Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Основные мероприятия в рамках реализации инвестиционной политики
2.1. Предполагаемые источники инвестиций
Источники инвестиций могут быть дифференцированы в зависимости от объектов инвестиционной активности. В случае инвестиций в государственную и муниципальную собственность реализация инвестиционной политики осуществляется на основе соответствующего федерального, окружного и муниципального законодательства в рамках целевых программ. Кроме того, инвестиции осуществляются в частную собственность на территории Нижневартовского района как за счет средств окружных целевых программ, так и с привлечением средств предприятий. Источниками инвестиций в данном случае являются средств бюджета округа.
Кроме того, источниками инвестиций выступают средства отраслевых программ (программ поддержки приоритетных отраслей на территории округа).
1. Финансирование развития сельского хозяйства, предусмотренное в рамках окружной программы "Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах", осуществляется путем субсидирования за счет средств бюджета автономного округа.
2. Финансирование развития лесной промышленности, предусмотренное окружной программой "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы", осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета автономного округа для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов. Порядок предоставления субсидий ежегодно устанавливается Правительством автономного округа.
3. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренное окружной программой "Наш дом", предполагает предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидий на частичное погашение процентных ставок привлекаемых кредитных ресурсов для реализации мероприятий целевой программы осуществляется при соответствии критериям и условиям частичного погашения процентных ставок привлекаемых кредитных ресурсов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, являющимся членами некоммерческих партнерств - управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса и товариществ собственников жилья.
4. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства также предусмотрены в рамках окружной программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" путем предоставления субсидии муниципальным образованиям из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство объектов жилищно-коммунального комплекса населенных пунктов ХМАО - Югры.Бюджетные средства направляются для софинансирования инвестиционных проектов организаций коммунального комплекса. Распределение субсидий осуществляется исходя из заявленной потребности в реконструкции, расширении, модернизации, строительстве объектов жилищно-коммунального комплекса населенного пункта с учетом удельного веса сетей, нуждающихся в замене, от общей протяженности инженерных сетей соответствующего муниципального образования. Уровень софинансирования определяется в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности и составляет от 80 до 95% объема софинансирования строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства.
5. Финансирование жилищного строительства, предусмотренное в рамках окружной программы "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", предполагает софинансирование расходов на градостроительную деятельность в виде субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований.
6. Финансирование экологических проектов, предусмотренное в рамках окружной программы "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах", осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставляются бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на строительство объектов для размещения и переработки отходов производства и потребления. Уровень софинансирования строительства объектов размещения и переработки твердых бытовых отходов муниципальных образований автономного округа определяется в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности. Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе увеличивать долю финансирования Программы за счет собственных и привлеченных средств местных бюджетов.
7. Важным источником инвестиций на территории района являются программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Средства на развитие малого и среднего предпринимательства выделяются как из окружной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", так и из программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в Нижневартовском районе.
Финансовая поддержка по окружной программе осуществляется путём предоставления из бюджета автономного округа субсидий.
8. Важным источником финансирования инвестиционных проектов являются государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа. В соответствии с Законом ХМАО - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-мансийского автономного округа - Югры" от 12.10.2007 N 130-оз государственная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициар), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. При этом принципалом выступает муниципальное образование или юридическое лицо, в обеспечение обязательств которого предоставлена государственная гарантия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а бенефициар - лицо, в пользу которого предоставлена государственная гарантия Ханты-Мансийского автономного округа.
9. Важным инструментом привлечения инвестиций на территорию Нижневартовского района является механизм предоставления налоговых льгот, закрепленный в законодательстве ХМАО - Югры.
В соответствии с законом ХМАО - Югры от 21.12.2004 N 82-оз "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" льготы по налогам предоставляются в целях:
- обеспечения устойчивого социально-экономического развития автономного округа;
- повышения эффективности функционирования и развития инфраструктуры социальной сферы автономного округа;
- повышения социальной защищенности населения автономного округа;
- улучшения инвестиционного климата и развития инвестиционной и инновационной деятельности в автономном округе;
- поддержки инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых на территории автономного округа;
- увеличения налоговой базы.
Льготы по налогам предоставляются организациям, являющимся юридическими лицами, осуществляющим свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и входящим в льготную категорию налогоплательщиков.
Льготы по налогам, установленные законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставляются в виде:
1) освобождения от уплаты налога или сбора либо его части;
2) снижения ставки по налогу;
3) иных видов в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О налоге на имущество организаций" от 29.11.2010 N 190-оз от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации, реализующие инвестиционные проекты, которые включены в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций.
Реестр формируется (инвестиционный проект включается в Реестр) на основании сведений, представленных налогоплательщиком. Внесение изменений в сведения об инвестиционном проекте после его включения в Реестр не допускается.
Порядок формирования Реестра в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций устанавливается Правительством автономного округа.
Далее в законе ХМАО - Югры от 30.11.2004 N 65-оз "О ставках налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусмотрено снижение налоговых ставок и применение налогоплательщиками пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данный механизм реализуется в целях стимулирования производства товаров (работ, услуг), увеличения налогооблагаемой базы по налогам, зачисляемым в бюджет автономного округа, развития рыночной инфраструктуры и решения вопросов социально-экономического развития автономного округа.
Механизм финансирования инвестиционных проектов также предусматривается в Программах поддержки реализации реестров приоритетных инвестиционных проектов на территории муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. До 2010 года на территории округа действовало Постановление Правительства от 1 марта 2007 г. N 54-п "О реестре приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007 год и среднесрочную перспективу до 2011 года".
В Реестр были включены Проекты, прошедшие отбор Инвестиционно-экспертным советом при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Реестр утвержден Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом решения Инвестиционно-экспертного совета при Правительстве автономного округа.
На данный момент указанное Постановление утратило свою силу. С 2010 года в Правительстве округа формируется новый реестр приоритетных инвестиционных проектов, который будет состоять из двух частей:
- инвестиционные проекты, которым оказана государственная поддержка округа
- инвестиционные проекты (площадки), одобренные Правительством ХМАО - Югры и которым будет оказана финансовая поддержка.
Задача предпринимателей Нижневартовского района заключается в подаче заявок для включения в указанный реестр.
В рамках Концепции предполагается использовать следующие источники инвестиций:
1. Внутренние инвестиции муниципального образования
- собственные средства предприятий, ведущих свою деятельность на территории Нижневартовского района
- средства местного бюджета, направленные на инвестиционные средства
- сбережения населения
- кредиты и займы организаций, находящихся на территории района
- активы коллективных инвесторов (страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, и др.)
2. Внешние инвестиции муниципального образования
- инвестиционные средства федерального и окружного бюджетов
- инвестиции внебюджетных фондов
- средства предприятий, населения, коллективных инвесторов, банков, находящихся за пределами Нижневартовского района
- инвестиционные средства других регионов и муниципальных образований
- иностранные инвестиции
- прочие
Создание благоприятных условий для развития традиционных и освоения новых источников инвестиций является одной из наиболее важных задач Концепции.
2.2. Инвестиционные проекты организаций осуществляющих деятельность на территории района по отраслям, перспектива их реализации, показатели эффективности от их реализации
Наибольшая доля инвестиций в экономику района приходится на общество с ограниченной ответственностью "Лукойл - Западная Сибирь" (обособленные подразделения компании осуществляют деятельность на территории района) - более 74% от объема всех инвестиций, открытое акционерное общество Многопрофильную компанию "Аганнефтегазгеология" - более 4% всех инвестиций, подразделение открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании в Нижневартовском районе - 5% всех инвестиций, открытое акционерное общество "Мохтикнефть" - порядка 3%, общество с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комбинат" - 2%, закрытое акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" - около 2% от объема всех инвестиций.
В структуре инвестиций основная часть капитальных вложений направлена в промышленность, в нефтедобывающую отрасль.
В перспективе к 2020 году планируется, что рост инвестиций в основной капитал продолжится, а основная доля всех инвестиций по-прежнему будет приходиться на добычу и переработку углеводородного сырья.
Основным источником инвестиций в дальнейшее развитие нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности по-прежнему будут являться собственные средства крупных нефтяных и газовых компаний (ОАО "ТНК-BP", ОАО "НГК "Славнефть", ОАО НК "РуссНефть" и др.), заемные средства.
В приложениях 5 и 6 представлены планируемые и реализующиеся инвестиционные проекты в производственно-промышленной и социальной сферах Нижневартовского района.
2.3. Мониторинг и оценка результативности инвестиционной политики
Обязательные условия реализации инвестиционной политики следующие:
1. Разработка научно-обоснованной системы управления инвестиционной деятельностью Администрации НР
2. Разработка плана реализации муниципальной инвестиционной политики, согласованной с основными направлениями социально-экономического развития НР на ближайшую и среднесрочную перспективу
3. Определение первоочередных программных мероприятий по реализации Концепции
4. Обеспечение регулярного контроля выполнения программных мероприятий
5. По итогам отчетных периодов проведение анализа экономической и социальной эффективности муниципальных инвестиционных программ
6. Периодическая актуализация задач и мероприятий инвестиционных программ
Осуществление инвестиционной политики предполагает три этапа реализации
Этап 1. (2011 - 2013)
Цель этапа - создание информативности и открытости инвестиционной политики Нижневартовского района.
Данный этап включает первоочередные меры, направленные на следующее:
- совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности и снижение законодательного риска
- создание доступной и понятной информационной среды инвестиционной деятельности на территории Нижневартовского района
- развитие инвестиционной инфраструктуры НР для улучшения взаимодействия участников инвестиционного процесса
- проведение комплекса обучающих мероприятий по управлению инвестиционными проектами
- повышение прозрачности получения и предоставления государственной и муниципальной поддержки
- реализация принципа "одно окно" в деятельности органов местного самоуправления в рамках оказания поддержки субъектам инвестиционной активности на территории района
- разработка административного регламента по получению поддержки муниципальных органов, включая различные ресурсы для ведения предпринимательской деятельности
Этап 2. (2014 - 2017)
Цель этапа - создание условий для диверсификации экономики Нижневартовского района.
Данный этап предусматривает:
- стимулирование развития высококонкурентных секторов в структуре экономики района
- разработка механизмов, способствующих хозяйственной кооперации хозяйствующих субъектов
Этап 3. (2018 - 2020)
Цель этапа - развитие диверсификации экономики Нижневартовского района.
Данный этап предусматривает:
- создание диверсифицированной экономики района
- переход к саморегулированию субъектов инвестиционной деятельности Нижневартовского района
Реализация мероприятий позволит:
- решить первоочередные задачи в сфере инвестиционной политики посредством достижения устойчивых темпов роста совокупных инвестиций и формирование условий для технологического обновления основного капитала и воспроизводства конкурентоспособной продукции
- сохранить и улучшить результаты инвестиционной активности района
- создать благоприятный инвестиционный климат на территории района и повысить инвестиционную привлекательность для инвесторов
- создать условия для вовлечения научно-технического потенциала в производство
- сформировать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса
- снизить уровень безработицы
- увеличить налогооблагаемую базу
Механизм реализации инвестиционной политики муниципального образования Нижневартовский район представлен в приложении 7.
Важным ограничением развития и, как следствие, инвестиционного потенциала является старение населения района. С экономической точки зрения в условиях России - это источник сокращения потребления, прежде всего, в отношении товаров второй необходимости и услуг высокого качества, то есть повышенной стоимости.
Сегодня основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий, которые составляют 70 - 90% в общем объеме инвестиций. В связи с весьма вероятным в среднесрочном периоде уменьшением доходности в нефтяной отрасли, инвестиционный потенциал у корпораций будет снижен.
Внутренние ограничения связаны с прогрессирующим истощением ресурсной базы нефтяных месторождений, ухудшением структуры и качества запасов нефти на эксплуатируемых месторождениях, открытием в последние годы "мелких" месторождений с незначительными запасами нефти. Все же другие "не-нефтяные" направления экономической деятельности не могут по потенциальным доходам быть сопоставимыми с топливно-энергетическим комплексом. Северные высокие производственные издержки, издержки более дорогой стоимости жизни объективно сужают спектр тех видов деятельности, которые могут быть размещены в районе.
2.4. Административная и финансовая поддержка инвестиционных проектов
Формы государственной поддержки на уровне округа по приоритетным направлениям инвестиционной политики:
1. Предоставление гарантий. Предоставляется Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с методикой, разработанной указанным органом государственной власти. При этом риски по невыполнению обязательств кредитора несет округ.
2. Компенсация процентной ставки предоставляется по ранее уже предоставленным банком кредитам, при этом риск несет банк. Компенсация предоставляется после заключения кредитного договора, в зависимости от отрасли дифференцируются ставки процента, но компенсация осуществляется в размере не менее ставки рефинансирования.
3. При строительстве инженерных сетей используется методика Министерства экономического развития РФ, для оценки эффективности инвестиционных вложений на основе экспертного заключения. Экспертиза проводится Внешэкономбанком.
При оценке эффективности капиталовложений со стороны бюджета округа используются следующие критерии: создание дополнительных рабочих мест (количество) и наличие конкретного кредитного лица, которому оказывается поддержка.
Реализация финансовой поддержки инвестиционных проектов будет осуществляться в рамках федеральных и окружных инвестиционных программ посредством следующих инструментов:
- субсидирование органов местного самоуправления в рамках реализации муниципальных полномочий
- осуществление иных межбюджетных трансфертов (субвенции) для реализации полномочий органов государственной власти на территории района
- софинансирование проектов на договорной основе
Реализация административной поддержки основана на применении целеполагания, взаимоувязке приоритетов инвестиционной политики Нижневартовского района и целевых программных документов окружного уровня, организации инвестиционной инфраструктуры района посредством проектов окружного и федерального уровней.
Административная и финансовая поддержка инвестиционной деятельности администрацией муниципального района осуществляется в двух основных формах:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:
- установления льгот по уплате местных налогов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.
2) прямое участие органов местного самоуправления Нижневартовского района в инвестиционной деятельности, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальным районом;
- размещения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативно-правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы муниципального района.
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся на территории района.
В области развития инвестиционной деятельности Администрация Нижневартовского района реализует следующие мероприятия:
- разрабатывает и реализует инвестиционную политику муниципального образования
- разрабатывает порядок формирования проекта инвестиционной программы, осуществляет на конкурсной основе отбор инвестиционных проектов для включения в инвестиционную программу, формирует инвестиционную программу и обеспечивает ее реализацию
- формирует и утверждает реестр инвестиционных проектов НР
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных инвестиций
- рассматривает вопросы предоставления муниципальной поддержки, заключает инвестиционные договоры, осуществляет контроль за исполнением условий договоров
- управляет и распоряжается муниципальной собственностью в инвестиционных целях
- осуществляет иные полномочия в сфере поддержки инвестиционной деятельности
Органы местного самоуправления Нижневартовского района предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов.
Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договоров между ними и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация Нижневартовского района реализует следующие виды административно-финансовых гарантий всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и получении муниципальной поддержки на территории НР
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов
- беспрепятственное использование полученных доходов от инвестиций и денежных средств после уплаты соответствующих налогов и сборов
- защита инвестиций
- для осуществляющего инвестиционный проект инвестора стабильность условий и режима гарантируются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта
- возмещение убытков, причиненных инвесторам в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления и их должностных лиц, в соответствии с законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.