Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием начальника хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. и его
защитников Шульга А.Г. и Гришина Р.Ю,
представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю Ульянкиной Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
04 февраля 2019 года
жалобу начальника хозяйственного отдела федерального государственного унитарного предприятия "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ" ФИО1 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении начальника хозяйственного отдела федерального государственного унитарного предприятия "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ" ФИО1,
установил:
постановлением начальника отдела надзора на море Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым городу Севастополю Кизима Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N начальник хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе начальника хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Феодосийского городского суда Республики Крым 19 декабря 2018 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы начальнику хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением должностного лица органа надзора в сфере природопользования, начальник хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанные акты. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав начальника хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. и его защитников Шульга А.Г. и Гришина Р.Ю, поддержавших жалобу, представителя органа надзора в сфере природопользования Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Ст.1 Закона N 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу п.3, 4 ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I - IV классов опасности лицензируется.
В соответствии с положениями ч.1 ст.34, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ отделом надзора Восточного региона Межрегионального правления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю совместно с сотрудниками органа дорожного надзора МВД по Республики Крым, ОМВД по г. Феодосии, ОЭБиПК ОМВД России по г. Феодосии, представителями лаборатории ФГБУ ЧерАзТехмордирекции" на основании п.4 перечня поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Приказа N-од от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен рейдовый осмотр специализированного автотранспорта на территории въезда на полигон ТКО г. Феодосии по адресу: "адрес" с целью проведения комплекса мероприятий, направленных на выявление и пересечения деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.
По результатам рейдового осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ N (Т-I, л.д.33-40).
В результате рейдового осмотра было проверено 1 автотранспортное средство, находящееся в хозяйственном введении ФГУП "СЗ "МОРЕ", которое осуществляло транспортировку твердых коммунальных отходов (отходов производства и потребления) на полигон ТКО г. Феодосия, а именно: автотранспортное средство с государственным знаком " N" под управлением водителя Никулина В.Н, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, который при себе не имел удостоверения, подтверждающее допуск к работе с отходами I-IV класса опасности. Кроме того, автомобиль не имел знака, подтверждающего транспортировку отходов опасных для окружающей среды, а также у водителя отсутствовали паспорта отходов I-IV класса опасности, подтверждающие отнесение отходов к IV классу опасности.
Представителями лаборатории ФГБУ "ЧерАзТехмордирекции" согласно заявке на обеспечение надзорного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ Исх. N в вышеуказанном автотранспортном средстве отобраны пробы на определение морфологического состава отходов, токсичности и класса опасности отхода. Составлен акт отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ NТ (Т-I л.д.42-43).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГУП "СЗ "МОРЕ", юридический адрес: "адрес", направлено письмо Исх. N о предоставлении информации.
ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ "ЧерАзтехмордирекцией" представлено экспертное заключение по результатам лабораторных исследований проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которого, на основании анализа компонентного состава пробы 1010 определено, что отходы, транспортирующие ФГУП "СЗ "МОРЕ" ДД.ММ.ГГГГ на полигон ТКО г. Феодосия относятся к отходам IV класса опасности. Класс опасности отхода для окружающей природной среды определен расчетным методом в соответствии с приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Критерии внесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду". По результатам токсилогического анализа воздействия водной вытяжки из исследуемого образца, а именно отходов, принадлежащих ФГУП "СЗ МОРЕ" и транспортированных ДД.ММ.ГГГГ на полигон ТКО г. Феодосия, определено, что указанные отходы оказывают токсическое действие на окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ в отдел надзора Восточного региона Управления Росприроднадзора явился законный представитель - временно исполняющий обязанности главного инженера, начальника энергомеханической службы Леонидов В.М. (на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N), который предоставил документы от предприятия ФГУП "СЗ "МОРЕ". Однако копия удостоверения о повышении квалификации "Профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности" на водителя Никулина В.Н. не предоставлена, лицензия на осуществление транспортирование отходов IV класса опасности не предоставлена. Также установлено, что с водителем автотранспортного средства Никулиным В.Н. заключен трудовой договор. Автотранспортное средство с государственным знаком "А218РЕ 82" находится в хозяйственном введении ФГУП "СЗ "МОРЕ", согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
Постановлением начальника отдела надзора на море Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым городу Севастополю Кизима Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N должностное лицо ФГУП "СЗ "МОРЕ" - начальник хозяйственного отдела Гунченко А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (Т-I, л.д.185-196).
Оставляя без изменения постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю Кизима Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а жалобу начальника хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. - без удовлетворения, судья Феодосийского городского суда пришел к выводу, что виновность начальника хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, доказана.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела и без учета требований ст.24.1, 26.1, 26.2 и 26.11 КоАП РФ.
Так, в соответствии с актом отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ N Т, отходы отобраны пробоотборщиком ЭАЛ Дыляевой А.Ю, являющейся инженером-экологом Крымской группы отдела по техническому и информационно-аналитическому обеспечению. Пробы отобраны вручную.
Кроме того, согласно данному акту, проба отобрана в соответствии с ПНДФ 12.1:2-2.2:2.3:3.2-03 "Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, осадков биологических сооружений, шламов промышленных сточных вод, донных отложений искусственно созданных водоёмов, прудов-накопителей и гидротехнических сооружений". В графе "Условия и допустимые сроки хранения проб" указан ГОСТ 17.4.4.02- 84 "Охрана природы (ССОП). Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа".
Указанные Методика и ГОСТ применяются для исследования проб почвы и не применяются к исследованию отходов, так как для отбора хранения и транспортировки проб отходов не предназначены.
Кроме того, в акте не указана схема отбора проб, а также дата и время доставки пробы в лабораторию ФГБУ "ЧерАзтехмордирекции" на базе экоаналитической лаборатории ( "адрес"), аттестат аккредитации N РОСС N от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований проб отходов, отобранных в рамках проведения рейдового мероприятия на въезде на территорию полигона ТКО г. Феодосия Республика Крым от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что отбор проб отходов производился в соответствии с ПНД Ф 16.3.55-08 "Методика определения морфологического состава твёрдых отходов производства и потребления. Гравиметрический метод", ПНД Ф Т 14.1:2:4.12-06 Т 16.1:2.3:3.9-06 "Методика измерений количества для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления методом прямого счёта" в одной точке 1/1010 (объединенная проба), что противоречит данным, указанным в акте отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, согласно указанных в экспертном заключении методик (п.7.3 ПНДФ 16.3.55-08 и п.7.2.5 ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06 Т 16.1:2:2.3:3.9-06) объединенная проба образуется из нескольких точечных проб, отобранных в одно и то же время из одного источника образования или накопления отходов (точечные пробы отбираются на пробных площадках из одного или нескольких слоев или горизонтов методом конверта по диагонали или любым другим способом с таким расчетом, чтобы в каждом случае проба представляла собой типичную часть отхода. Для получения пробы, доставляемой на анализ в лабораторию, первичную пробу усредняют, перемешивая, выкладывают на предварительно подготовленную чистую сухую поверхность и отбирают 5 единичных проб по схеме конверта. Из 5 единичных проб при их смешивании получают усредненную пробу массой около 2,0 кг, которую отправляют на анализ. При отборе проб из кучи точечные пробы берут с ее вершины, основания и боковых поверхностей. Число проб из кучи высотой до 2 м должно быть не менее 9 и увеличиваться на 4 пробы с каждым дополнительным метром высоты).
Согласно результатам исследований и в соответствии с протоколом количественного химического анализа (КХА) отхода от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного ЭАЛ ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция", проба 1010 (в количестве около 2кг) состоит из следующих компонентов: - металл чёрный (железо) - 72,0?21,6%, что составляет ~ 1,44? 1,87кг общей массы отобранной пробы отхода; - текстиль - 19,8?5,9%, что составляет ~ 0,396?0,514кг общей массы отобранной пробы отхода; - полимерные материалы - 4,8?1,5%, что составляет ~ 0,096?0,126кг общей массы отобранной пробы отхода; - металл цветной (алюминий) - 3,4?1,0%, что составляет ~ 0,068?0,088кг общей массы отобранной пробы отхода.
Согласно п.7.2.5 ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06 Т 16.1:2:2.3:3.9-06 при отборе проб ТБО необходимо установить его состав. Он включает входящие в ТБО компоненты (бумага, картон, пищевые отходы, дерево, пластик, стекло, черный и цветной металл, текстиль, кожа, резина, камни, штукатурка и др.), а также их процентное содержание. Для лабораторных исследований из массы каждого компонента отхода отбирают в отдельный пакет его составляющие. Масса пробы каждого из компонентов должна быть не менее 300 г, чтобы в каждом случае проба представляла собой типичную часть отхода. Для отбора проб отходов используют шпатель или почвенный бур. Отбор сыпучих отходов из тары (вагон, кузов автомобиля, контейнер и др.) производится с помощью щупа, а не вручную.
В соответствии с п.7.2.6 ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06 Т 16.1:2:2.3:3.9-06 для подготовки пробы отходов требуется 3 кг. Отобранные пробы делят на две части, одну из которых возвращают в сосуд для хранения, другую разрыхляют и тщательно просматривают. При наличии частиц более 10 мм их аккуратно измельчают с помощью металлического шпателя до меньшего размера. Механически размалывать смесь недопустимо.
Согласно акту отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ N Т, количество отобранной пробы составляет около 2 кг, следовательно данная проба не достаточна для обработки по вышеуказанной методике.
Кроме того, согласно протоколам анализа отхода от ДД.ММ.ГГГГ N, N, N, N ООО "Эколаб" (аттестат аккредитации N), представленных ФГУП "СЗ "Море", данные отходы относятся к V классу опасности. Обнаруженный в составе отхода текстиль, согласно протоколу анализа отхода N, N также относится к V классу опасности, в соответствии с Приказом МПР N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-70, 79-80,166-171). Другие компоненты не могут быть учтены, так как составляют меньше 300 г.
Как усматривается из оспариваемого решения, судья городского суда не выяснял обстоятельств, подтверждающих транспортирование ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "СЗ "Море" именно отходов IV класса опасности, не истребовал документы, подтверждающие обстоятельства указанные в акте отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ N Т и экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ
В настоящей жалобе начальник хозяйственного отдела ФГУП "СЗ "МОРЕ" Гунченко А.И, в числе иных, приводит аналогичные доводы.
В нарушение требований ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ приведенные доводы опровергнуты не были, надлежащая оценка им не дана. Доказательств, подтверждающих транспортирование ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "СЗ "Море" именно отходов IV класса опасности не были истребованы от отдела надзора на море Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым городу Севастополю.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах решение судьи городского суда нельзя признать основанным на законе, а поэтому оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст.29.10 и 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника хозяйственного отдела федерального государственного унитарного предприятия "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ" ФИО1 удовлетворить частично,
решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника хозяйственного отдела федерального государственного унитарного предприятия "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ" ФИО1, отменить,
дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.