Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гулякина Леонида Ивановича к Администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованное лицо - Управление земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным постановления N 1248 от 1 июня 2018 г, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Гулякин Л.И. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 1 июня 2018 г..N 1248 "О рассмотрении заявления Гулякина Л.И. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N в порядке завершения оформления прав"; обязать Администрацию города Алушты Республики Крым в течении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N в порядке завершения оформления прав и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств; обязать Администрацию города Алушты Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гулякина Л.И, путем принятия решения о предоставлении Гулякину Л.И. земельного участка в собственность по адресу: "адрес", кадастровый N, в течение 65 дней с момента вступления решения в законную силу, мотивируя тем, что решением Алуштинского городского совета от 28 января 2014 г..N9/2344 ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0414 га, расположенного по адресу: "адрес", за счет земель Алуштинского городского совета, не предоставленных в собственность или пользование для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). 27 июля 2015 г..года истец обратился в Управление земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке переоформления прав. Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 3 апреля 2017 г..N702 истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации.
Решением Алуштинского городского Республики Крым от 28 ноября 2017 г, оставленным без изменений Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 16 апреля 2018 г..постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 3 апреля 2017 г..N702 было признано незаконным и на Администрацию города Алушты возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гулякина Л.И. Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 10 июня 2018 г..N1248 истцу отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, в виду того, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования, испрашиваемый земельный участок не отнесен к определенной категории земель. С указанным постановлением истец не согласен, считает его незаконным, поскольку оно вынесено с нарушением части 6 статьи13 Закона Республики Крым N38-ЗРК от 31.07.2014 г.."Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" Указывает, что решение органа местного самоуправления о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка является действующим, не отменено и не признано недействительным. Каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не имеется и такие основания не приведены ответчиком в оспариваемом постановлении.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г. административное исковое заявление Гулякина Леонида Ивановича удовлетворено частично. Признано незаконными постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 1 июня 2018 г. N1248 "О рассмотрении заявления Гулякина Л.И.". На Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность повторно в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Гулякина Леонида Ивановича о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N, в порядке завершения оформления прав и в тот же срок сообщить Алуштинскому городскому суду и Гулякину Л.И. об исполнении настоящего решения по административному делу. В удовлетворении иной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Алушты Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской федерации, а также постановление Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N378 Указывают, что установление вида разрешенного использования земельного участка и категории земель относится к компетенции Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты, которое не было привлечено к участию в деле.
В судебное заседание Гулякин Л.И, представители Администрации города Алушты Республики Крым, Управления земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Алуштинского городского совета от 28 января 2014 г. N9/2344 Гулякину Л.И. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0414 га, расположенного по адресу: "адрес", за счет земель Алуштинского городского совета, не предоставленных в собственность или пользование для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
21 июля 2015 г. Гулякин Л.И. обратился в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 414 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" порядке завершения оформления прав.
Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 3 апреля 2017 г. Гулякину Л.И. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с несоответствием месторасположения земельного участка градостроительной документации.
Решением Алуштинского городского суда от 28 ноября 2017 г, оставленным без изменения Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 16 апреля 2018 г, постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 3 апреля 2017 г. N702 "О рассмотрении заявления Гулякина Л.И. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав" было признано незаконным. На Администрацию города Алушты возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гулякина Л.И. о чем сообщить в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 1 июня 2018 г. Гулякину Л.И. отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый N, площадью 414 кв.м, в связи с тем, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования и испрашиваемый земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 г, а в части 4 - до 1 января 2018 г... Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Согласно части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
- наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 г, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
В силу пункта 20 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г.N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
Решением Алуштинского горсовета Республики Крым от 25 марта 2015 г. N 9/54 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта.
Пунктом 3 Порядка определено, что заинтересованное лицо подает в управление земельных отношений Администрации заявление о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав.
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 3, 4 Порядка данные материалы в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в управление земельных отношений направляются на рассмотрение:
1) в управление градостроительства и архитектуры Администрации, которое осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации:
- схемам планировки территории отдельных административных районов, утвержденным до вступления в силу Федерального конституционного закона;
- генеральным планам населенных пунктов, технико-экономическим обоснованиям их развития (ТЭО);
- технико-экономическим обоснованиям и градостроительным обоснованиям размещения отдельных объектов нового строительства;
- проектам планировки и застройки населенных пунктов;
- проектам детальной планировки;
- детальным планам территории;
- проектам застройки;
- планам зонирования территории (зонингам), которая была утверждена до вступления в силу Федерального конституционного закона и действовала на момент принятия решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.;
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия, которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Отсутствие письменного сообщения со сведениями, относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополю и Схеме территориального планирования Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации на тридцатый день со дня направления запросов, свидетельствует об отсутствии соответствующих обстоятельств.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, заключение Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты по результатам рассмотрения материалов Гулякина Л.И. на предмет соответствия места расположения объекта утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, на момент повторного рассмотрения заявления материалы дела не содержат. Сведения о не отнесении испрашиваемого земельного участка к определенной категории земель и не установлении вида разрешенного использования Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты не представлены.
При этом, согласно заключению Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты от 20 января 2017 г. N173/2745/13 в соответствии с градостроительной документацией, а именно: Детальным планом территории города Алушты, утвержденным решением Алуштинского городского совета от 28 января 2014 г. N 9/2288 "Об утверждении детального плана территории г.Алушта" основная часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории жилой застройки, часть на территории зеленых насаждений общего пользования, часть в границах красных линий улицы.
На запрос суда апелляционной инстанции, Администрацией города Алушты Республики Крым представлена выкопировка из Детального плана территории города Алушты, утвержденного решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 28 января 2014 г. N9/2288 "Об утверждении детального плана территории г.Алушта", в соответствии с которой основная часть земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый N, расположена на территории жилой застройки, часть на территории зеленых насаждений общего пользования, часть в границах красных линий улицы.
При таких обстоятельствах, у Администрации города Алушты Республики Крым отсутствовали основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав в связи с не отнесением испрашиваемого земельного участка к определенной категории земель и не установлением вида разрешенного использования.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрацией города Алушты Республики Крым постановление от 1 июня 2018 г. N 1248-п принято с нарушением Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением Алуштинского горсовета Республики Крым от 25 марта 2015 г. N 9/54.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты, являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 6 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта, Управлением земельных отношений Администрации города Алушты направляются материалы на рассмотрение в Управление градостроительства и архитектуры Администрации, которое осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.