Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя ГУП РК "Вода Крыма" Чмыхало М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
11 февраля 2019 года
жалобу представителя государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" ФИО1 на решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма" либо Предприятие),
установил:
постановлением начальника территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении ГУП РК "Вода Крыма" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ГУП РК "Вода Крыма" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Алуштинского городского суда Республики Крым 20 декабря 2018 года постановлено решение, которым постановление начальника территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ N оставлено без изменения, а жалоба ГУП РК "Вода Крыма" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, представитель ГУП РК "Вода Крыма" Чмыхало М.Н, считая судебный акт незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ГУП РК "Вода Крыма" Чмыхало М.Н, подержавшего доводы жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка с выездом на место и с привлечением специалистов Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю соблюдения исполнения требований федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации сбора и обработки сточных вод на территории "адрес" в отношении юридического лица ГУП РК "Вода Крыма" (юридический адрес "адрес"), которое осуществляет указанную выше деятельность по адресам: Алуштинский филиал ГУП РК "Вода Крыма": "адрес".
В результате проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 12 час, выявлено, что Алуштинским филиалом ГУП РК "Вода Крыма", по адресам: "адрес", нарушены действующие санитарные правила и гигиенические нормативы и не выполняются санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а именно:
1) на канализационно-очистных сооружениях в "адрес", сбрасывающих сточные воды в водный объект рекреационного назначения, не разработаны и не установлены нормативы предельно допустимых сбросов веществ (ПДС) в водный объект в нарушение ч.4 ст.18, ст.11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч.1 ст.26 Федерального Закона РФ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.6.11 СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод";
2) не представление результатов производственного контроля за составом и свойствами воды водных объектов в контрольных створах и рекреационного водопользования, а именно:
санитарно-микробиологические исследования в контрольных створах:
сточной воды перед поступлением в глубоководный выпуск - не реже 1 раза в месяц на микробиологические показатели в соответствии с таблицей N2 СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", приложением 1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод";
в местах выпуска сточных вод - непосредственно у места сброса и в радиусе не более 500 м от места сброса, не реже 4 раз в год, посезонно на санитарно-химические, физико-химические и радиологические, микробиологические показатели в соответствии с таблицей N1 и 2 СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", приложением 1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод";
санитарно-паразитологические исследования:
сточной воды в местах до проведения очистки (при необходимости расчета эффективности дегельминтизации и дезинвазии) с кратностью 2 раза в год на показатели: жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглавов, токсокар, фасциол), цисты патогенных кишечных простейших, ооцисты криптоспоридий;
сточной воды в местах после проведения очистки с кратностью 2 раза в год на показатели: жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглавов, токсокар, фасциол), циста пагогенных кишечных простейших, ооцисты криптоспоридий;
осадок сточных вод в местах нахождения жидкого осадка с кратностью 2 раза в год на показатели: жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглавов, токсокар, фасциол), цисты патогенных кишечных простейших, ооцисты криптоспоридий;
осадок сточных вод в местах нахождения подсушенного осадка с иловых карт с кратностью 1 раз в год, перед утилизацией, перед использованием на показатели: жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглавов, токсокар, фасциол), цисты патогенных кишечных простейших, ооцисты криптоспоридий, личинки синантропных мух в соответствии с Приложением к СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" в нарушение ст.32, ч.1 ст.29, ст.18, ст.11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.5.4, п.5.6, п.3.1, таблица N1 и 2 СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", п. 6.12. п. 7.1, п. 7.2, приложение 1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", п. 1.3, приложение СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".
Главным специалистом-экспертом Территориального отдела по г. Алушта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю Рамазановой Э.Э, привлеченной к проверке помощником Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора согласно требования Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N, проведена проверка санитарного законодательства при размещении и использовании канализационно-очистных сооружений в пгт. Партенит Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма", о чем указанным должностным лицом надзорного органа составлена справка о проведении проверки с ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражены нарушения допущенные ГУП РК "Вода Крыма" выявленные в ходе проведения проверки (л.д.24-25).
Данные обстоятельства представитель ГУП РК "Вода Крыма" в суде первой инстанции не оспаривал (л.д.179).
Кроме того, в ходе проверки взяты пробы сточных вод, и результаты исследования проб зафиксированы в протоколах лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации сбора и обработки сточных вод в отношении ГУП РК "Вода Крыма" был составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст.6.3 КоАП РФ, без участия представителя ГУП РК "Вода Крыма", извещенного о дне и времени составления протокола (письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), отчет об отслеживании отправления (л.д.39). Кроме того с материалами дела был ознакомлен директор АФ ГУП РК "Вода Крыма" Горшков М.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46, 49).
Постановлением начальника территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении ГУП РК "Вода Крыма" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 руб, без участия представителя ГУП РК "Вода Крыма", извещенного о дне и времени рассмотрения дела (отчет об отслеживании отправления (л.д.44). Кроме того, с материалами дела был ознакомлен директор АФ ГУП РК "Вода Крыма" Горшков М.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46, 49, 50-51).
Диспозицией ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятии.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно ч.1-4 ст.18 Закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ч.1 ст.29 Закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ (действовавшего на момент совершения правонарушения), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на сбросы).
Ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.40-43); справку главного специалиста-эксперта Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Рамазановой З.Э. (л.д. 24-25); протоколы исследований (л.д.27-34); акт отбора образцов окружающей среды и производственной среды (л.д.35) и другие материалы дела, как надлежащие доказательства.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении установлены, судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования дана им надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы представителя Предприятия и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей городского суда, они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что материалами дела об административном правонарушении доказано то обстоятельство, что ГУП РК "Вода Крыма" совершило правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ.
Доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции ст.6.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления судьи, при производстве по делу в отношении ГУП РК "Вода Крыма" допущено не было.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что ГУП РК "Вода Крыма" обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
С учетом изложенного, полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу представителя государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" ФИО1 оставить без удовлетворения,
решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.