Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.
судей Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Серегиной Людмилы Александровны к Администрации Черноморского района Республики Крым, заинтересованное лицо - прокуратура Черноморского района Республики Крым о признании незаконным постановления, по апелляционной жалобе Серегиной Людмилы Александровны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 08 октября 2018 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Серегина Л.А. обратилась в Черноморский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации Черноморского района Республики Крым от 26 июля 2018 г. N711 "О признании утратившим силу постановления Администрации Черноморского района Республики Крым от 29 августа 2017 г. N981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе автомойки, расположенного по адресу: "адрес"", мотивируя тем, что 26 июля 2018 г. Администрацией Черноморского района Республики Крым принято постановление N711 "О признании утратившим силу постановления администрации Черноморского района Республики Крым от 29 августа 2017 г. N981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе автомойки, расположенного по адресу: "адрес"". С указанным постановлением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку ответчиком не указано какие именно нарушения допущены при подготовке и утверждении градостроительного плана, в чем они выражаются и почему их невозможно устранить. Кроме того, протест затрагивает права, при этом она не привлекалась к рассмотрению данного вопроса.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 08 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Серегиной Людмилы Александровны отказано.
Не согласившись с указанным решением, Серегиной Л.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что оспариваемое постановление не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено. Также, в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления. Указывает, что в материалах дела отсутствуют материалы проверки, проведенной прокуратурой. Также, отсутствуют акты реагирования в отношении должностных лиц, принявших незаконный акт.
В судебном заседании представитель Серегиной Л.А. - Малахов П.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Администрации Черноморского района Республики Крым Умеров Э.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы
Серегина Л.А, представитель прокуратуры Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 декабря 2016 г. между Администрацией Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Серегиной Людмилой Александровной заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на срок действия предыдущего договора аренды, который был зарегистрирован в Черноморском отделе Крымского регионального филиала "Центр земельного кадастра при Госкомземе Украины", N в реестре произведена запись 10 ноября 2006 г, и действует до 10 ноября 2055 г.
В соответствии с пунктом 1.3 Договора участок предоставляется с видом разрешенного использования - магазины, склады, обслуживание автотранспорта.
Согласно акту о передаче земельного участка, к договору аренды земельного участка N 7 от 15 декабря 2016 г, земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 0,0800 га, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - магазины, склады, обслуживание автотранспорта, адрес: "адрес" был передан Серегиной Людмиле Александровне во временное владение и пользование.
Постановлением администрации Черноморского района Республики Крым от 29 августа 2017 г. N981 утвержден градостроительный план земельного участка общей площадью 0,0800 га, кадастровый N, категория земельного участка - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - магазины, склады, обслуживания автотранспорта, расположенного по адресу: 296410, "адрес".
18 июля 2018 г. Прокуратурой Черноморского района в адрес Главы Черноморского района был внесен протест от 16 июля 2017 г. N 92-2018 на постановление Администрации Черноморского района от 29 августа 2017 г. N981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе, автомойки, расположенного по адресу: "адрес"".
Проведенной прокуратурой Черноморского района проверкой установлено, что постановление Администрации Черноморского района от 29 августа 2017 г. N981 в действующей редакции принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку в градостроительном плане земельного участка отсутствуют данные о виде разрешенного использования земельного участка, вспомогательном виде использования земельного участка, площадь застройки земельного участка, предельных параметрах разрешенного строительства, максимальном проценте застройки в границах земельного участка, а также иных данных. Кроме того, указывают на несоответствие вида разрешенного использования.
По результатам рассмотрения указанного протеста, Администрацией Черноморского района Республики Крым вынесено постановление от 26 июля 2018 г. N 711, которым признано утратившим силу постановление Администрации Черноморского района Республики Крым от 29 августа 2018 г. N 981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе, автомойки, расположенного по адресу: "адрес"", в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства, допущенными при подготовке и утверждении градостроительного плана.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что постановление Администрации Черноморского района Республики Крым от 26 июля 2018 г. "О признании утратившим силу постановления Администрации Черноморского района Республики Крым от 29 августа 2017 г. N981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе автомойки, расположенного по адресу: "адрес"" является законным и обоснованным.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из изложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
На запрос суда апелляционной инстанции, прокуратурой Черноморского района представлены материалы послужившие основание для внесения протеста от 16 июля 2017 г. N 92-2018 на постановление Администрации Черноморского района от 29 августа 2017 г. N981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе автомойки, расположенного по адресу: "адрес"".
Из указанных материалов следует, что 5 июня 2018 г. на имя И.о. прокурора Черноморского района Республики Крым поступило обращение жильцов с. Новосельского о проведении проверки по факту незаконного строительства автомойки по адресу: "адрес".
8 июня 2018 г. И.о. прокурора Черноморского района Республики Крым в адрес главы Администрации Черноморского района Республики Крым Глушко Л.Н. направлено требование о предоставлении информации о проведении проверочных мероприятий по исполнению земельного и градостроительного законодательства при осуществлении строительных работ по "адрес".
На указанное требование 20 июня 2018 г. Администрацией Черноморского района Республики Крым направлен ответ N02-10/3437, с приложением соответствующих документов, согласно которому договор аренды земельного участка, площадью 800 кв. был переоформлен для строительства и обслуживания магазина смешанных товаров и складских помещений, автостоянки и упорядочения прилегающей территории, с видом разрешенного использования - магазины, склады, обслуживание автотранспорта. Указанным договором аренды не предусмотрено строительство автомойки, на которую распространяется действие СанПин 2.2.2/2.1.1.1200-03 по санитарно-защитной зоне 50 метров. Однако, постановлением Администрации Черноморского района от 29 августа 2017 г. N981 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе автомойки в противоречие с действующим договором аренды земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения градостроительного плана) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно части 2 указанной статьи, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном плане земельного участка содержится информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах зон действия публичных сервитутов;
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 741/пр утверждены форма градостроительного плана земельного участка и порядок его заполнения.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с указанным классификатором вид разрешенного использования - магазины (код 4.4) включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; обслуживание автотранспорта (код 4.9) - размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1; склады (код 6.9) -размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
На запрос суда апелляционной инстанции Администрацией Черноморского района Республики Крым был представлен ответ от 11 января 2019 г. N02-10/44, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, склады, обслуживание автотранспорта.
При таких обстоятельствах, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не предусматривает расположение на нем автомойки.
Кроме того, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в зависимости от класса опасности установлена санитарно-защитная зона.
При таких обстоятельствах, Администрация Черноморского района Республики Крым, утверждая градостроительный план земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе, автомойки на земельном участке с видом разрешенного использования - магазины, склады, обслуживание автотранспорта, который не предусматривает строительство на нем кафе и автомойки, допустила нарушение действующего земельного и градостроительного законодательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что протест прокуратуры от 16 июля 2017 г. N 92-2018 рассмотрен полномочным органом, по результатам рассмотрения протеста Администрацией Черноморского района Республики Крым вынесено постановление, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия, с учетом положений действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Администрации Черноморского района Республики Крым от 26 июля 2018 г. "О признании утратившим силу постановления Администрации Черноморского района Республики Крым от 29 августа 2017 г. N981 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства магазина смешанных товаров, кафе автомойки, расположенного по адресу: "адрес"
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 08 октября 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Серегиной Людмилы Александровны, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.