Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Вааповой С.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Куку Игоря Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о возложении обязанности по включению в трудовой стаж отдельных периодов работы и перерасчету страховой пенсии по старости,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Куку Игорь Иванович обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о возложении на ответчика обязанности по включению в трудовой стаж периодов работы с 01 января 2001 года по 30 апреля 2015 года и перерасчете страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы.
Исковые требования мотивированы тем, что при назначении истцу пенсии по старости и расчете размера пенсии был учтен страховой стаж только до 31 января 2001 года; периоды работы истца в Республике Молдова с 1985 года по 2001 год в Институте Прикладной Физики Академии Наук Республики Молдова, с 2001 года по 30 апреля 2015 года в должности ведущего инженера в ИПФАН Республики Молдова и менеджера ООО "Vintage Avenue" не приняты во внимание и не учтены, несмотря на то, что истец представил суду справки из Национальной кассы Социального Страхования Республики Молдова N N о перечислении страховых взносов и распечатки об уплате указанных взносов.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: обязать пенсионный орган включить в страховой стаж, необходимый для начисления истцу страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 января 2002 года по 30 апреля 2015 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
2
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения иска, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явились стороны.
Пенсионный орган поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Стороны дали пояснения, аналогичные устным и письменным пояснениям в суде первой инстанции.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из частичной обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
3
Как следует из материалов дела, Куку И.И, является гражданином Республики Молдова, зарегистрирован в "адрес". N по "адрес" в "адрес" Республики Крым по месту пребывания, что подтверждается видом на жительство иностранного гражданина.
Истцу назначена страховая пенсия по старости с 01 сентября 2015 года.
При назначении истцу пенсии не были засчитаны периоды его работы в Республике Молдова с 01 января 2002 года на том основании, что для назначения пенсии истцу достаточно стажа работы до 01.01.2012 года; за указанные периоды работы уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об общеобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не производилась.
Согласно справке N N выданной 17 июня 2015 года Национальной Кассой Социального Страхования Республики Молдова, Куку И.И. не состоит на учете в государственной системе социального страхования Республики Молдова как получатель пенсии либо государственного социального пособия. Пенсия либо государственное социальное пособие в органах социального страхования ему не назначалась и не| выплачивалась.
По данным, представленным истцом, Академия Наук Республики Молдова производила перечисление взносов социального страхования за Куку И.И. за период с 01 февраля 2001 года по 06 октября 2008 года; ООО "Vintage Avenue" производило перечисление взносов социального страхования за Куку И.И. за период с 01 июня 2009 года по 30 апреля 2015 года; перечисления производились в пенсионный орган Республики Молдова.
Положениями ст.39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального Конституционного Закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу ч.ч.1,3 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые заполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
5
Согласно общему правилу страховые взносы отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", ратфицированного, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Молдова, - для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Правовыми положениями Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними оглашениями.
Для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (ст.ст.1,3,6,7).
Поскольку СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, по смыслу п.2 ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
В соответствии со ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
6
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, предусматривает, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования, исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами, право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лип, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 6 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г.N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 года, - учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или ) иная деятельность.
Согласно разъяснению в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 года.
7
Согласно ст.100 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 года в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или ) иная деятельность.
Проанализировав вышеуказанные нормативные положения и представленные сторонами доказательства, судебная коллегия соглашается с доводами апеллянта в той части, что законодательством, регулирующим спорные правоотношения, предусматрен зачет стажа для определения права на пенсию, а не для расчета пенсии.
Поскольку истец реализовал право на назначение страховой пенсии по старости, в его страховой стаж включены периоды его работы до 01.01.2002 года и данного стажа было достаточно для назначения пенсии, судебная коллегия считает, что невключение в страховой стаж истца спорных периодов работы не нарушает его пенсионных прав.
Что же касается исчисления размера пенсии с учетом заработка, полученного в спорные периоды работы, исковые требования не обоснованы, так как истец в спорные периоды работы не уплачивал страховые взносы в пенсионный фонд РФ.
Обстоятельства, свидетельствующие об отчислении в спорные периоды работы истца пенсионных взносов в Пенсионный Фонд Республики Молдова подтверждены документально, истцом не оспаривались.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истец является гражданином Республики Молдова.
Судом первой инстанции не приняты во внимание особенности правового регулирования спорных правоотношений и дана ненадлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам и представленным доказательствам
Поскольку судом первой инстанции дана неправильная правовая оценка представленным доказательствам, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, и принятое судебное решение по данному делу в части удовлетворения иска подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
8
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 сентября 2018 года в части удовлетворения исковых требований отменить.
Отказать в удовлетворении иска Куку Игоря Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о возложении обязанности по включению в трудовой стаж отдельных периодов работы и перерасчету страховой пенсии по старости.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.