Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Лозового С.В.
Судей
Чистяковой Т.И.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Петровой А.А.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Костючик И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), третье лицо Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым, о признании неправомерным отказа о назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности засчитать в стаж работы периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вКрасноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 октября 2018 года,
установила:
Костючик И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению ? Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании неправомерным отказа о назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования администрации Красноперекопского района.
Требования мотивированы тем, что 08 августа 2018 года обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ. Решением от 13 декабря 2016 года N1 ГУ-УПФ в Красноперекопском районе отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, с указанием причин отказа, а именно со ссылкой на п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ, а также, то что место работы истца МБОУ УВК не указана в списке Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N781, - периоды отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 05 февраля 2001 года по 03 сентября 2001 года, не засчитываются так как это не урегулировано законодательством, а поэтому засчитать в стаж работы период работы в МБОУ "УВК" с 15 декабря 2014 года по08 августа 2018 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 05 февраля 2001 годапо 03 сентября 2001 годане возможно засчитать в стаж работы необходимой дляназначения пенсии.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 октября 2018 года иск Костючик И.В. удовлетворен.
Решение ГУ - УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым N от 27 августа 2018 года об отказе Костючик И.В. в назначении досрочной пенсии по старости признано неправомерным.
ГУ - УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязано включить Костючик И.В, периоды работы:
- с 15 декабря 2014 года по 08 августа 2018 года в должности учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Братский учебно-воспитательный комплекс" Красноперекопского района (3 года 7 месяцев 23 дня)
- с 11 января 2005 года - 1 день, 25 октября 2005 года - 1 день, с 20 февраля 2006 года по 24 февраля 2006 года - 5 дней, с 13 октября 2008 года по 31 октября 2008 года - 19 дней, 17 февраля 2011 года - 1 день,16 ноября 2012 года - 1 день, с 15 августа 2013 года по 20 августа 2013 года - 6 дней, с 07 октября 2013 года по 11 октября 2013 года - 5 дней, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года - 3 дня, с 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2015 года - 5 дней, с 14 апреля 2015 года по 17 апреля 2015 года - 4 дня, с 24 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года - 5 дней, всего (1 месяц 26 дней) период прохождения повышенияквалификации.
- с 05 февраля 2001 года по 03 сентября 2001 года (6 месяцев 28 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех летнего возраста - в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пн. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ.
ГУ - УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязано назначить Костючик И.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 08 августа 2018 года.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что обжалуемое решение незаконно, необоснованно, принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие существенное значение для правильного разрешении дела по существу, а выводы являются необоснованными.
Заслушав докладчика, пояснения участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пп. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 " Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
В соответствии с п. 3 указанного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" - установлено, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации: а именно список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается записями в трудовой книжке, что Костючик И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем начальных классов в Братской средней школе, Братской общеобразовательной школы 1-3 ступеней Красноперекопской госадминистрации АР Крым, МБОУ Братский УВК.
Установлено, что согласно диплома об образовании N Костючик И.В. в 1994 году окончила Херсонский государственный педагогический университет по специальности педагогика и методика начального обучения.
Согласно справки МБОУ "Братской УВК" N135 от 02 августа 2018 года - согласно распоряжения Красноперекопской райгосадминистрации N96 от 07 марта 2000 года Братская средняя школа реорганизована в Братскую общеобразовательную школу 1-3 ступеней.
На основании распоряжения Красноперекопской райгосадминистрации от 18 сентября 2001 года N401 Братская общеобразовательная школа 1-3 ступеней переименовано в Братскую общеобразовательную школу 1-3 ступеней Красноперекопской района АР Крым.
На основании распоряжения Красноперекопской райгосадминистрации от 04 марта 2005 года N112810500020000050 Братская общеобразовательная школа 1-3 ступеней Красноперекопского района АР Крым переименована в Братскую общеобразовательную школу 1-3 ступеней Красноперекопской райгосадминистрации АР Крым
На основании распоряжения Красноперекопской райгосадминистрации от 18 ноября 2010 года N11291050007000053 Братская общеобразовательная школу 1-3 ступеней Красноперекопской райгосадминистрации АР Крым переименовано в Братскую общеобразовательную школу 1-3 ступеней Красноперекопского райсовета.
На основании распоряжения Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района от 15 декабря 2014 года N1 Братская общеобразовательная школа 1-3 ступеней Красноперекопскойрайгсовета переименована в МБОУ "Братский" УВК".
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены работа в общеобразовательных учреждениях всех наименований, в том числе, в школах.
08 августа 2018 года Костючик И.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, обратилась в пенсионный фонд для назначения пенсии исходя из пп. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ-400.
Решением N от 27 августа 2018 года - ГУ ПФ в Красноперекопском районе о отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого 25 летнего специального стажа, с указанием причин отказа:
- периоды отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 05 февраля 2001 года по 03 сентября 2001 года не подлежат зачету в специальный стаж согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 N516.
- периоды с 15 декабря 2014 года по 08 августа 2018 года, так как данное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781.
Согласно письменных разъяснений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) страховой стаж Костючик И.В для определения права на пенсию на дату подачи заявления 08 августа 2018 года общий стаж составляет 26 лет 4 месяца 29 дней, специальный стаж составляет 21 год 05 месяцев 5 дней, при необходимых 24 лет.
Удовлетворяя исковые требования Костючик И.В. по периоду отказа с 15 декабря 2014 года по 08 августа 2018 года суд первой инстанции обоснованно исходит из следующего.
Работа Костючик И.В. в МБОУ "Братский УВК" с 15 декабря 2014 года по 08 августа 2018 года не включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, поскольку по списку утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, нет работы учителем в "УВК".
Согласно Справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, Костючик И.В. выданного МБОУ "Братский УВК" работала в должности учителя начальных классов с 17 августа 1992 года, однако данную справку ответчик не принял, так как согласно вышеуказанного списка наименование учреждения МБОУ "УВК" отсутствует.
Таким образом, истец в настоящий момент, учитывая устав МБОУ "УВК", справку об уточнении периода работы, отказ ответчика, не может самостоятельно решить вопрос с наименованием учебного заведения.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.09.2015 года N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях", по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, в том числе с проживанием в интернате, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований; лицеи; гимназии), предусмотренных пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Период работы истца в должности учителя истории в Муниципальном бюджетном общеобразовательного учреждения "Братский учебно-воспитательный комплекс" муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым в период с 15 декабря 2014 года по 08 августа 2018 года (3 года 7 месяцев 23 дня) должен быть включен в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости. При этом учитывая, что истец продолжает работать в той же должности в том же заведении на момент рассмотрения дела по существу.
Удовлетворяя исковые требования истца по периоду с 05 февраля 2001 года по 03 сентября 2001 года (00 лет 6 месяцев 28 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, суд первой инстанции обоснованно исходит из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
В то же время, следует применять правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
На основании ст. 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (ч.3 и 6 ст. 179 настоящего кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Согласно ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" 05.11.1991 г. предусмотрено, что время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем для достижения каждым ребенком 3- летнего возраста, засчитывается в стаж работы.
В соответствии с ч.16 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионом страховании" от 09.07.2003 N1058, положения Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. применяются в части признания права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.
Таким образом в специальный и льготный стаж который дает право на пенсию по выслуге лет и на льготных условиях, засчитывается время ухода работающего лица до достижения им трехлетнего возраста ( случае оформления соответствующего отпуска.
Данная позиция изложена в Письме пенсионного фонда Украины от 25.06.2008 N10842/-2-10 "О включении в стаж работы периода ухода за ребенком".
Согласно справки выданной МБОУ "Братский УВК" от 02 августа 2018 года N - Костючик И.В. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до трех лет: с 05 февраля 2001 года (приказ N3к от 24 января 2001 года). Согласно приказа N42 к от 03 сентября 2001 года отпуск по уходу за ребенком прерван с 03 сентября 2001 года.
Таким образом имеются основания для зачета в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Кроме того, судом установлено, что истцу отказано в зачете специального стажа периоды нахождения в учебных отпусках, а именно периоды 11 января 2005 года - 1 день, 25 октября 2005 года - 1 день, с 20 февраля 2006 года по 24 февраля 2006 года - 5 дней, с 13 октября 2008 года по 31 октября 2008 года - 19 дней, 17 февраля 2011 года - 1 день,16 ноября 2012 года - 1 день, с 15 августа 2013 года по 20 августа 2013 года - 6дней, с 07 октября 2013 года по 11 октября 2013 года - 5 дней, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года - 3 дня, с 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2015 года - 5 дней, с 14 апреля 2015 года по 17 апреля 2015 года - 4 дня, с 24 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года - 5 дней, всего 56 дней (1 месяц 26 дней).
Однако истец не просит признать не включение данных периодов в специальный стаж, указывая в судебном заседании, что при заявленном ее в иске стаже будет достаточным для 25 лет специального стажа.
Зачитывая периоды обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров, суд исходит из Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, ст. ст. 167, 173, 187 ТКРФ.
При этом суд первой инстанции правомерно исходит из того, что Костючик И.В. направлялась на данные курсы, в командировки и учебные отпуска работодателем, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года N 449) указано, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными документами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Исходя из приведенных норм, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, командировки и учебные отпуска, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Красноперекопском района N от 27 августа 2018 года об отказе назначении пенсии в части не зачета периода нахождения на курсах по повышению квалификацию также является незаконным.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости)
Истец обратился за указанной пенсией - 08 августа 2018 года.
Право истца на досрочную пенсию возникло, учитывая зачтенные периоды пенсионным фондом 21 год 05 месяцев 5 дней, при зачтенных судом - с 15 декабря 2014 года по 08 августа 2018 года - 3 года 7 месяцев 23 дня, повышение квалификации с 11 января 2005 года - 1 день, 25 октября 2005 года - 1 день, с 20 февраля 2006 года по 24 февраля 2006 года - 5 дней, с 13 октября 2008 года по 31 октября 2008 года - 19 дней, 17 февраля 2011 года - 1 день,16 ноября 2012 года - 1 день, с 15 августа 2013 года по 20 августа 2013 года - 6дней, с 07 октября 2013 года по 11 октября 2013 года - 5 дней, с 18 июня 2014 года по 20 июня 2014 года - 3 дня, с 02 февраля 2015 года по 06 февраля 2015 года - 5 дней, с 14 апреля 2015 года по 17 апреля 2015 года - 4 дня, с 24 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года - 5 дней, всего 56 дней (1 месяц 26 дней), нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 05 февраля 2001 года по 03 сентября 2001 года (00 лет 6 месяцев 28 дней) что составляет 4 года 4 месяца 17 дней, (21 год 05 месяцев 05 дней + 4 года 4 месяца 17 дней), что составляет более 25 лет специального стажа, в связи с чем, трудовая пенсия досрочно должна быть назначена истцу с 08 августа 2018 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному и достаточно обоснованному выводу о том что решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым N от 27 августа 2018 года об отказе в назначении досрочной пенсии является незаконным следует обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию с 08 августа 2018 года.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 октября 2018 года - оставить без изменений, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья Лозовой С.В.
Судьи Чистякова Т.И.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.