Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Основные направления инвестиционной политики муниципального образования Нижневартовский район
3.1. Формирование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности
Основу законодательной базы регулирования инвестиционной деятельности на территории муниципального образования Нижневартовский район составляет система нормативно-правовых актов федерального и окружного уровней, представленная в Приложении 2. Основным методическим документом, регулирующим инвестиционную деятельность, являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я редакция), утвержденных совместным постановлением Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК477.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании Нижневартовский район и привлечению в экономику отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению уровню жизни населения, необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы, определяющей условия осуществления инвестиционной деятельности. В частности, необходимо:
1. Разработать "Положение об утверждении порядка ведения Реестра инвестиционных проектов муниципального образования Нижневартовский район"
2. Разработать "Положение о порядке формирования и развития инвестиционного паспорта муниципального образования Нижневартовский район.
3. Разработать "Положение об экспертизе инвестиционных проектов в Администрации муниципального образования Нижневартовский район", включающего Методические требования к порядку управления и реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования Нижневартовский район.
Участие муниципального образования в окружных, федеральных и международных инвестиционных программах, а также разработка собственных инвестиционных программ является одним из важнейших условий продвижения инвестиционных проектов. Необходимо определить возможные объемы финансирования, которое возможно привлечь на выполнение мероприятий по федеральным, окружным инвестиционным программам.
Одним из правовых инструментов поддержки реализации инвестиционной политики в районе является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие местный бюджет в соответствии с принимаемыми нормативно-правовыми актами округа.
Кроме того, возможной формой административного участия в реализации инвестиционной политики в районе является предоставление Администрацией гарантий и страхование инвестиций.
3.2. Обеспечение участия муниципального образования Нижневартовский район в федеральных, окружных инвестиционных программах
Основополагающим нормативным документом, направленным на развитие инвестиционной деятельности на территории автономного округа, является Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2004 N 6-ОЗ "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Для реализации мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в части создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в автономном округе приняты:
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2010 N 190-ОЗ "О налоге на имущество организаций";
- Постановление Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2007 N 326-п "О Порядке формирования Реестра инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций"
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.11.2004 N 65-оз "О ставках налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Данные нормативные акты определяют порядок предоставления льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в целях стимулирования производства товаров (работ, услуг), увеличения налогооблагаемой базы по налогам, зачисляемым в бюджет автономного округа, развития рыночной инфраструктуры и решения вопросов социально-экономического развития автономного округа.
В рамках анализа федеральных и окружных программ в области инвестиционной политики на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры можно выделить ряд моделей участия Нижневартовского района в реализации указанных программ.
1. Субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов
Еще одной формой привлечения района к окружным и федеральным программам является модель компенсации части затрат инвестора (заемщика) по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов на территории района. Данная мера предусматривается с целью стимулирования создания новых (модернизации существующих) производств на территории района.
Порядок предоставления субсидий для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам в виде кредитов и займов, в том числе по ценным бумагам, для реализации инвестиционных проектов определен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 03.06.2004 N 242-П.
При данной форме государственной поддержки Уполномоченным органом является Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, делегировавший функции регистрации и оценки инвестиционного проекта Автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Региональный центр инвестиций".
Предоставление субсидий производится исходя из объемов средств, предусмотренных на эти цели законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на соответствующий финансовый год при соблюдении следующих условий:
1. Предельный размер субсидии, предоставляемый инвесторам, не может превышать 50 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату регистрации заявления инвестора и не может превышать 40 процентов от суммы привлекаемого кредита или займа.
2. Процентная ставка по привлекаемым заемным средствам инвесторами должна быть не более ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта.
3. Инвестиционными проектами, имеющими право на данный вид поддержки, признаются проекты, соответствующие следующим требованиям:
- полностью ориентированные на соответствующее производство;
- создающие новые рабочие места;
- создающие инновационные производства;
- внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Инвестиционные проекты, должны удовлетворять следующим критериям:
- обладать для кредиторов и займодавцев необходимой эффективностью и привлекательностью;
- иметь социальную значимость для территории, на которой реализуется инвестиционный проект;
- иметь бюджетную эффективность, характеризующую целесообразность его реализации для бюджетов различных уровней.
В случае если размеры заявленной необходимой поддержки для реализации проектов превышают бюджетные ассигнования, предусмотренные для оказания данного вида государственной поддержки, проекты отбираются в следующей последовательности:
- в первую очередь, государственная поддержка оказывается проектам, реализация которых была начата ранее;
- во вторую очередь - новым проектам, требующим наименьший объем бюджетной поддержки;
- в третью очередь - остальным проектам.
При оценке инвестиционного проекта проверяется правильность и обоснованность расчетов (бизнес-план проекта), оценивается экономическая, социальная, бюджетная эффективность инвестиционного проекта, проводится анализ финансового состояния заявителя.
Результатом оценки инвестиционного проекта является заключение Регионального центра инвестиций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на основании которого государственный заказчик принимает решение о выделении субсидии или об отказе в ее выделении.
Субсидии предоставляются инвестору траншами, выплачиваемыми ежеквартально. При этом выплата транша осуществляется при условии документального подтверждения выполнения инвестором обязательств по уплате основной части кредита (займа) и выплате процентов по кредиту или займу, а также отсутствии просроченной задолженности по данным обязательствам.
Контроль за целевым использованием привлекаемых инвестором заемных ресурсов осуществляет кредитор (заимодавец). В случаях привлечения инвестором заемных ресурсов за счет размещения ценных бумаг на фондовым рынке их целевое использование осуществляет Уполномоченный орган.
2. Государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Еще одной формой государственной поддержки инвестиционной активности на территории Нижневартовского района являются государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Порядок предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определен Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 12.10.2007 N 130-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25.03.2009 N 58-п "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
При данной форме государственной поддержки Уполномоченным органом является исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере, соответствующей направлению (цели) гарантирования.
Государственные гарантии могут быть предоставлены:
Муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при условии:
- Отсутствия просроченной задолженности перед бюджетом автономного округа по средствам, полученным на возвратной основе, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, неурегулированные обязательства по ранее предоставленным государственным гарантиям автономного округа;
- Отсутствия превышения предельных значений дефицита местного бюджета, предельных объемов муниципального долга и расходов по его обслуживанию.
- Юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации и осуществляющим свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий при соблюдении следующих условий:
- Не находятся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
- Не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и (или) обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
- Отсутствие ограничений уставными документами в осуществлении соответствующего вида деятельности;
- Отсутствие неустойчивого финансового состояния, низких показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственным потенциалом.
Государственная гарантия автономного округа может предоставляться как на платной, так и на бесплатной основе. Порядок, условия и размер взимания платы за предоставление государственной гарантии устанавливается Правительством автономного округа.
Государственная гарантия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - гарантия) предоставляется на платной основе по обязательствам принципала, срок исполнения которых составляет более 1 года.
- 0,1 процента от суммы обязательств, обеспечиваемых гарантией, предоставленной на срок от 1 года до 3 лет;
- 0,2 процента от суммы обязательств, обеспечиваемых гарантией, предоставленной на срок более 3 лет.
Плата за предоставление гарантии взимается однократно.
Государственная гарантия предоставляется на бесплатной основе по обязательствам Заявителя, осуществляющего инвестиционную деятельность по созданию объектов общего и дошкольного образования, срок исполнения которых составляет не более двух лет. В случае если гарантия предоставляется по обязательствам Заявителя, осуществляющего инвестиционную деятельность по созданию объектов общего и дошкольного образования, срок исполнения которых составляет более двух лет, размер платы за предоставление гарантии осуществляется на платной основе.
3. Субсидии, предусмотренные на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.
Порядок предоставления субсидий определен Постановлением Правительства автономного округа от 26.11.2007 N 282-п "О Порядке предоставления субсидий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предусмотренных на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации мероприятий программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
При данной форме государственной поддержки Уполномоченным органом является Департамент экономического развития.
Инвестиционные проекты должны удовлетворять критерию наличия максимальных показателей привлечения внебюджетных инвестиций на бюджетный рубль.
Размер Субсидии устанавливается в размере 100 процентов от произведенных Организацией и подтвержденных экспертизой затрат в рамках проектной документации по строительству и реконструкции Объектов и заявленных об их компенсации.
Государственная поддержка не предоставляется организациям:
- имеющим просроченную задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
- находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- на имущество которых в установленном законом порядке наложен арест или обращено взыскание.
- получавшим иные формы государственной поддержки на строительство и реконструкцию Объектов по представленному инвестиционному проекту.
4. Иные формы государственной поддержки
Иные формы участия Нижневартовского района, за исключением вышеперечисленных, предусмотрены в рамках целевых ведомственных программ. Условия и механизмы оказания государственной поддержки, как правило, имеют специфические свойства и описаны в программах, утвержденных Постановлениями Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2010 N 241-п, от 03.11.2010 N 285-п, от 26.11.2010 N 313-п, от 19.10.2010 N 263-п, от 19.10.2010 N 266-п, от 03.11.2010 N 284-п, от 09.10.2010 г. N 248-п (приложение 2).
Наиболее распространенной моделью является субсидирование территорий. Данная модель базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и вовлеченных в реализацию программ организаций.
Общее руководство и контроль за реализацией программ осуществляет государственный заказчик - координатор программ в лице исполнительного органа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Реализация мероприятий программ осуществляется за счет средств бюджета автономного округа в виде субсидий муниципальным образованиям. Субсидии для муниципальных образований распределяются на основе предварительно выполненных исследовательских работ, расчетов и прогнозов. Субсидии предусматриваются в составе бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период. При этом подобные программы предусматривают четкий перечень расходов бюджетов муниципальных образований, частично финансируемых из бюджета автономного округа, общий объем субсидирования территорий.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям при условии фактического осуществления расходов в отчетном периоде по соответствующему направлению значимых расходов. Отбор муниципальных образований для получения субсидии осуществляется государственным заказчиком-координатором соответствующей программы, как правило, ежеквартально, путем анализа заявок муниципальных образований.
При этом существует несколько механизмов распределения средств для субсидирования территорий. Первый вариант предполагает распределение средств выделяемых для реализации целей программ в рамках государственного заказа между муниципальными образованиями пропорционально целевому показателю обеспеченности территории. Второй вариант предполагает субсидирование посредством установления фиксированной суммы субсидии по каждой статье и подстатье расходов муниципальных образований, признанной значимой в рамках соответствующей программы. Третий вариант предполагает передачу в собственность муниципальных образований имущественных объектов, являющихся предметом соответствующей программы.
Четвертый вариант является наиболее распространенным и объективным с точки зрения ресурсного обоснования программы. На основании анализа документов, предоставленных от муниципальных образований, государственный заказчик- координатор программы, производит расчет интегрального показателя оценки уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования по соответствующему виду деятельности.
Уровень субсидирования территории по отдельным вопросам определяется в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности. Муниципальные районы, городские округа делятся на 3 группы. Пример группировки муниципальных образований представлен в таблице.
Таблица 22 - Критерии отбора муниципальных образований для участия в субсидировании в рамках окружных целевых программ
Группа |
Уровень бюджетной расчетной обеспеченности |
Уровень софинансирования (%) |
|
бюджет округа |
бюджет МО |
||
I |
от 0,0 до 1,3 |
95 |
5 |
II |
от 1,3 до 1,5 |
90 |
10 |
III |
от 1,5 до 2,0 |
80 |
20 |
При этом уровень софинансирования не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 80 процентов годового объема бюджетных инвестиций в имущественные объекты, являющиеся предметом соответствующей программы.
Субсидии распределяются на муниципальные районы, городские и сельские поселения, городские округа автономного округа. Муниципальные районы направляют субсидии городским и сельским поселениям и обеспечивают их перечисление в бюджет соответствующего поселения.
Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение), которое заключается между государственным заказчиком - координатором программы и органом местного самоуправления муниципального образования. В соглашении предусматриваются:
а) сведения об объеме субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования;
б) цели, на которые предоставляется субсидия;
в) наименование объектов с указанием видов работ;
г) обязательство органа местного самоуправления по финансовому обеспечению работ;
д) график перечисления субсидии, составляемый с учетом оценки ожидаемых платежей;
е) обязательство органа местного самоуправления о предоставлении отчетов о расходах бюджета муниципального образования на организацию работ, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
ж) значения целевых показателей эффективности использования субсидии и обязательство органа местного самоуправления о предоставлении отчета о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии;
з) условие приостановления предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных соглашением. При невозможности устранения указанного нарушения предоставление субсидии прекращается в установленном порядке;
и) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Субсидии носят целевой характер, неиспользованные субсидии на конец финансового года подлежат возврату в бюджет автономного округа.
При формировании Перечня поддержанных инвестиционных проектов приоритет отдается следующим объектам:
- имеющим высокую степень готовности и подлежащим завершению строительством в планируемом году;
- обеспеченным, помимо средств бюджета автономного округа, иными источниками финансирования.
В рамках данной модели муниципальный район может выступать как заказчиком программы, так и быть исполнителем программы. Средства бюджета автономного округа предоставляются в виде субсидий местным бюджетам при соблюдении следующих условий:
1) наличие утвержденной муниципальной программы;
2) наличие в бюджете муниципального образования средств на софинансирование мероприятий Программы в соответствии с критериями отбора. Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе увеличивать долю финансирования Программы за счет средств собственных бюджетов. Кроме того, орган местного самоуправления вправе выбрать вариант получения субсидии в порядке компенсации произведенных кассовых расходов в текущем финансовом году, что отражается в соглашении.
Более жесткой формой привлечения района к участию в федеральных и окружных программах является субвенциальная модель. Реализация мероприятий по подобным программам предусмотрена посредством наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Методика распределения субвенций между муниципальными образованиями утверждается законом о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в определенных областях и видах экономической деятельности.
Привлечение района к окружным и федеральным программам также может быть реализовано и по модели софинансирования расходов по программам на основе соглашений с соответствующими органами местного самоуправления. При этом конкретного механизма софинансирования, также как и критериев отбора, параметров софинансирования, программа не предусматривает. Это дает достаточно широкие возможности вариации для участия района.
Одной из форм привлечения к участию муниципалитетов в окружных программах является общерекомендательный характер по внедрению аналогичных муниципальных целевых программ. В таком случае органы местного самоуправления уже не являются заказчиками, основные мероприятия программы не предусматривают финансирования из местных бюджетов, а в структуре нормативно-правового акта (постановление) появляется рекомендация органам местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об утверждении аналогичных программ и предусмотрении в местных бюджетах средств на их реализацию.
Несмотря на то, что все мероприятия программы будут реализовываться на территории конкретных муниципалитетов, механизмы их участия в мероприятиях не предусмотрены. Вместе с тем, как правило, подобные программы предусматривают возможность учета лучших практик и инициатив, в том числе и на муниципальном уровне, что в перспективе может привести к пересмотру источников финансирования программ.
В целом участие района в окружных и федеральных целевых программах должно быть обеспечено на основе повышения качества предоставляемых инвестиционных проектов, соблюдения требования долевого финансирования высокоэффективных социально значимых проектов, реализуемых предприятиями и организациями НР.
Для качественной разработки и продвижения инвестиционных проектов Администрация НР оказывает консультационную помощь, начиная от начальных этапов подготовки проекта до представления и защиты в органах государственной власти и местного самоуправления. Администрация формирует реестр инвестиционных проектов и инвестиционных площадок на территории муниципального образования Нижневартовский район, которые могут получить финансирование за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, объекты, а также перечень объектов, которые могут стать участниками финансирования за счет средств окружного бюджета в рамках существующих и новых окружных целевых программ ХМАО.
3.3. Мониторинг и оценка результативности инвестиционной политики. Критерии успешности инвестиционной политики Нижневартовского района
Проведение эффективной инвестиционной политики муниципального образования Нижневартовский район строится на основе непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализа происходящих в ней изменений. Мониторинг инвестиционной деятельности является условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
Ежемесячный мониторинг результативности муниципальной инвестиционной политики осуществляет уполномоченный орган власти на основе специально разработанной системы показателей. Результаты мониторинга оцениваются, по результатам оценки не реже двух раз в год составляется аналитическая записка и публикуется на официальном сайте администрации Нижневартовского района.
Мониторинг реализации отдельных инвестиционных проектов проводится в отношении инвестиционных проектов, получивших финансовую поддержку из районного бюджета. Основной целью проведения мониторинга является оценка эффективности использования бюджетных средств.
Мониторинг реализации инвестиционных проектов ежеквартально проводит уполномоченный орган на основе специально разработанной системы показателей (формы мониторинга). Организации, реализующие инвестиционные проекты ежеквартально, до 15 числа месяца следующего за отчетным периодом представляют отчет о фактическом исполнении планов реализации инвестиционных проектов.
На основании данных, содержащихся в предоставляемых документах, уполномоченный орган проводит:
- анализ финансового состояния организаций;
- сравнительный анализ фактических и плановых показателей инвестиционных проектов.
В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности планируется создать единую информационную базу данных инвестиционных проектов и сформировать банк данных о потенциальных инвесторах.
3.4. Мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных программ и обеспечение их эффективного использования
В целях создания условий накопления собственного инвестиционного потенциала предприятием, реализующим приоритетные инвестиционные проекты (с высокой бюджетной эффективностью, стимулирующие развитие отраслей и производств, имеющих социальную значимость), предоставляются на конкурсной основе:
- бюджетные кредиты за счет средств бюджета НР
- муниципальные гарантии и поручительства
- инвестиционные налоговые кредиты
- субвенции юридическим лицам
- бюджетные инвестиции юридическим лицам на условиях возникновения права муниципальной собственности и оформления участия НР в уставных капиталах таких юридических лиц
- осуществление субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков.
Одной из форм поддержки Администрацией инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу развития НР, является привлечение в качестве инвестиционных ресурсов имущественного потенциала района - объектов недвижимости, земельных участков. Подготовительную работу для определения форм поддержки проводит Управление земельными ресурсами администрации района
Иностранные инвестиции являются важнейшим источником удовлетворения инвестиционных потребностей экономики района. В рамках концепции предлагается развитие таких видов иностранных инвестиций:
- привлечение иностранных инвестиционных фондов, осуществляющих как прямые, так и портфельные инвестиции
- получение иностранных кредитов
- получение иностранного оборудования на основе лизинга
- привлечение иностранного капитала путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия
- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
В рамках Концепции планируется проведение следующих мероприятий, направленных на привлечение отечественных и иностранных инвестиций:
- формирование реестра инвестиционных площадок и предложений и размещение его на сайте Администрации
- анализ инвестиционной деятельности отечественных и иностранных компаний, с целью выявления потенциальных отечественных и иностранных инвесторов для предприятий НР
- электронная и почтовая рассылка инвестиционных предложений отечественным и иностранным инвесторам, представительствам иностранных государств
- разработка системы предоставлений гарантий и страхования инвестиций
- участие в российских и международных выставках
Формирование положительного инвестиционного имиджа НР будет сопутствовать развитие культуры и туризма.
3.5. Развитие инвестиционной инфраструктуры
Создание и развитие инвестиционной инфраструктуры является одним из важнейших приоритетов инвестиционной политики Нижневартовского района.
В целях формирования системы обслуживания инвестиционного процесса усилия администрации Нижневартовского района направлены на поиск и привлечение банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых, аудиторских организаций для оказания услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов.
Важным условием формирования инвестиционной инфраструктуры станет создание на территории муниципального района представительств финансово-инвестиционных компаний, лизинговых компаний, инвестиционных фондов и других. В целях обеспечения всестороннего обслуживания инвестиционной деятельности на территории района внимание администрации сконцентрировано также на развитии страхового и фондового рынков.
Инвестиционную инфраструктуру муниципального образования в широком понимании составляют:
- администрация муниципального образования и ее структурные подразделения;
- предприятия, расположенные на территории муниципального образования;
- организации транспорта и связи, а также коммунального хозяйства;
- филиалы коммерческих банков, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, риэлтерских, аудиторских и консалтинговых компаний;
- учебные центры и организации, занимающиеся подготовкой специалистов;
- ассоциации и профессиональные объединения;
- другие организации.
Согласование деятельности вышеперечисленных структур является одной из основных задач администрации муниципального района.
Взаимоотношение администрации муниципального района с инвестиционными институтами в части реализации инвестиционных проектов предполагается строить на основе инвестиционных соглашений. Инвестиционное соглашение является документом, регламентирующим порядок взаимодействия и ответственность сторон, в частности администрации района и инвестора. В рамках подписываемого инвестиционного соглашения администрация принимает на себя обязательства по подведению инженерной инфраструктуры. Основным обязательством инвестора является завершение проекта в указанные сроки.
3.6. Создание инвестиционного имиджа муниципального образования Нижневартовский район
Основная цель данного направления - привлечь внимание российских и международных деловых кругов к МО, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятий и условий осуществления инвестиционной деятельности, представить НР как перспективного партнера, обладающего значительным экономического потенциалом.
Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционного имиджа НР являются:
- распространение информации о конкурентных преимуществах МО
- распространение информации об инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры
- проведение презентаций НР и отдельных инвестиционных проектов
- распространение информационно-рекламных материалов, проведение тематических семинаров и научно-практических конференций, посвященных проблемам и способам расширения инвестиционной деятельности
- сопровождение потенциальных и реальных инвесторов с целью упрощения и ускорения прохождения ими административных процедур и преодоления межведомственных барьеров;
- составление "Инвестиционного паспорта Нижневартовского района" с указанием типа объектов и расчетной емкости инвестиций в качестве основы презентационных материалов об инвестиционном потенциале района;
- разработка брошюры с условным названием "Справочник инвестора" с законодательными актами и иными нормативными документами, относящимися к условиям вложения инвестиций;
- распространение информации об инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации, а также путем адресной рассылки потенциальным инвесторам;
- проведение презентаций в рамках мероприятий проводимых на территории Ханты-Мансийского автономного округа и за его пределами (ярмарки, выставки, инвестиционные форумы).
3.7. Инвестиции для решения проблем моногородов Нижневартовского района
К монопоселениям относятся те, в которых на предприятиях технологически связанных между собой работает не менее четверти экономически активного населения, и более половины объема промышленного производства создается в сфере специализации. Прежде всего, в качестве моноспециализированных рассматриваются поселения Излучинск и Новоаганск.
Концентрация инвестиций в нефтяной сфере создает определенные угрозы низкой дифференциации отраслевой структуры экономики и влияния на положение муниципального района динамики уровня цен на нефть и конъюнктуры отраслевого рынка. Поэтому, при проведении муниципальной инвестиционной политики перспективным направлением деятельности администрации района является стимулирование притока инвестиций в диверсификацию экономики за счет развития обрабатывающих производств и энергетики, ресурсосберегающих программ.
Наиболее приемлемым и эффективным направлением развития моноспециализированных поселений является стимулирование создания новых производств наряду с успешно работающими предприятиями градообразующей сферы. При этом при сохранении существующего объема инвестиций в градообразующую сферу планируется увеличить приток инвестиций в другие сферы экономики. Таким образом, стимулирование инвестиций в диверсификацию экономики планируется осуществлять без ориентации на смену профиля специализации района. Для того, чтобы у населения была возможность альтернативного трудоустройства планируется развивать малый и средний бизнес, привлекать инвесторов в новые проекты.
При создании новых производств планируется осуществлять тесное сотрудничество между муниципальными образованиями. Новой дополнительной (но не замещающей их нынешнюю специализацию) функцией поселений может стать роль социально-культурного, торгово-распределительного, а так же производственно-экономического центра прилегающих аграрных территорий. Часть организационно-технического, производственного и интеллектуального потенциала соседних городских округов может быть сориентирована на развитие и обслуживание поселений.
Конкретные мероприятия по формированию инвестиционной привлекательности монопоселений Нижневартовского района заложены в программах социально-экономического развития данных поселений.
Комплексный план социально-экономического развития городского поселения Новоаганск до 2020 года, утвержденный распоряжением администрации городского поселения Новоаганск от 16.06.2010 года N 135, имеет своей целью выход на устойчивое развитие городского поселения путем реализации таких ключевых инвестиционных проектов, как:
- диверсификация/модернизация ОАО МПК "Аганнефтегазгеология";
- развитие местной промышленности и малого бизнеса;
- развитие социальной инфраструктуры;
- развитие и модернизация инженерной инфраструктуры.
- развитие индустрии туризма.
На реализацию указанных инвестиционных направлений предусмотрено финансирование из регионального бюджета и бюджета Нижневартовского района в объеме 9351,20 млн. руб., а также предполагается финансирование из частных средств (ОАО МПК "Аганнефтегазгеология", ЗАО "Аган-Бурение") в объеме 1311,27 млн. руб.
Перечень ключевых инвестиционных проектов представлен в Приложении 8.
Комплексный план социально-экономического развития городского поселения Излучинск до 2020 года, также имеет своей целью выход на устойчивое развитие местной промышленности и малого бизнеса путем реализации таких ключевых инвестиционных проектов, как
- создание предприятия по глубокой переработке древесины на базе лесных ресурсов Нижневартовского района;
- создание завода по бассейновому выращиванию рыб осетровых пород; выделение грантов (субсидий);
- малоэтажное строительство.
При этом основными направлениями инвестирования должны стать микрокредитование за счет средств окружного фонда поддержки предпринимательства Югры; гарантированное размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства; лизинг оборудования за счет фонда поддержки предпринимательства; предоставление льготной аренды имущества Нижневартовского района. Сроки выполнения комплексного плана 2010 - 2014.
На реализацию данного плана предусмотрено финансирование из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа, а также частных источников софинансирования в размере 115 000 000 руб.
Перечень ключевых инвестиционных проектов представлен в Приложении 9.
Так как в числе причин, сдерживающих развитие предпринимательства, на первом месте стоят отсутствие собственных средств (стартового капитала) и недоступность заемных средств, то на уровне муниципального района необходимо создать районный Инвестиционный фонд для содействия в реализации государственно-частных проектов в области диверсификации отраслевой структуры экономики и поддержки развития малого и среднего бизнеса. Перед Фондом будет стоять задача по стимулированию частно-государственных проектов районного уровня. При этом, предпочтение должно быть отдано наиболее краткосрочным и эффективным проектам.
При комитете по экономике Нижневартовского района необходимо создать специальный Экспертный совет по инвестициям, который будет выполнять функции отбора и анализа проектов, предложенных поселениями и бизнесом, рекомендовать их для финансирования из средств Инвестиционного фонда. Совет станет консультативным экспертным органом.
Как правило, население поселений имеет запас идей, но зачастую не имеет реальной информационной площадки, на которой можно предложить реализацию своего проекта потенциальному инвестору. Для стимулирования притока частных инвестиций на территорию района необходимо создать и продвигать специализированную страницу в Интернете. Особое внимание в рамках этого направления деятельности заслуживает организация межмуниципального сотрудничества - создание информационной площадки инвестиционных проектов сразу нескольких муниципальных образований принесет большую отдачу и позволит сэкономить часть средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.