Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Когалыма
от 16 ноября 2015 г. N 3326
План мероприятий
("дорожная карта")
по обеспечению обучения учащихся в общеобразовательных организациях города Когалыма в одну смену на 2016 - 2025 годы
26 апреля 2017 г.
I. Обоснование актуальности обучения учащихся в общеобразовательных организациях города Когалыма в одну смену
1.1. Одной из задач муниципальной политики Администрации города Когалыма в области образования является обеспечение организации качественного образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях города Когалыма (далее - общеобразовательные организации), в том числе перевод обучения учащихся в одну смену к 2025 году.
Подпункт 6 пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 N Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 влечет необходимость разработки организационного плана - "дорожной карты"по переводу обучения учащихся в одну смену, который станет механизмом реализации приоритетных задач, ориентиров, поставленных Президентом Российской Федерации. В перечне поручений по реализации послания Президента Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821 по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года предусмотрено разработка и утверждение программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, предусмотрев источники ее финансирования. Эти программные документы ориентируют органы муниципальной власти и общество на решение ключевых проблем.
С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому компетенцией образовательной организации является создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников. Размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий, а также организация режима образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, все эти условия должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.
1.2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, установили гигиенические требования к режиму образовательного процесса, в том числе:
- наполняемость классов не должна превышать 25 человек;
- учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
- проведение нулевых уроков не допускается;
- в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену;
- обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов должно быть организовано в первую смену;
- максимальный объем образовательной нагрузки не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
1.3. Утверждены и реализуются в 1 - 4 классах Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, в 5 - 9 классах Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Стандарты направлены на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Интегративным результатом реализации требований к условиям реализации основной образовательной программы является создание комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;
- учитывающей особенности организации общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на каждом уровне общего образования.
1.5. Необходимость перевода обучения учащихся в одну смену обусловлена целым рядом психофизиологических данных из области гигиены и охраны здоровья детей и подростков:
- с точки зрения физиологии ребёнку комфортней учиться в первую смену, так как в утренние часы у детей наиболее высокий уровень работоспособности и оптимальный уровень биологических ритмов. Дети, обучающиеся в первую смену, как правило, меньше устают во время уроков и лучше усваивают учебный материал;
- физиологически оправдано, что такие сложные виды деятельности, как образовательная, приходятся на первую половину дня;
- занятия в одну смену способствуют повышению качества образования.
У общеобразовательных организаций появляются дополнительные возможности для реализации федеральных государственных стандартов, которые включают в себя, в качестве одной из важных составляющих, внеурочную деятельность. Общеобразовательные организации смогут работать, например, по принципу "полного дня". Первая половина дня - это учебные занятия. Затем динамическая пауза, питание, прогулка. Вторая половина дня посвящена разного рода занятиям: музыкальные, спортивные, танцевальные и другие. То есть у ребенка и родителей появляется возможность наиболее полного удовлетворения их запросов и интересов, для развития способностей ребенка, а также важно то, что ребенок в течение дня находится под постоянным присмотром взрослых.
Постановлением администрации г. Когалыма от 26 апреля 2017 г. N 872 раздел II изложен в новой редакции
II. Содержание проблемы и обоснование путей решения
2.1. Базовая ситуация, сложившаяся в общеобразовательных организациях на 01.10.2016 года.
Численность детей в общеобразовательных организациях города Когалым на 01.10.2016 составляет 7268 человек, доля учащихся, обучающихся во вторую смену составила 26,2% (1900 человек), что ниже показателя прошлого года на 5,8%. Учащиеся двух общеобразовательных организаций обучаются только в одну смену.
В 2015 - 2016 учебном году общее количество учащихся общеобразовательных организаций города Когалыма составило 7111 учащихся, из них 2278 человек (32%) обучаются во вторую смену.
За период 2014 - 2016 годов численность детей увеличилась на 243 чел. (2014 год - 7 025 человек, 2015 год - 7 111 человек).
В городе Когалыме функционируют 7 общеобразовательных организаций (одна из них с углубленным изучением отдельных предметов). Все школы расположены в типовых зданиях, ветхих и аварийных зданий нет.
В 2016 - 2017 учебном году в 5 общеобразовательных организациях имеются классы, которые обучаются во вторую смену:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" города Когалыма (далее - МАОУ СОШ N 1): 270 человек (32,9%), в 2015 - 2016 учебном году - 315 человек (37,5%) снижение на 4,6%;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3" города Когалыма (далее - МАОУ "Средняя школа N 3": 360 человек (37,4%), в 2015 - 2016 учебном году - 358 человек (39,1%), снижение на 1,7%;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 5" города Когалыма (далее - МАОУ "Средняя школа N 5": 339 человек (35,7%), в 2015 - 2016 учебном году - 366 человек (39,9%) снижение на 4,2%;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 6" города Когалыма (далее - МАОУ "Средняя школа N 6": 492 человека (42,2%), в 2015 - 2016 учебном году - 518 человек (45,2%) снижение на 3,0%;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7" города Когалыма (далее - МАОУ СОШ N 7: 439 человек (30,3%), в 2015 - 2016 учебном году - 512 человек (37,6%) снижение на 7,3%;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов "Средняя общеобразовательная школа N 8" (далее МАОУ "Средняя школа N 8": нет учащихся, занимающихся во вторую смену, в 2015 - 2016 учебном году 209 человек (17%).
В соответствии с пунктами 4.3, 4.6, 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 учащиеся 1, 5, 9, 11-х классов должны обучаться в первую смену.
Выполняя Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 294 "О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 N 1199", к 2021 году учащиеся 2 - 4, 10 классов должны обучаться в первую смену, а к 2025 году все учащиеся школ должны обучаться в первую смену.
Здания общеобразовательных организаций не соответствует, в полной мере существующим современным требованиям, предъявляемым в настоящее время к организации образовательного процесса. В частности, с введением третьего часа физической культуры согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" для перевода детей в первую смену имеется необходимость строительства легковозводимых спортивных залов в МАОУ "Средняя школа N 3", МАОУ "Средняя школа N 5" так как имеется один спортивный зал по проекту. В МАОУ "Средняя школа N 6", МАОУ СОШ N 7, МАОУ "Средняя школа N 8" имеется два спортивных зала, однако в связи с переходом на пятидневную учебную неделю учащихся 1 - 4 классов, а в МАОУ СОШ N 7 5 - 7 классов имеются проблемы по размещению классов и составления расписания, что требуют дополнительной проработки данного вопроса и значительных финансовых вложений.
Согласно пункту 4.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.
В связи с загруженностью школ возникает проблема создания дополнительных мест в столовой и необходимостью оборудования раздевалок.
Государственная политика, направленная на положительную демографическую динамику в стране, обеспечила высокий рост рождаемости, в связи, с чем ожидается увеличение прогнозируемой динамики количества учащихся в городе Когалыме к 2025 году (таблица 1). В то же время прогнозная динамика коэффициента сменности в разрезе двухсменных школ с учетом показателей государственной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" показывает достижение коэффициента сменности "1,00" для учащихся 2 - 4 классов к 2018 году, 10 классов к 2019 году.
2.2. Пути решения:
Планом мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению обучения в общеобразовательных организациях города Когалыма в одну смену на 2016 - 2025 годы предусмотрены следующие основные мероприятий для достижения коэффициента сменности "1,00":
- рациональное использование имеющихся площадей;
- осуществление уплотнения занятости кабинетов;
- перепрофилирование кабинетов;
- перевод помещений, занятых различными службами, в учебные кабинеты;
- возможное сокращение количества классов при комплектовании;
- уменьшение нагрузки педагогов за счет сокращения классов комплектов;
- осуществление перехода на кабинетную систему обучения;
- строительство новой школы на 1100 мест в 2018 - 2020 и в 2022 - 2024 годах в рамках государственной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы";
- перераспределение учащихся в новые школы на 1100 мест;
- перераспределение учащихся в МАОУ "СОШ N 10";
- перевод учащихся на пятидневную учебную неделю;
- строительство легковозводимых спортивных залов.
III. Цели и задачи разработки Плана
3.1. Основной целью разработки плана является перевод обучения учащихся общеобразовательных организациях города Когалыма в одну учебную смену, снижение доли учащихся, занимающихся в школе во вторую смену.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Создание условий для обеспечения комфортной развивающей образовательной среды.
2. Максимальный учёт психофизиологических особенностей детей и подростков.
3. Удовлетворение потребности граждан в качественном доступном общем образовании.
4. Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов в части организации и осуществления полномасштабной внеурочной деятельности.
План включает в себя три основных направления мероприятий:
- рациональное использование имеющихся площадей (осуществление уплотнения занятости кабинетов, реализация ступенчатого расписания, осуществление перехода на кабинетную систему обучения);
- перепрофилирование классов, кабинетов (перевод помещений, занятых различными службами, в учебные кабинеты);
- перераспределение обучающихся по другим школам (возможное сокращение количества классов при комплектовании).
Постановлением администрации г. Когалыма от 26 апреля 2017 г. N 872 раздел IV изложен в новой редакции
IV. Поэтапный план мероприятий по переводу учащихся в одну смену
N п/п |
Мероприятие |
Наименование общеобразовательной организации |
Ожидаемый результат |
|
Доля учащихся, занимающихся во вторую смену, % |
Процентный показатель, % (+, -) (в сравнении с прошлым годом) |
|||
Раздел 1. Мероприятия, проводимые в 2016 - 2017 учебном году | ||||
1. |
Перевод 3-х помещений (кабинет N 111, 108, 201), занятых различными службами, в учебные кабинеты. Изменение нагрузки учителей за счет сокращения классов комплектов. |
МАОУ "СОШ N 1" |
32,9 |
- 4,6% |
2. |
Переход 1 - 6 классов на 5-ти дневную систему обучения. Уменьшение нагрузки учителей за счет сокращения классов комплектов при комплектовании 1-х классов |
МАОУ "Средняя школа N 3" |
37,4 |
-1,7% |
3. |
Сокращение классов комплектов 5, 8, 9 классов. Уплотнение занятости кабинетов. |
МАОУ "Средняя школа N 5" |
35,7 |
- 4,2% |
4. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов. Перепрофилирование кабинета N 203. |
МАОУ "Средняя школа N 6" |
42,2 |
- 3% |
5. |
Перевод 2-х помещений (кабинет N 105, 320), занятых различными службами, в учебные кабинеты. Использование читального зала, актового зала для лекций. |
МАОУ СОШ N 7 |
30,3 |
- 7,3% |
6. |
Перепрофилирование кабинетов N 301, 309, 310. |
МАОУ "Средняя школа N 8" корпус 2 |
0 |
- 10% |
7. |
Сокращение количества классов при комплектовании. Перепрофилирование кабинетов N 311, 316. |
МАОУ "Средняя школа N 8" корпус 1 |
0 |
- 7% |
Раздел 2. Мероприятия, проводимые в 2017 - 2018 учебном году | ||||
1. |
Уплотнение количества учащихся в классах согласно норм СанПиН |
МАОУ "СОШ N 1" |
27 |
- 6% |
2. |
Перепрофилирование кабинета N 117. Рациональное использование кабинета N 112 (увеличение посадочных мест для учащихся начальной школы). Реализация ступенчатого расписания для одного третьего класса. |
МАОУ "Средняя школа N 3" |
33 |
- 4.4% |
3. |
Перенос библиотеки в кабинет N 319, перепрофилирование кабинетов 200, 201 и 202 в кабинеты начальных классов. В библиотеке размещение следующих помещений: учительской, кабинет заместителей директора, кабинет социального педагога, кабинет иностранного языка. Реализация ступенчатого расписания для одного третьего класса. |
МАОУ "Средняя школа N 5" |
32 |
- 5,4% |
4. |
Установка перегородки на третьем этаже для оборудования кабинетов психолога и логопеда. Перепрофилирование кабинетов N 109, 217 для учащихся начальных классов. |
МАОУ "Средняя школа N 6" |
38,3 |
- 3,9% |
5. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов. |
МАОУ СОШ N 7 |
31 |
+0,7% |
Раздел 3. Мероприятия, проводимые в 2018 - 2019 учебном году | ||||
1. |
Уплотнение количества учащихся в классах согласно норм СанПиН |
МАОУ "СОШ N 1" |
25,6 |
- 1,4% |
2. |
Уплотнение количества учащихся в классах согласно норм СанПиН |
МАОУ "Средняя школа N 3" |
33 |
0% |
3. |
Реализация ступенчатого расписания для одного третьего класса. |
МАОУ "Средняя школа N 5" |
29 |
-3% |
4. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов. |
МАОУ "Средняя школа N 6" |
38,3 |
0% |
5. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов. Использование читального зала, актового зала для лекций. |
МАОУ СОШ N 7 |
31 |
0% |
Раздел 4. Мероприятия, проводимые в 2019 - 2020 учебном году | ||||
1. |
Сохранение доли детей, обучающихся в первую смену (600 ученических мест) |
МАОУ "СОШ N 1" |
26,5 |
+0,9% |
2. |
Сохранение доли детей, обучающихся в первую смену (650 ученических мест) |
МАОУ "Средняя школа N 3" |
33 |
0% |
3. |
Сокращение профильных групп при комплектовании 10-х классов. Реализация ступенчатого расписания для одного третьего класса. |
МАОУ "Средняя школа N 5" |
29 |
0% |
4. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов, увеличение количества учащихся начальной школы, обучающихся в первую смену. |
МАОУ "Средняя школа N 6" |
36,2 |
-2,1% |
5. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов, увеличение количества учащихся начальной школы, обучающихся в первую смену. Использование читального зала, актового зала для лекций. |
МАОУ СОШ N 7 |
30 |
- 1% |
Раздел 5. Мероприятия, проводимые в 2020 - 2021 учебном году | ||||
1. |
Проведение капитального ремонта с целью увеличения количества ученических мест до 650 в одну смену в рамках государственной программы "Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014 - 2020 годы". Дальнейшее сокращение возможно в результате перевода детей в школу, введенную в действие в 2024 - 2025 учебном году. |
МАОУ "СОШ N 1" |
21 |
- 5,5% |
2. |
Сохранение доли детей, обучающихся в первую смену (650 ученических мест). Сокращение доли детей возможно в результате перевода детей в МАОУ "СОШ N 10". |
МАОУ "Средняя школа N 3" |
32,5 |
0% |
3. |
Строительство школы на 1100 мест рамках государственной программы "Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014 - 2020 годы". Перевод учащихся в новую школу(пропускная способность школы - 700 мест). |
МАОУ "Средняя школа N 5" |
20,7 |
- 8,3% |
4. |
Сокращение количества классов при комплектовании 1 классов, увеличение количества учащихся начальной школы, обучающихся в первую смену. Перевод кабинета N 220, занятый бухгалтерией в учебный кабинет. Сооружение перегородки на втором этаже для оборудования кабинета для бухгалтерии. Перевод учащихся в новую школу (пропускная способность школы - 825 мест) |
МАОУ "Средняя школа N 6" |
0 |
- 36,2% |
5. |
Перевод учащихся в новую школу(пропускная способность школы - 825 мест в основном корпусе и 200 мест во втором корпусе) |
МАОУ СОШ N 7 |
0 |
-30% |
Раздел 6. Мероприятия, проводимые в 2021 - 2025 годах | ||||
1. |
Дальнейшее сокращение возможно в результате перевода детей в школу, введенную в действие в 2024 - 2025 учебном году (пропускная способность школы - 650 мест). |
МАОУ "СОШ N 1" |
21 |
0% |
2. |
Дальнейшее сокращение возможно в результате перевода детей в школу, введенную в действие в 2024 - 2025 учебном году (пропускная способность школы - 650 мест). |
МАОУ "Средняя школа N 3" |
32,5 |
0% |
3. |
Дальнейшее сокращение возможно в результате перевода детей в школу, введенную в действие в 2024 - 2025 учебном году (пропускная способность школы - 700 мест). |
МАОУ "Средняя школа N 5" |
20,7 |
0% |
Таблица 1
Потребность в школах до 2025 года
Класс/год |
Количество учащихся на начало учебного года |
|||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
1 |
725 |
769 |
831 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
2 |
723 |
735 |
821 |
831 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
3 |
738 |
708 |
760 |
821 |
831 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
4 |
708 |
734 |
707 |
760 |
821 |
831 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
5 |
653 |
676 |
708 |
707 |
760 |
821 |
831 |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
6 |
643 |
652 |
709 |
708 |
707 |
760 |
821 |
831 |
820 |
820 |
820 |
820 |
7 |
610 |
641 |
660 |
709 |
708 |
707 |
760 |
821 |
831 |
820 |
820 |
820 |
8 |
623 |
615 |
636 |
660 |
709 |
708 |
707 |
760 |
821 |
831 |
820 |
820 |
9 |
696 |
616 |
628 |
636 |
660 |
709 |
708 |
707 |
760 |
821 |
831 |
820 |
10 |
435 |
460 |
392 |
400 |
405 |
415 |
425 |
425 |
410 |
441 |
476 |
482 |
11 |
457 |
419 |
406 |
392 |
400 |
405 |
415 |
425 |
425 |
410 |
441 |
476 |
Итого |
7011 |
7025 |
7258 |
7444 |
7641 |
7816 |
7947 |
8069 |
8167 |
8243 |
8308 |
8338 |
Общая мощность школы |
5036 |
5036 |
5419 |
5659 |
5704 |
5779 |
6954 |
7054 |
7129 |
7129 |
8279 |
8338 |
Количество мест, введенных за счет перепрофилирования кабинетов, рационального использования площадей, строительства двух школ по 1100 мест |
|
|
383 |
240 |
45 |
75 |
1 175 |
100 |
75 |
0 |
1 150 |
59 |
Необходимо дополнительно мест |
1864 |
2070 |
1839 |
1785 |
1937 |
2037 |
993 |
1015 |
1038 |
1114 |
29 |
0 |
Сменность |
1,36 |
1,41 |
1,34 |
1,32 |
1,34 |
1,35 |
1,14 |
1,14 |
1,15 |
1,16 |
1,00 |
1,00 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 ноября 2015 г. N 3326 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.