Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Фирма Коррида" Морозова Н.Б. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 октября 2018 года N 12-137/2018,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Бахчисарайского района Республики Крым по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от 21 мая 2018 года N 7/2018/36 общество с ограниченной ответственностью "Фирма Коррида" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 октября 2018 года N 12-137/2018 постановление должностного лица от 21 мая 2018 года N 7/2018/36 оставлено без изменения, жалоба ООО "Фирма Коррида" - без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, представитель ООО "Фирма Коррида" Морозов Н.Б. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 30 октября 2018 г. отменить, постановление должностного лица от 21 мая 2018 года изменить в части наказания, заменить назначенный штраф предупреждением.
Доводы жалобы мотивированы тем, что при вынесении постановления административным органом представителю привлекаемого юридического лица не были разъяснены его права и обязанности, что подтверждается отсутствием его подписи в постановлении.
Также, представителем общества при производстве по делу был заявлен ряд ходатайств, однако, они остались должностным лицом без рассмотрения.
Кроме того, заявитель считает, что при назначении наказания ООО "Фирма Коррида" не были учтены все обстоятельства дела, позволяющие назначить обществу наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ООО "Фирма Коррида" Морозова Н.Б, поддержавшего доводы жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК Гайдаева А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ, отличаются повышенной общественной опасностью.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 ФЗ N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В силу ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним из способов: применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара) (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности")
В соответствии с ч.1 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из способов или комбинацией установленных способов (ст. 84).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (п. 3 Правил).
В силу п. 14 Правил руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
П. 33 Правил предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п. 35 Правил запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "Б" п. 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
В силу п.п. "а,в,г" п. 42 Правил запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией.
Согласно п. 475 Правил каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.
П. 478 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
В соответствии с п. 482 Правил, пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Бахчисарайского района с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности по Бахчисарайскому району УНД и ПР ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, представителя Антитеррористической комиссии Бахчисарайского района 17 апреля 2018 г. с 14 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. проведена проверка деятельности ООО "Фирма Коррида", расположенного по адресу: "адрес".
В ходе проверки установлено, что ООО "Фирма Коррида" нарушило обязательные требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 г. и свод, а именно:
1. Руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты, а также не организовано проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
2. Помещения торговых мест: "Империя посуды" ИП ФИО4, N 109 ИП ФИО11, ИП ФИО5 и АП ФИО12, в складском помещении торгового места N 52 ИП ФИО6, N 64, N 133 "Спорттовары" ИП ФИО7 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения у правления эвакуацией людей при пожаре (ст. 83, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таблица А1 СП 5.13130.2009 "Система противопожарной защиты Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования");
3. Огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковых номеров (п. 475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
4. Руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей и периодичность их осмотра (Порошковые огнетушители не обеспечены гибким шлангом с насадкой) (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
5. Пожарные щиты укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (для пожара класса "А") не в соответствии с приложением N 6 настоящих Правил (п. 482 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
6. Территория рынка не обеспечена запасом воды для целей пожаротушения, исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров (ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свод правил 8.13130.2009 "Источники наружного противопожарного водоснабжения");
7. Отделка потолка и стен 2-го этажа здания рынка выполнена с классом пожарной опасности более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (не представлены сертификаты или результаты испытаний) (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
8. В помещениях торговых мест допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 "В" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
9. В помещениях торговых мест, а также в помещении для охраны (диспетчерский пункт) допускается эксплуатация проводов (кабеля) с видимыми нарушениями изоляции (п. 42 "А" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
10. Допускается пользование электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией (п. 42 "Г" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
11. Металлические конструкции кровли здания (сооружения) рынка не обработаны огнезащитным составом (не предоставлен акт обработки) (п. 6 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
12. Допускается применение запоров на дверях эвакуационных выходов исключающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
13. На объекте не обеспечивается выполнение требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
14. Руководителем объекта не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
15. Арендаторы и реализаторы торговых мест рынка допускаются к работе не прошедших обучение мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
16. Допускается уменьшение нормативной ширины и загромождение путей эвакуации в торговых рядах, в связи с размещением товаров за пределами торгового места (п. 36 "Б", п. 120 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390).
Также, в ходе проведенного визуального осмотра объекта торговли и изучив представленную копию паспорта БТИ на объект недвижимости установлено, что допущена перепланировка помещений рынка под размещение дополнительных торговых мест без соответствующего разрешения.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения 08 мая 2018 г. и.о. заместителя прокурора Бахчисарайского района ФИО8 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Фирма Коррида" по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, главным государственным инспектором Бахчисарайского района Республики Крым по пожарному надзору - начальником отдела надзорной деятельности по Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 21 мая 2018 года ООО "Фирма Коррида" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вина ООО "Фирма Коррида" подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 мая 2018 г.; решением о проведении проверки от 05 апреля 2018 г. N 64; актом обследования розничных рынков от 17 апреля 2018 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО "Фирма Коррида" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом и судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при вынесении постановления административным органом представителю привлекаемого юридического лица не были разъяснены его права и обязанности, что подтверждается отсутствием его подписи в постановлении, а также что представителем общества при производстве по делу был заявлен ряд ходатайств, однако они остались должностным лицом не разрешенными, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Довод жалобы о том, что ООО "Фирма Коррида" необходимо заменить назначенное наказание в виде штрафа, предупреждением, является необоснованным в виду следующего.
Так, частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Согласно доводам жалобы ООО "Фирма Коррида" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "Фирма Коррида" административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "Фирма Коррида" к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством.
Само по себе включение ООО "Фирма Коррида" в названный Реестр не является основанием для безусловного применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание в данном случае назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
В случае невозможности уплаты административного штрафа ООО "Фирма Коррида" не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок привлечения ООО "Фирма Коррида" к административной ответственности соблюден.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 октября 2018 года N 12-137/2018, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ООО "Фирма Коррида" Морозова Н.Б. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 октября 2018 года N 12-137/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 октября 2018 года N 12-137/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Фирма Коррида" - оставить без изменений.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.