24.10.2018 г. усматривается, что 22.08.2018 года в 22 час. 00 минут, Гречко Р.Р, находясь во дворе д. 11 по ул. А.Стевена в г. Симферополе, нанес телесные повреждения Потерпевший N1, не причинившие вреда здоровью потерпевшей, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 6.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 - 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ и абз. 3 подп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Кроме того, проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.
С учетом этого не являются административным расследованием действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, в результате которых должностным лицом определяется наличие или отсутствие признаков состава преступления.
В случае, если административное расследование не осуществлялось, а производились действия в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 и 7.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) от 27.12.2017)
Согласно материалам дела, 25.09.2018 г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования по факту нанесения Гречко Р.Р. потерпевшей Потерпевший N1 телесных повреждений.
По данному событию 24.10.2018 года в отношении Гречко Р.Р. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ и дело передано на рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что с момента возбуждения дела об административном правонарушении 25.09.2018 года должностным лицом УМВД России по г. Симферополю проводились процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то есть проводилось административное расследование.
Так, имеющиеся в материалах дела доказательства вмененного Гречко Р.Р. административного правонарушения (заключение эксперта N2308 от 24.08.2018 года (л.д. 11-12), объяснения Потерпевший N1 (л.д. 7, 10), Гречко Р.Р. (л.д. 13), ФИО4 (л.д. 14), ФИО5 (л.д. 15), ФИО6 (л.д. 16), ФИО7 (л.д. 17), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.09.2018 г. (л.д. 18), были получены должностным лицом при проведении действий в соответствии с нормами УПК РФ в рамках досудебного производства по уголовному делу.
Из смысла абз. 7 п. 3 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в случае, если административное расследование фактически не проводилось, дело подлежит рассмотрению мировым судьей.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гречко Р.Р. рассмотрено судьей Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым с нарушением правил подсудности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 17.12.1998 N188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.
Аналогичное положение закреплено в Законе Республики Крым "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Крым" от 22 октября 2015 года N162-ЗРК/2015.
Исходя из указанного закона, адрес совершения административного правонарушения - ул. А. Стевена, д. 11, г. Симферополь находится в пределах границ судебного участка N 14 Киевского судебного района г. Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, в связи с чем, постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2018 г. N 5-1143/2018 нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, оно подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение мировому судье судебного участка N 14 Киевского судебного района г. Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
При этом апелляционный суд не проверяет доводы жалобы Потерпевший N1, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Потерпевший N1 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2018 г. N 5-1143/2018 - удовлетворить частично.
Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2018 г. N 5-1143/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Гречко Романа Романовича - отменить.
Материалы дела направить мировому судье судебного участка N 14 Киевского судебного района г. Симферополь (Киевский район городского округа Симферополь) Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.