Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.,
судей Мызниковой Н.В, Масленниковой Л.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Мартынова М.В, ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22 января 2019 года, которым постановлено:
" Исковые требования Мартынова М.В. к Префектуре САО города Москвы, ГБУ "Жилищник района Западное Дегунино" о признании увольнения незаконным, изменении записи в трудовой книжки, взыскании компенсации за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ГБУ "Жилищник района ЗападноеДегунино" компенсацию за задержку выдачи трудовой книжки в размере 490 234 рублей 10 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Мартынова М.В. к Префектуре САО города Москвы, ГБУ "Жилищник района ЗападноеДегунино" - отказать.
Взыскать с ГБУ "Жилищник района ЗападноеДегунино" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 8 102 рублей 34 копеек ",
УСТАНОВИЛА:
Мартынов М.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Префектуре САО г..Москвы, ГБУ г..Москвы "Жилищник района Западное Дегунино", в котором просил признать основание его увольнения по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным, признать незаконным и отменить Распоряжение Префекта САО города Москвы N 235 от 28.05.2018 г, обязать ГБУ г..Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" внести в трудовую книжку запись об увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ, взыскать с ГБУ г..Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" в свою пользу компенсацию в порядке ст. 279 ТК РФ в размере 301 190 руб. 95 коп, заработок за задержку выдачи трудовой книжки по день ее выдачи с внесенной записью об увольнениипо п. 2 ст. 278 ТК РФ, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что распоряжением Префекта САО г..Москвы N 08 от 15.01.2018 г..был назначен на должность директора ГБУ г..Москвы "Жилищник района Западное Дегунино", с ним заключен трудовой договор N * от 15.01.2018 г..сроком на 1 год;распоряжением Префекта САО г..Москвы N 235 от 28.05.2018 г..уволен в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в качестве основания увольнения указан Протокол N *** от 21.05.2018 г..расширенного заседания рабочей группы по противодействию коррупции в Префектуре САО г..Москвы, из которого следует, что выполнение плана по противодействию коррупции в Префектуре САО г..Москвы за 2017 год признано неудовлетворительным; однако поскольку истец назначен на должность 15.01.2018 г, невыполнение плана по противодействию коррупции не может быть поставлено ему в вину и являться законным основанием для его увольнения; кроме того, положения ФЗ "О противодействии коррупции" не распространяются на занимаемую истцом должность в связи с чем увольнение произведено без установленных законом оснований; также истцу при увольнении не была выдана трудовая книжка, дубликат которой выдан истцу 19.12.2018 г, что препятствовало его трудоустройству,
равно как и запись об увольнении по основаниям п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его трудовые права и, причинившими моральный вред.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали; представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам своих апелляционных жалоб просят отменить истец Мартынов М.В. и ответчик ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино".
Проверив материалы дела, выслушав истца Мартынова М.В. и его представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Швецову Т.В, представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" по доверенности Елисеву Т.К, представителя ответчика Префектуры САО г. Москвы по доверенности Мартынову О.В, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Понятие "конфликт интересов" раскрывается в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность работника по предотвращению или урегулированию конфликта интересов относится к числу антикоррупционных мер, что следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и распространяется, в том числе, и на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В свою очередь, частью 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Также, принят и действует Закон города Москвы от 17.12.2014 г. N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве", определяющий основные задачи и меры по противодействию коррупции в соответствии Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В соответствии со ст. ст. 3, 5 указанного Закона мерами по противодействию коррупции в г. Москве являются разработка, утверждение и реализация Плана противодействия коррупции в г. Москве, планов противодействия коррупции в органах государственной власти г. Москвы, иных государственных органах г. Москвы. План противодействия коррупции в городе Москве разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Мэром Москвы. Планы противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы разрабатываются, утверждаются и реализуются данными органами самостоятельно.
Согласно п.1.1 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 г. N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы" в рамках проведения эксперимента реорганизовать государственные унитарные предприятия дирекции единого заказчика районов города Москвы согласно приложению 1 к настоящему постановлению путем преобразования в государственные бюджетные учреждения города Москвы Жилищник района, являющиеся правопреемниками соответствующих государственных унитарных предприятий города Москвы по всем правам и обязанностям в соответствии с передаточными актами. Согласно п.3.3 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 г. N 146-ПП функции и полномочия учредителя ГБУ Жилищник района осуществляют префектуры соответствующих административных округов города Москвы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что р аспоряжением Мэра города Москвы от 30.12.2015 г. N 1002-РМ в соответствии с Законом города Москвы от 17.12.2014 г. N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве" и распоряжением Мэра Москвы от 24.04.2015 г. N 303-РМ "Об утверждении Порядка разработки и реализации Плана противодействия коррупции в городе Москве, планов противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы, структурных подразделениях Аппарата Мэра и Правительства Москвы" утверждён План противодействия коррупции в городе Москве на 2016-2017 годы. Согласно п. 1.11 указанного Распоряжения ответственным исполнителем за осуществлением комплекса мер по противодействию коррупции в сферах жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, здравоохранения, образования, транспорта, строительства в городе Москве в целях выявления и устранения условий, способствующих проявлению коррупции являются в том числе префектуры административных округов города Москвы, управы районов города Москвы в соответствии с принятыми ими планами противодействия коррупции.
Также Распоряжением Мэра города Москвы от 19.04.2018 г. N 259-РМ утвержден План противодействия коррупции в городе Москве на 2018-2020 годы, в п.1.6 которого одним из организационных мероприятий по противодействию коррупции является разработка планов противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы.
Согласно утверждённому Префектурой САО г. Москвы Плану противодействия коррупции предусмотрено участие руководителей подведомственных Префектуре учреждений наравне с руководителями Префектуры, управ районов в мероприятиях по вопросам противодействия коррупции, в работе форумов, заседаниях по вопросам противодействия коррупции.
Распоряжением Префекта САО г. Москвы N 681 от 28.12.2017 г. исполнение обязанностей директора ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" возложено на Мартынова М.В. до назначения директора в установленном законом порядке.
Гончарук М.В, *** года рождения, переменил фамилию на Мартынов, что подтверждается свидетельством о перемене имени (Т. 1 л.д.115).
Распоряжением Префекта САО г. Москвы от 15.01.2018 г. N 8 Мартынов М.В. назначен на должность директора ГБУ г. Москвы "Жилищник района ЗападноеДегунино" 16.01.2018 г. с заключением срочного трудового договора сроком на 1 (один) год; между Префектурой САО г. Москвы в лице префекта САО г. Москвы и Мартыновым М. В, заключен трудовой договор N *** от 15.01.2018 г, согласно п.п. "а" п. 9 которого руководитель обязан соблюдать при исполнении должностях обязанностей требования законодательства РФ, законодательство субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора.
Как следует из листа ознакомления, Мартынов М.В. при назначении на должность ознакомлен с положениями Федерального закона N 273 от 25.12.2008 г. "О противодействии коррупции"; Закона г. Москвы от 17.12.2014 г. N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве".
Распоряжением Префекта САО г. Москвы N 235 от 28.05.2018 г. Мартынов М. В. в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с утратой доверия по п. 7.1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ, основанием увольнения указаны: протокол N *** от 21.05.2018 г. расширенного заседания рабочей группы по противодействию коррупции при префектуре САО г. Москвы с участием глав управ, исполняющих обязанности глав управ, директоров ГБУ, ГКУ, подведомственным префектуре САО города Москвы; объяснения Мартынова М.В.
Давая оценку указанному распоряжению об увольнении истца, суд пришел к обоснованному выводу о том, что увольнение Мартынова М. В. было произведено в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Так, из докладной записки начальника Управления государственной службы и кадров *** И.Н. от 21.05.2018 г. следует, что 19.05.2018 г. было установлено, что *** Н.В. работает в ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" в должности заместителя директора по общим вопросам, приказ от 12.01.2018 г. о ее назначении на указанную должность не был представлен Мартыновым М.В. при назначении на должность директора ГБУ г. Москвы "Жилищник района ЗападноеДегунино", приказ представлен 21.05.2018 г. Заместитель директора по общим вопросам подчиняется непосредственно директору ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино". В связи с чем, просит вынести вопрос о непринятии Мартыновым М.В. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на заседание рабочей группы при префектуре САО г. Москвы по противодействию коррупции.
В своей объяснительной записке на имя префекта САО г. Москвы Мартынов М.В. указал, что его мать - *** Н.В. занимала должность главного бухгалтера ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" до его назначения на должность директора, впоследствии переведена на должность заместителя директора по общим вопросам, которая не несет финансовой отчетности и не имеет отношения к финансам.
Согласно протоколу N 1/18 расширенного заседания рабочей группы по противодействию коррупции при префектуре САО г. Москвы с участием глав управ, исполняющих обязанности глав управ, директоров ГБУ, ГКУ подведомственным префектуре САО г. Москвы на рассмотрение были поставлены вопросы:
- о выполнении Планов по противодействию коррупции за 2017 год в префектуре, управах районов САО города и подведомственных префектуре государственных учреждениях;
- о рассмотрении вопроса в отношении директора ГБУ г. Москвы "Жилищник района ЗападноеДегунино" Мартынова М.В. по не принятию мер по предотвращению конфликта интересов.
По результатам заседания принято решение:
- признать выполнение Планов по противодействию коррупции за 2017 год в префектуре, управах, ГБУ, ГКУ подведомственных префектуре САО г. Москвы, за исключением ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" удовлетворительным;
- признать выполнение Плана по противодействию коррупции за 2017 год в ГБУ "Жилищник района Западное Дегунино" неудовлетворительным.
У директора ГБУ "Жилищник района Западное Дегунино" Мартынова М.В. имеется в прямом подчинении заместитель директора по общим вопросам *** Н.В, которая является его матерью. Непринятие Мартыновым М. В. являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ. Уволить в связи с утратой доверия Мартынова М.В. директора ГБУ "Жилищник района ЗападноеДегунино"" на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Судом также установлено, что между ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" и *** Н.В. 16.05.2017 г. заключен трудовой договор N ***, согласно которому *** Н.В. принята на должность главного бухгалтера, о чем также вынесен приказ N *** от 16.05.2017 г.; дополнительным соглашением от 12.01.2018 г. к трудовому договору N *** от 16.05.2017 г, заключенным между *** Н.В. (работник) и ГБУ "Жилищник района Западное Дегунино" влице исполняющего обязанности директора Мартынова М.В, *** Н.В. переведена на должность заместителя директора по общим вопросам в структурное подразделение: Руководство, на основании личного заявления; работник подчиняется непосредственно директору, о чем также и.о. директора ГБУ "Жилищник района Западное Дегунино" Мартыновым М. В. издан приказ N *** от 12.01.2018 г, согласно которому *** Н.В. переведена с должности главного бухгалтера на должность заместителя директора по общим вопросам с должностным окладом в размере *** руб. 00 коп.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, исследовав представленные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, принимая во внимание, что в силу занимаемой истцом должности на нем лежала обязанность по соблюдению антикоррупционного законодательства, своевременному выявлению конфликта интересов в ГБУ "Жилищник района Западное Дегунино", тогда как Мартынов М.В. не уведомил работодателя о том, что его мать Гончарук Н.В. работает учреждениив должности главного бухгалтера, а впоследствии в должности заместителя директора по общим вопросам, в соответствии с нормами действующего законодательства, - суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мартыновым М.В. исковых требований о признании незаконным увольнения по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, отмене распоряжения Префекта САО города Москвы N 235 от 28.05.2018 г, и как следствие, возложении на ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" обязанности внести в трудовую книжку запись об увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ, взыскании компенсации в порядке ст. 279 ТК РФ.
В то же время, установив факт нарушения прав работника работодателем, установленных ст. 84.1 ТК РФ, в части обязанности выдать работнику в последний день работы трудовую книжку, принимая во внимание, что уведомление о возможности получения истцом трудовой книжки либо дачи согласия на ее направление почтовым отправлением было направлено ответчиком только 25.10.2018 г, руководствуясь ст. 234 ТК РФ суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о взыскании заработка за период задержки выдачи трудовой книжки с 28.05.2018 г. по 24.10.2018 г. (106 дней), исходя из среднедневного заработка истца -*** руб. 85 коп, предоставленного ответчиком, взыскав по результатам произведенных расчетов 490 234 руб. 10 коп. Определенный судом размер заработка за задержку выдачи трудовой книжки ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается, другой расчет не приведен.
В связи с тем, что судом было установлено нарушение трудовых прав истца, связанное с задержкой выдачи трудовой книжки, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, суд также правомерно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, размер которой 5 000 руб. обоснованно был определен судом, исходя из степени нарушения трудовых прав истца, конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, оснований для увеличения данной компенсации по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд обоснованно взыскал с ответчика в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 8 102 руб. 34 коп, от уплаты которой истец при обращении в суд с настоящим иском был освобожден.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались стороны в суде первой инстанции в обоснование своих требований и возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы апелляционных жалоб Мартынова М.В. и ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Мартынова М.В, ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.