Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Вааповой С.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 15 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Зуйкиной Ирины Серафимовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республике Крым, о признании незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2018 года Зуйкина Ирина Серафимовна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым о признании незаконным решения N от 10.08.2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в стаж педагогической деятельности периодов отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 02.01.2002 года по 19.05.2003 года, с 09.12.2005 года по 10.01.2006 года и назначению досрочной страховой пенсии по старости с 01.08.2018 года.
Истица указала на то, что при решении вопроса о назначении ей досрочной страховой пенсии по возрасту пенсионный орган включил в стаж педагогической деятельности периоды работы истицы с 15.08.1991 года по 31.07.2018 года в должности заместителя директора, учителя, директора школы, всего 24 года 11 месяцев 18 дней.
В то же время истице необоснованно отказано во включении вышеуказанных периодов отпусков по уходу за ребенком в стаж педагогической деятельности и назначении досрочной страховой пенсии по основаниям пп.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным решением пенсионного органа от 10.08.2018 года N523864/18; обязать пенсионный орган включить в льготный стаж истицы периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 02.01.2002 года по
2
19.05.2003 года, с 09.12.2005 года по 10.01.2006 года и назначить истице досрочную страховую пенсию в порядке пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.08.2018 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истица и ее представитель.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
3
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с записями в трудовой книжке, а также справками МБОУ "Красногвардейская школа N 1"" от 29.06.2017 года N и МБОУ "Восходненская школа" от 07.11.2017 года N истица с 15.08.1991 года по 31.08.1994 года работала заместителем директора по воспитательной работе, учителем в Красногвардейской средней школе N 1 Красногвардейского района АР Крым; с 01.09.1994 года по настоящее время работает учителем в МБОУ "Восходненская школа" Красногвардейского района Республики Крым; с 05.12.2014 года назначена директором школы и учителем.
Решением пенсионного органа от 10.08.2018 года N 523864/18 истице отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 годаN400-ФЗ в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности с указанием на то, что в стаж педагогической деятельности не подлежат включению периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком с 03.10.2000 года по 03.10.2000 года, с 02.01.2002 года по 19.05.2003 года, с 09.12.2005 года по 10.01.2006 года.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью
4
либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости
5
назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, для учета периодов педагогической деятельности истицы, имевшей место до 31.12.2014 года, применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный пенсионным законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
В силу ст.ст.52,55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N909, работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
6
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо упитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В период работы истца и пребывания в отпуске по беременности и уходу за ребенком с 02.01.2002 года по 19.05.2003 года и с 09.12.2005 года по 10.01.2006 года согласно пенсионному законодательству Украины в страховой стаж подлежали включению периоды, в течение которых лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за которые были ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.
До вступления в силу Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (01.01.2004 года) периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в трудовой стаж для назначения пенсии засчитывались в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее, в том числе периоды отпусков: по уходу за ребенком до 3 лет; в связи с беременностью и родами; по уходу за ребенком в соответствии с медицинским заключением, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.
С 01.01.2004 года время по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывалось в страховой стаж матери при условии получения пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В соответствии с ч.1 ст. 181 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в период предоставления истице отпусков по уходу за ребенком, - отпуск по
7
уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2001 N 78 предусмотрено включение в педагогически непрерывный стаж периода пребывания работника в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
С учетом особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений в Украине в период предоставления истице отпусков по уходу за ребенком судебная коллегия считает, что спорные периоды подлежат включению в стаж по специальности, поскольку невключение данных периодов в специальный стаж истицы влечет необоснованное ограничение объема ее пенсионных прав.
Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов стаж истицы по специальности составляет более 25 лет, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным
и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 01 августа 2018 года.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным истицей документальным данным и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции, являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 15 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.