Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю. и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В., при секретаре Сихарулидзе А.Т., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области на решение Басманного районного суда г. Москвы от 30 мая 2018 года, которым постановлено:
Признать решение Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области от 18 августа 2017 года N 2/1222744/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Груздеву Борису Марленовичу незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области засчитать Груздеву Борису Марленовичу в календарном исчислении периоды с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года, с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области назначить Груздеву Борису Марленовичу досрочную страховую пенсию по старости с 29 мая 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области в пользу Груздева Бориса Марленовича в счет возмещения судебных расходов 8000 руб,
УСТАНОВИЛА:
Истец Груздев Б.М. обратился в Басманный районный суд г. Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику Государственному учреждению Главное Управление пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области (далее ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области) о признании решения от 18 августа 2017 года N 2/1222744/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании засчитать в специальный стаж период работы с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года в должности участкового медбрата Кожного диспансера N 19 и период военной службы с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29 мая 2017 года, взыскании судебных расходов в размере 35000 руб.
Требования мотивированы тем, что обратился в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением ответчика N 2/1222744/17 от 18 августа 2017 года ему незаконно было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды его работы и службы в рядах Советской Армии.
Суд постановилприведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе ответчик ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец Груздев Б.М, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Жидкова М.А, в связи с чем, судебная коллегия полагала возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствии истца.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика по доверенности Костычева С.В, Пономарева А.А, представителя истца по доверенности Жидкова М.А, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 29 мая 2017 года Груздев Б.М, родившийся 12 июля 1959 года, обратился в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 2/1222744/17 от 18 августа 2017 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, по данным ответчика специальный стаж истца составлял 28 лет 10 месяцев 27 дней.
При оценке пенсионных прав истца комиссией не приняты к зачету в специальный стаж период его работы с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года в должности участкового медбрата Кожного диспансера N 19 и период военной службы с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года.
Согласно трудовой книжке истца, он 08 августа 1979 года был зачислен на должность участкового медицинского брата в Кожно-венерологический диспансер N 19, а 24 октября 1979 года освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды Советской Армии, где проходил службу с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года.
Данные обстоятельства также усматриваются из представленных в материалы дела архивных справок, личной карточкой работника, приказов о приеме и увольнении истца, лицевых счетов на выплату заработной платы, справки военного комиссариата, из которых следует, что истец 08 августа 1979 года был принят на работу в Кожно-венерологический диспансер N 19 на должность участкового медицинского брата отделения N 1, работал на полную ставку, и 24 октября 1979 года был уволен с занимаемой должности в связи с призывом в Советскую Армию, где проходил службу с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года.
На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации ( ч. 2 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В пп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено за период работы до 1 ноября 1999 года на основании утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава N 395 от 15 октября 1999 года, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава N 377.
Как усматривается из Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Удовлетворяя требование истца о включении периода его работы с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года в должности участкового медицинского брата в подсчет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, обоснованно исходил из того, что работа истца в период с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года в должности участкового медицинского брата Кожно-венерологический диспансер N 19 подлежит зачету в специальный стаж работы истца на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", поскольку имела место до 01 октября 1993 года, то есть в период действия Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, была связана с лечебной деятельностью, предусматривала непосредственное оказание медицинской помощи.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требования истца о включении в календарном исчислении в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода его службы по призыву в рядах Советской Армии с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года, поскольку данный вывод соответствует положениям Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое действовало в спорный период, согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (пп. "г" п. 1); при этом в п. 4 указанного Положения, установлено, что время такой работы (службы), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, а служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия, при том, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения такой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом зачтенных судом первой инстанции периода работы истца в должности участкового медбрата Кожного диспансера N 19 с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года и с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года период военной службы (2 года 3 месяца 2 дня) необходимый специальный стаж составил 31 год 1 месяц 29 дней, суд правомерно удовлетворил требование истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29 мая 2017 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при постановлении решения не правильно установилобстоятельства имеющие значение для дела, в части указания на наименование должности, которую занимал истец в период с 08 августа 1979 года по 24 октября 1979 года, а именно, "участковый медбрат", в то время, как в распоряжении ответчика при рассмотрении вопроса о назначении пенсии документов, в которых была бы указана данная должность не имелось, судебной коллегией проверен и признается несостоятельным, поскольку указание на данную должность имеется в трудовой книжке истца, которая в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1).
Также признается несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчика о неправильном толковании и применении судом норм материального права регулирующих спорные правоотношения, что выразилось в необоснованном включении в календарном исчислении в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода службы истца по призыву в рядах Советской Армии с 25 октября 1979 года по 10 ноября 1981 года, поскольку основан на неправильном истолковании положений Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что решение суда не соответствует требованиям ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несостоятелен, поскольку решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, ( статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В решении суда указан закон, которым руководствовался суд, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд, что отвечает требованиям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и является законным и обоснованным.
Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании судебных расходов не обжалуется, в соответствии с ч.2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверке в апелляционном порядке не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.