Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2019 г. N 20-АПА19-2 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2018 г. по делу N 3а-57/2018 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гончарова И. А,
при секретаре судебного заседания Галимове А.М,
с участием прокурора Магомедова А.И,
представителя административного истца Рамазановой А. Д. - Увайсова З. Б,
представителя административного ответчика - Министерства здравоохранения Республики Дагестан Керимхановой Д. С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале административное дело по административному иску Рамазановой Асият Джабуевны к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании недействующим приказа Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 31.05.2017 года N 424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан" в части п.п.3.3.3.4. и 4.1, противоречащего ст. ст. 19 и 21 ФЗ от 21.11.2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", возложении обязанности на Министерство здравоохранения республики Дагестан внести изменения в п.п. 3.3, 3.4 и 4.1 Приказа Минздрава РД от 31.05.2017 года N 424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан" в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу ФЗ от 21.11.2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и дополнить его правом пациента на выбор медицинской организации по своему усмотрению,
установил:
Рамазанова Асият Джабуевна через своих представителей по доверенности Увайсова З. Б. и Алиметова Д. Ш. обратилась в Верховный суд Республики Дагестан с административным иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании недействующим приказа Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 31.05.2017 года N 424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан" в части п.п.3.3.3.4. и 4.1, противоречащего ст. ст. 19 и 21 ФЗ от 21.11.2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан внести изменения в п.п. 3.3, 3.4 и 4.1 Приказа Минздрава РД от 31.05.2017 года N 424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан" в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу ФЗ от 21.11.2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и дополнить его правом пациента на выбор медицинской организации по своему усмотрению.
Министром здравоохранения Республики Дагестан 31 мая 2017 года был издан приказ N 424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан", который официально опубликован сети интернет на сайте Министерства здравоохранения Республики Дагестан - http://minzdrav.ru/deytelnost/materinstvo-i-detctvoakuserstvo-i-ginekolog iya.
В силу статьи 62 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 (ред. от 06.05.2016) "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок вступления их в силу.
В обоснование административного иска указано, что Рамазановой А. Д, находящейся в состоянии беременности, было отказано в выдаче направления в медицинское учреждение - родильный дом по ее выбору, ссылаясь на данный приказ, в то время, как ее право на выбор учреждения здравоохранения закреплено ФЗ от 21.11.2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
П.п.3.3 указанного приказа установлено, что госпитализацию и направление беременных осуществлять согласно листу маршрутизации и перечню показаний для госпитализации в акушерские стационары в зависимости от группы родовспомогательсных учреждений.
В п.п. 3.4 этого приказа указано: "Направление в консультативно-диагностическое отделение ГБУ РД "Республиканский Перинатальный Центр - Мама Патимат" осуществлять согласно приложению 2 к данному приказу".
В п. 4.1 указано: "Обеспечить контроль госпитализации и направления беременных с тяжелой акушерской и экстрагенитальной паталогией согласно листу маршрутизации".
По мнению административного истца данный приказ в указанных частях противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и не соответствуют критериям правовой определенности.
В письменных возражениях Министерства здравоохранения Республики Дагестан на административное исковое заявление Рамазановой А. Д. содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указано, что оспариваемый приказ издан в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.11.20122 г. N323-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который предусматривает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
В соответствии с этой нормой закона Минздравом РФ утверждены порядки оказания специализированной медицинской помощи, в том числе приказом МЗ РФ от 01 ноября 2012 года N572-и утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)". Оспариваемый приказ МЗ РД полностью соответствует требования указанного ФЗ, а также Порядка.
В судебном заседании представитель административного истца Увайсов З. Б. поддержал требования, заявленные в административном иске, указав также, что административный истец не возражает, если в указанный приказ будет внесено дополнение о праве выбора пациента лечебного учреждения в соответствии с ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. Также им указано, что врачи трактуют приказ, в соответствии с пунктом этого приказа об неукоснительном исполнении его в соответствии с приложением N1. в котором указаны конкретные медицинские учреждения, в которых осуществляется прием пациентов и оказание медицинской помощи в строгом соответствии с территорией проживания этих пациентов.
Представитель административного ответчика - Министерства здравоохранения Республики Дагестан Керимханова Д. С. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении административного иска, указывает, что право на выбор медицинской организации закреплено законом, приказом это право никак не нарушается. Направление, которое выдается пациенту врачом в лечебную организацию, которая соответствует приложению к приказу, носит рекомендательный характер. Пациент с этим направлением может обратиться в любую медицинскую организацию по его выбору и это лечебное учреждение не может отказать в его приеме, в случае наличия возможности оказания соответствующей помощи и наличия свободных мест. Указанный приказ издан для того, чтобы обеспечить беременным возможность в обязательном порядке получить медицинскую помощь в указанных в маршрутизации лечебных организациях, в случае отсутствия возможности оказания помощи по его выбору.
В судебном заседании прокурор Магомедов А.И. просит суд отказать в удовлетворении административного иска, считает оспариваемый приказ соответствующим Федеральному закону N323 ФЗ и подзаконным актам и не нарушающим права о свободы административного истца.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Одним из таких обстоятельств, согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оценив оспариваемый приказ Минздрава РД на соответствие требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении административного иска.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, указывает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41).
Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации, в том числе выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (пункты 71, 72, 73, 74, 75 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683).
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) как общий нормативный правовой акт в области охраны здоровья граждан, регламентируя основные принципы охраны здоровья, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, пункт 5 статьи 4, статьи 9, 14, 15, 16), одновременно закрепляет объективные критерии, с которыми связывается обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
Согласно части 3 статьи 18 данного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответстии с пп. 1 п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации. Реализация данного права более детально регламентируется в ст. 21 данного акта, которая предоставляет гражданину право на выбор медицинской организации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Гражданин вправе выбрать медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как в пределах территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н), так и за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин (п. 6 ст. 21 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2012 N 1342н). Исключение составляют случаи оказания скорой медицинской помощи.
В соответствии с данным пунктом Минздравом РФ утверждены порядки оказания специализированной медицинской помощи, в том числе приказом МЗ РФ от "01" ноября 2012 г. N572-н утвержден Порядок оказания
медицинской помощи но профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
В пункте 5 данного приказа указано, что "оказание медицинской помощи женщинам в период беременности осуществляется в соответствии с настоящим Порядком на основе листов маршрутизации с учетом возникновения осложнений в период беременности, в том числе при экстрагенитальных заболеваниях".
В соответствии с п. 14 этого Порядка врачи женских консультаций осуществляют плановое направление в стационар беременных женщин на родоразрешение с учетом степени риска возникновения осложнений в родах.
В соответствии с п. 17 при сроке беременности 35 - 36 недель с учетом течения беременности по триместрам, оценки риска осложнений дальнейшего течения беременности и родов на основании результатов всех проведенных исследований, в том числе консультаций врачей-специалистов, врачом-акушером-гинекологом формулируется полный клинический диагноз и определяется место планового родоразрешения.
Беременная женщина и члены ее семьи заблаговременно информируются врачом-акушером-гинекологом о медицинской организации, в которой планируется родоразрешение. Вопрос о необходимости направления в стационар до родов решается индивидуально.
В пункте 28 вышеназванного приказа МЗ РФ сказано, что "с целью обеспечения доступной и качественной медицинской помощью беременных женщин, рожениц и родильниц оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период осуществляется на основе листов маршрутизации, позволяющих предоставить дифференцированный объем медицинского обследования и лечения в зависимости от степени риска возникновения осложнений с учетом структуры, коечной мощности, уровня оснащения и обеспеченности квалифицированными кадрами медицинских организаций.
В зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи:
а) первая группа - акушерские стационары, в которых не обеспечено
круглосуточное пребывание врача-акушера-гинеколога;
б) вторая группа - акушерские стационары (родильные дома
(отделения), в том числе профилизированные по видам патологии), имеющие в своей структуре палаты интенсивной терапии (отделение анестезиологии-реаниматологии) для женщин и палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, а также межрайонные перинатальные центры, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии (палаты интенсивной терапии) для женщин и отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных;
в) третья А группа - акушерские стационары, имеющие в своем составе
отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;
г) третья Б группа - акушерские стационары федеральных медицинских
организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным, разрабатывающие и тиражирующие новые методы диагностики и лечения акушерской, гинекологической и неонатальной патологии и осуществляющие мониторинг и организационно-методическое обеспечение
деятельности акушерских стационаров субъектов Российской Федерации".
Во исполнение приказа Минздрава РФ N 572-н от 01.11.2012 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", с целью совершенствования оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным в Республике Дагестан с учетом трехуровневой системы родовспоможения в республике утвержден приказ МЗ РД от 31.05.2017 г. N424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан", который своевременно размещён на официальном сайте Минздрава РД и доведен до всех медицинских организаций и медработников республики.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Судом каких-либо оснований для признания оспариваемого Приказа МЗ РД не соответствующим Федеральному закону N 323-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не установлено. Данный приказ соответствует требованиям действующего законодательства, подзаконных актов, принятых соответствующим органом федеральной исполнительной власти, не нарушает права и законные интересы административного истца и других граждан.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые пункты приказа лишают возможности беременным женщинам выбрать лечебную организацию, являются необоснованными.
Утверждение представителя административного истца о необходимости дополнить оспариваемый приказ правом пациента на выбор медицинской организации по своему усмотрению в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, суд считает необоснованными, так как такое право закреплено в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
В удовлетворении административного иска Рамазановой Асият Джабуевны к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании недействующим приказа Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 31 мая 2017 года N 424-р "Об утверждении листа маршрутизации беременных в Республике Дагестан" в части п.п.3.3,3.4 и 4.1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан в нести изменения в п.п. 3.3, 3.4и 4.1 этого приказа в соответствии с Федеральным законом N323 от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вынесения в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан.
В окончательной форме решение суда принято 28 декабря 2018 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И. А. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.