Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего Терентьевой Н.А, судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В, при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грачевой Любови Вениаминовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Бахчисарайского районного отдела Государственного комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Болтян Ларисе Анатольевне, заинтересованные лица - кадастровый инженер Общества с ограниченной ответственностью "Землемер" Константинова Татьяна Сергеевна, Общество с ограниченной ответственностью "Землемер", Администрация Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права на земельный участок и обязании осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2018 г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Грачева Л.В. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить сообщение государственного регистратора Болтян Ларисы Анатольевны от 5 июля 2018 г..N90/003/100/2018-6311 об отказе в государственной регистрации права собственности за Грачевой Любовью Виниаминовной на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" из раздела земель КСП агрофирмы "Крым", кадастровый N; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" из раздела земель КСП агрофирмы "Крым", кадастровый N, на основании заявления от 21 марта 2018 г..и представленных документов, мотивируя тем, ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26 июля 2003 г, после смерти матери ФИО8, принадлежит право на земельную долю (пай), в размере 2,59 в условных кадастровых гектарах, которая находится в коллективном предприятии агрофирмы "Крым", расположенной в селе Вилино, Бахчисарайского района Республики Крым, принадлежавшего наследодателю на основании сертификата на право на земельную долю (пай) серии КМ N. Для оформления права собственности на указанный земельный участок истец заключила с ООО "Землемер" договор на выполнение кадастровым инженером кадастровых работ по подготовке проекта межевания по выделу земельного участка в счет земельной доли (пая). Кадастровым инженером ООО "Землемер" Константиновой Т.С. был подготовлен проект межевания земельного участка. В Бахчисарайской районной газете "Слава Труду" от 19 января 2018 г..было опубликовано извещение об ознакомлении с проектом межевания, возражений от заинтересованных лиц не поступило.
После, кадастровым инженером был подготовлен межевой план для постановки на кадастровый учет образованного в счет земельной доли земельного участка. 21 марта 2018 г..она обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 июля 2018 годаN 90/003/100/2018-6311 было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" из раздела земель КСП агрофирмы "Крым", в связи с не представлением на государственную регистрацию заверенной копии протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также определение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности. С указанным отказом истица не согласна, считает его незаконным, поскольку государственным регистраторам не приняты во внимание положения статьи 12 Закона Республики Крым N 38-3PK и статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N101-ФЗ, которые предусматривают способ выдела земельной доли путем заключения договора с кадастровым инженером о подготовке проекта межевания, опубликованием извещения в районной газете об ознакомлении с ним и при отсутствии возражений, утверждение проекта межевания.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2018 г. административное исковое заявление Грачевой Любови Вениаминовны удовлетворено. Признано незаконным решение N 90/003/100/2018-6311 от 5 июля 2018 г. государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Болтян Ларисы Анатольевны об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N за Грачевой Любовью Вениаминовной. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Грачевой Любови Вениаминовны о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, с учетом установленных судом нарушений.
Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывают, что на государственную регистрацию, в нарушение требований закона не представлена заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
В судебном заседании Грачева Л.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Государственный регистратор Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Болтян Л.А, кадастровый инженер Общества с ограниченной ответственностью "Землемер" Константинова Т.С, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью "Землемер", Администрации Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Администрацией Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 марта 2018 г. Грачева Л.В. обратилась Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 21410 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" из раздела земель КСП агрофирмы "Крым".
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 июля 2018 г. N90/003/100/2018-6311 Грачевой Л.В. отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с не представлением на государственную регистрацию заверенной копии протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также определение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенное государственным регистратором сообщение об отказе в государственной регистрации прав ввиду непредоставления заверенной копии протокола общего собрания собственников земельной доли (пая), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемого земельного участка между участниками долевой собственности, является незаконным и не основанном на положениях действующего законодательства.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу положений пункта 1 статьи 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 (пункт 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).
Если указанное в пункте 3 данной статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (пункт 5).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статье 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (пункт 6).
Согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
В силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 п. 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 11 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 12 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ).
Согласно пункту 14 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка.
Закрепление на законодательном уровне такого порядка выделения участником или участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в счет своей земельной доли или земельных долей обусловлено тем, что вводя данное регулирование, федеральный законодатель руководствовался конституционным принципом пропорциональности, с тем чтобы соблюсти баланс частных и публичных интересов и обеспечить реализацию конституционного права граждан иметь в частной собственности землю, не нарушая сложившиеся в сельском хозяйстве технологические связи (пункт 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2009 г. N1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой гражданки П.").
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" до 1 января 2019 г. выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 4 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:
1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;
2) свидетельство о праве на наследство;
3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;
4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);
5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).
В силу части 10 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК государственная регистрация права собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельной доли (пая), осуществляется на основании документов, указанных в части 4 настоящей статьи.
В случае выдела земельной доли (пая) на государственную регистрацию представляется также заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 26 июля 2003 г. ВАМ N, Грачевой Л.В. принадлежит право на земельную долю (пай), в размере 2,59 в условных кадастровых гектарах, которая находится в коллективной собственности коллективного предприятия агрофирмы "Крым", расположенной в селе Вилино, "адрес" Республики Крым, принадлежавшего наследодателю на основании сертификата на право на земельную долю (пай) серии КМ N, выданного Бахчисарайской районной государственной администрации 1 февраля 2000 г. на основании решения Бахчисарайской районной государственной администрации от 22 декабря 1999 г. N 717-р, зарегистрированного в книге регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай) ДД.ММ.ГГГГ за N.
22 февраля 2018 г. по заявлению Грачевой Л.В. кадастровым инженером Константиновой Т.С. подготовлен проект межевания земельного участка, образованного путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельных долей (паев), расположенный по адресу: "адрес"
Извещение о согласовании проекта межевания размещено в газете "Слава труду" от 19 января 2018 г. В установленный срок возражения относительно размера и местоположения земельного участка не поступили.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Грачевой Л.В. соблюден порядок выдела земельного участка, установленный Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При таких обстоятельствах, основания для отказа Грачевой Л.В. в государственной регистрации права собственности на образованный в результате выдела земельный участок, по указанным в сообщении основаниям, отсутствовали.
Доводы о том, что на государственную регистрацию, в нарушение требований закона не представлена заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности, основаны на неверном толковании норм закона, поскольку пунктом 4 статьи 13 Федерального от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Таким образом, учитывая вышеназванные положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решения регистрирующего органа не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, их законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушают права административного истца, в связи с чем, правомерно признано судом первой инстанции незаконными.
При этом, признав незаконными решение административного ответчика, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путем повторного рассмотрения заявления Грачевой Любови Вениаминовны о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2018 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.