Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В,
судей Артюховой Г.М, Курочкиной О.А,
при секретаре Ерицян А.Ж,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе К.В.И. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска К.В.И. к ГУ МВД России по г. Москве об оспаривании решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец К. В.И. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г..Москве, в котором просил признать незаконным и отменить решение комиссии в части отказа в принятии его с несовершеннолетней дочерью на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать право на постановку на учет и обязать принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29 июня 2017 года. Свои требования истец мотивирует тем, что он в период с августа 1995 г..по октябрь 2017 г..проходил службу в органах внутренних дел, 30 октября 2017 г..уволен по выслуге лет с должности заместителя начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Москве - начальника по координации деятельности подразделений на районном уровне. В период прохождения службы 29 июня 2017 г..истец обратился в Управление организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Москве с заявлением о принятии его на учет в составе семьи двух человек (он, дочь от второго брака, * года рождения) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Решением комиссии ГУ МВД России по г..Москве по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 июля 2017 года, оформленным протоколом N *, Казаку В.И. с семьей в составе двух человек (он, дочь от второго брака, * года рождения) отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2011 N 1223.
На момент принятия оспариваемого решения К.В.И. вместе с дочерью *, * года рождения, от второго брака, зарегистрирован по месту жительства в муниципальной квартире общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: *. В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства также бывшая супруга истца - *, два сына бывшей супруги, дочь сына бывшей супруги, которые не являются членами семьи истца. Супруга истца * зарегистрирована по месту жительства в комнате общей площадью * кв.м. в квартире по адресу: *, которая принадлежит на праве собственности ее сестре *, зарегистрирована по месту пребывания по адресу:*. Принадлежащая супруге истца * на праве собственности квартира общей площадью * кв.м. по адресу: *, приобретена * до заключения брака с истцом, в связи с чем является ее личной собственностью. Истец полагает вышеуказанное решение Комиссии ГУ МВД России по г..Москве по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 июля 2017 года об отказе в принятии его и его дочери на учет на получение единовременной социальной выплаты незаконным, считает, что у него имеются необходимые условия для постановки его и его дочери на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
Истец К.В.И. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве по доверенности М.Е.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец К.В.И, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец К.В.И. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПУ РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пп.2 п. 2); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пп. 7 п.2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пп. "е" п.5 Правил, к заявлению о принятии на учет сотрудника, прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Согласно п. 8 Правил при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч. 2 ст.1 указанного Закона к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что К.В.И. с августа 1995 г. по октябрь 2017 г. проходил службу в органах внутренних дел. 30 октября 2017 г. истец уволен из органов внутренних дел с должности заместителя начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Москве - начальника по координации деятельности подразделений на районном уровне, на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (во выслуге лет), с правом на получение пенсии.
Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения по прежним местам службы ему не предоставлялась.
В период прохождения службы 29 июня 2017 г. истец обратился в Управление организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Москве с заявлением о принятии его на учет в составе семьи двух человек (он, дочь от второго брака *, * года рождения) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии ГУ МВД России по г. Москве по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 июля 2017 г. К. В.И. с семьей в составе двух человек (он, дочь от второго брака, * года рождения) отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2011 N 1223.
Комиссией установлено, что К.В.И. вместе с дочерью *, * года рождения, от второго брака, зарегистрирован по месту жительства в муниципальной однокомнатной квартире общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: *. В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства также бывшая супруга К.В.И. - *, сын бывшей жены - * * г.р, дочь сына бывшей жены - *, * г.р, сын бывшей жены - *, * г.р.
С июля 2015 г. К.В.И. состоит в браке с *, которой на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью * кв.м, расположенная по адресу:*. * зарегистрирована по месту жительства в комнате общей площадью * кв.м. в 8-комнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: *, собственником которой является сестра * - *. Супруга К.В.И. - *. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приняла решение об отказе К.В.И. в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2011 N 1223.
Согласно п. 29 Правил в случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец полагает вышеуказанное решение Комиссии ГУ МВД России по г. Москве по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 июля 2017 г. об отказе в принятии его и его дочери на учет на получение единовременной социальной выплаты незаконным, считает, что у него имеются необходимые условия для постановки его и его дочери на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований К.В.И. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи комиссией обосновано учтена, в том числе общая площадь (* кв.м) принадлежащей супруге истца квартиры по адресу:*, общей площадью * кв.м, которая превышает учетную норму (* кв.м) на одного члена семьи.
Также принимая во внимание, что у супруги истца имеется в собственности отдельная двухкомнатная квартира, суд верно указал, что оснований для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты по п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ также не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Комиссии ГУ МВД России по г. Москве по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 июля 2017 г. об отказе в принятии истца с несовершеннолетней дочерью на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, прав истца не нарушает, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований К.В.И. в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что при определении уровня его обеспеченности жильем на одного человека, не должна учитываться принадлежащая на праве собственности его супруге *. квартира по адресу: *, а также доводы о том, что истец имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты по п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, поскольку он и его несовершеннолетняя дочь *, * г.р, и его бывшая супруга * и члены ее семьи проживают в однокомнатной квартире по адресу: *, основаны на неверном применении и толковании норм материального права, в силу чего основанием для отмены постановленного решения служить не могут.
Согласно пункта 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется при условии, что сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018г. N 2989-О, положения части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учитывают в целях предоставления единовременной социальной выплаты жилищные условия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и членов его семьи, включая такие условия, как обеспеченность жильем по определенным нормативам (пункт 2) и проживание в составе двух семей в однокомнатной квартире (пункт 7). Подобное правовое регулирование, применяемое с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечивает предоставление единовременной социальной выплаты лишь лицам, реально нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе семьи, что соответствует правовой природе и предназначению жилищных гарантий.
Из материалов дела следует, что истцу отказано в удовлетворении требований, поскольку он в соответствии с жилищным законодательством является членом семьи собственника жилого помещения и его обеспеченность жильем превышает соответствующий норматив.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, на которые имеет место ссылка в апелляционной жалобе, повлекших вынесение незаконного решения, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.