Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Федерякиной М.А,
судей Дубинской В.К, Мухортых Е.Н,
при секретаре Яковлеве Д.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К.
дело по апелляционной жалобе истца Адгамовой Л.А.
на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2018 года,
которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требования Адгамовой Л.А. к ЖСК "Бутово-5" о взыскании денежных средств, обязании исключить из платежных документов услуги "Членские взносы" отказать,
- встречное исковое заявление удовлетворить,
- взыскать с Адгамовой Л.А. в пользу ЖСК "Бутово-5" задолженность в размере 8619 руб, госпошлину в размере 400 руб,
УСТАНОВИЛА:
Адгамова Л.А. обратилась в суд с иском к ЖСК "Бутово-5" о взыскании излишне уплаченных денежных средств, обязании исключить из платежных документов услугу "членские взносы".
Требования мотивированы тем, что истец является собственницей квартиры по адресу: *, с 05.03.1999 по настоящее время. С 1999 года в платёжном документе выставляется услуга "членские взносы". Членом ЖСК "Бутово - 5", она никогда не являлась, заявления о вступлении в члены ЖСК "Бутово - 5" не подавала, договора не заключала. Оплату обязательных платежей по квартире 310 производит своевременно и в полном объёме. В феврале 2016 года истец обратилась в управляющую организацию ЖСК "Бутово-5" с просьбой разъяснить, на каком основании с неё взимается оплата за услугу "членские взносы" с июля 1999 года, просила произвести перерасчёт по данной услуге и исключить из платежных документов услугу "членские взносы". ЖСК "Бутово-5" ответил, что начисление платы по статье "членские взносы" по квартире 310 производится на основании смет ЖСК "Бутово-5", утверждённых решениями общих собраний членов ЖСК "Бутово-5". Полученные средства расходуются на содержание ЖСК "Бутово-5" и ведение уставной деятельности. Не согласившись с ответом ЖСК "Бутово-5", истец обратилась в Жилищную инспекцию по Юго-Западному административному округу с просьбой обязать ЖСК "Бутово- 5" исключить услугу "членские взносы" и произвести перерасчёт по данной услуге. В результате документальной проверки Инспекцией установлено, что в период с июля 2013 года по настоящее время начисления платы за услугу "членские взносы" по квартире 310 выполнялись с нарушением. Жилищной инспекцией по Юго-Западному административному округу было выдано предписание от 22.08.2016 N Р-ЮЗ-01128/1 управляющей организации ЖСК "Бутово-5" - исключить из единого платёжного документа по квартире 310, дома 13 по улице Грина услуги "членские взносы" и провести перерасчёт за услугу "членские взносы" по квартире 310 за период с июля 2013 года по настоящее время. Председатель правления ЖСК "Бутово-5" отказалась от получения указанного предписания.
Сотрудником Инспекции, на рассмотрении которого находилось обращение, вышеуказанное предписание посредством почтовой связи в адрес председателя правления ЖСК "Бутово-5" направлено не было. В настоящее время Инспекцией повторно оформлено предписание в ЖСК "Бутово-5" исключить услугу "членские взносы" и провести перерасчет за услугу "членские взносы" с июля 2013 года.
Истец просила взыскать с ответчика в свою пользу излишне уплаченные ею денежные средства за услугу "членские взносы" за три года, а именно в период с сентября 2014 года по настоящее время в сумме 9024 рублей 60 копеек; обязать ответчика исключить из платёжных документов истца по квартире 310, по улице Грина, дом 13, услугу "членские взносы".
ЖСК "Бутово-5" обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Адгамовой Л.А. о взыскании задолженности, требования мотивированы тем, что 05 марта 1999 года между Сусаниным Г.И, Адгамовой Л.А, Адгамовым Т.Р. заключен договор мены квартир, который зарегистрирован в Комитете муниципального жилья г. Москвы. Вышеуказанным договором предусмотрено, что после регистрации договора мены в Комитете муниципального жилья г. Москвы Адгамова Л.А, становясь собственником квартиры по адресу: *, принимает на себя обязанности бывшего собственника квартиры, то есть, обязанности по уплате всех расходов, в том числе и плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом (п. 8 Договора мены квартир). В соответствии с данным пунктом договора обозначена обязанность Адгамовой Л.А. принять на себя обязанность вносить имущественные взносы, установленные Уставом кооператива, а также установленные внутренними документами кооператива. С 1 июня 2016 года Адгамовой Л.А. обязательства по оплате коммунальных услуг выполняются не в полном объеме, а именно истицей по первоначальному иску не вносится плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом в размере 507 рублей 00 копеек, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 8 619 рублей 00 копеек. Истец по встречному исковому заявлению просил взыскать с Адгамовой Л.А. в пользу ЖСК "Бутово-5" задолженность по оплате услуг и работ по управлению многоквартирным домом в размере 8 619 рублей 00 копеек.
Истец по первоначальному иску Адгамова Л.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, против удовлетворения встречных требований возражала; пояснила, что не является и не являлась членом ЖСК, полагает, что услуга "членские взносы" ответчиком начисляется незаконно.
Представитель ответчика по доверенности Тикеева А.Р. в судебном заседании против удовлетворения первоначальных исковых требований возражала, на удовлетворении встречных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении; пояснила, что членом ЖСК являлся бывший муж истца, истец присутствовала на собраниях ЖСК, в актах ревизионной комиссии указывалась в качестве члена ЖСК. 05.03.1999 между Сусаниным Г.И, Адгамовой Л.А, Адгамовым Т.Р. был заключен договор мены, которым предусмотрено, что после регистрации договора мены в Комитете муниципального жилья г. Москвы Адгамова Л.А, становясь собственником квартиры, принимает на себя обязанности бывшего собственника квартиры, обязанность по уплате всех расходов, в том числе и плате за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; пунктом 7 Устава ЖСК предусмотрено взыскание членских взносов с членов и не членов кооператива.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец Адгамова Л.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, нарушил нормы материального права, настаивает на том, что обязанности вносить членские взносы у истца не имеется.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Адгамовой Л.А, ее представителя по доверенности Шабаевой Л.А, представителей ЖСК "Бутово-5" по доверенности Белоусовой Е.Н, Тикеевой А.Р, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В силу ст. 210 ГК РФ, п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: * осуществляется ЖСК "Бутово-5".
С 05.03.1999 и по настоящее время Адгамова Л.А. является собственником квартиры по адресу: *. Право собственности истца возникло на основании договора мены от 05.03.1999, заключённого между Адгамовой Л.А, Адгамовым Т.Р. и Сусаниным Г.И.
П. 8 договора мены предусматривает, что после регистрации договора мены в Комитете муниципального жилья г. Москвы Адгамова Л.А, становясь собственником квартиры по адресу: *, принимает на себя обязанности бывшего собственника квартиры, то есть, обязанности по уплате всех расходов, в том числе и по оплате услуг, работ по управлению многоквартирным домом.
Плата, взимаемая ЖСК "Бутово-5" с Адгамовой Л.А. в качестве членских взносов, фактически является платой за содержание жилья, что соответствует требованиям законодательства. Оплата содержания жилого помещения входит в платежный документ, предоставляемый Адгамовой Л.А, под названием "членский взнос". Доказательств, что ответчиком производится отдельная плата за содержание жилья, истцом не представлено. Данный вид платежа - за содержание жилья, является обязательным для всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном жилом доме и не связан с членством в некоммерческой организации.
Поэтому доводы истца о том, что она является собственником квартиры по адресу: *, но не является членом ЖСК "Бутово-5", в договорных отношениях с ним не состоит, в связи с чем на неё не может быть возложена обязанность по несению расходов по содержанию, суд признал необоснованным.
Поскольку Адгамова Л.А. является собственником жилого помещения по адресу: *, а ЖСК "Бутово-5" является организацией, осуществляющей управление данным домом, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, несущей расходы в связи с исполнением этой обязанности, то истец обязана вносить данную плату по услуге "членский взнос" в качестве платы за содержание жилья.
Порядок определения размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме также регулируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491. В соответствии с пунктом 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Отсутствие заключенного договора не освобождает собственника помещения, не являющегося членом ЖСК, от обязанностей по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг.
Применение данной нормы закона признано не нарушающим права и интересы граждан в Определении Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 165-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макеенко Анатолия Александровича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из представленных документов, за период с 01 июня 2016 года по день обращения ЖСК с иском у Адгамовой Л.А. образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 8 619 руб. 00 коп, связанная с её отказом оплачивать услугу "членские взносы", установленную в размере 507 руб. 00 коп.
Поскольку обязанность Адгамовой Л.А. вносить платежи, поименованные в квитанциях как "членский взнос" судом подтверждена, обязанность по внесению платы Адгамова Л.А. не исполняла своевременно и в полном объёме, суд отказал в удовлетворении иска Адгамовой Л.А. и удовлетворил встречные требования ЖСК "Бутово-5", взыскав с Адгамовой Л.А. задолженность в размере 8 619 руб.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с истца по первоначальным требованиям в пользу ответчика по первоначальным требованиям взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Выводы решения сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, коллегия с ними согласна.
Доводы апелляционной жалобы Адгамовой Л.А. состоят в ее несогласии с наличием обязанности по оплате услуги, названной в квитанциях "членские взносы" ЖСК. Коллегия отклоняет эти доводы как несостоятельные. Судом проанализировано содержание услуги, плата за которую названа "членскими взносами". Согласно объяснениям представителей ЖСК собираемые денежные средства расходуются на ремонт и содержание общего имущества, не вошедшие в статьи капитального ремонта, смета необходимых расходов утверждается на общих собраниях, переименование услуги "членские взносы" во "взносы на уставную деятельность" произведено также на основании решения общего собрания. При этом право взимать данные платежи предусмотрено Уставом ЖСК, на что верно указано в решении суда. Коллегия также учитывает, что платежные документы и начисления отдельной строки "содержание общего имущества" не имеют, поэтому взимаемые денежные средства фактически являются платой за содержание общего имущества, что составляет обязанность каждого собственника квартиры в многоквартирном доме.
Ссылки заявителя жалобы на выданное жилищной инспекцией предписание не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов решения не опровергают. Предписание государственной жилищной инспекции в силу ст. 61 ГПК ПРФ преюдициального значения не имеют. Суд был вправе производить оценку правомерности действий ЖСК по начислению платежей.
По мнению истца, договором мены не предусматривалось возникновение у нее обязанности по внесению такого вида платежа. Коллегия отклоняет этот довод в силу следующего. Обязанность по содержанию имущества возникает у собственника одновременно с приобретением права собственности. Адгамова Л.А. стала собственником квартиры на основании договора мены, на основании данной сделки у нее возникли обязательства по внесению всех денежных сумм, внесенных в платежные документы.
Указание в жалобе на допущенные судом нарушения при оформлении и сдаче дела не связаны с объемом доказательств, положенных в основу выводов решения, на законность судебного акта не влияют, основанием к его отмене не являются.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.