Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Масленниковой Л.В, Пильгановой В.М,
при секретареКишкинской А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеева В.К. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Алексеева В.К. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязать присвоить звание "Ветеран труда" отказать",
УСТАНОВИЛА:
Алексеев В.К. обратился в суд с иском кУСЗН ЮАО г. Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании ответчика присвоить соответствующее звание, мотивируя обращение тем, что является неработающим пенсионером, имеет трудовой стаж более 49 лет, на основании постановления Бюро Первомайского РК КПСС, Исполкома райсовета и бюро РК ВЛКСМ от 22.10.1987 г. был награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его права.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Алексеев В.К. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Алексеева В.К, возражения представителя ответчика по доверенности Каюмовой А.Т, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1); награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый дляназначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры испорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято Постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности ПрезидентаРоссийской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении ( пп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 г. ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пп. 2.1.1) ; начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин ( пп. 2.2.).
С 01.07.2016 г. в Федеральный закон "О ветеранах", в Постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) ипродолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Как указывает в исковом заявлении Алексеев В.К, *** г.р, проживающий в городе Москве, являющийся неработающим пенсионером, начал свою трудовую деятельность в декабре 1963 г.
В период своей работы за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании истец награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, что подтверждается записью во вкладыше трудовой книжки от 30.10.1985 г, в качестве основания внесения данной записи указано: постановление Бюро Первомайского РК КПСС, Исполкома райсовета и бюро РК ВЛКСМ от 22.10.1987 г.
Решением УСЗН ЮАО г. Москвы (ОСЗН района Орехово-Борисово-Северное ЮАО г. Москвы) N *** от 08.06.2018 г. истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", с указанием на то, что представленная почетная грамота не соответствует критериям, обозначенным в Федеральном законе от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлени и Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда".
Алексеев В.К. в обоснование своих доводов ссылался на то, что имеет необходимый стаж трудовой деятельности и награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, что, по его мнению, является достаточным основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда".
Разрешая требования истца на основании собранных по делу доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу о том, что представленная истцом почетная грамота не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственнойвласти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что основанием награждения в почетной грамоте указано достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
Разрешая спор, с учетом, установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании УСЗН ЮАО г. Москвы присвоить звание "Ветеран труда", суд, руководствуясь положениями вышеуказанных норм права, обоснованно исходил из того, что вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено достаточных доказательств наличия у него всех предусмотренных действующим законодательством оснований для присвоения звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, надлежащей оценки представленных по делу доказательств и сделаны при правильно установленных обстоятельствах дела.
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 09.06.1987 г..N 646 "Об условиях и порядке награждения трудовых коллективов и передовиков производства юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции" предусмотрено, что указанная почетная грамота является юбилейной и ею могут награждаться коллективы объединений, предприятий, колхозов, совхозов, строительных, торговых, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, межотраслевых научно-технических комплексов, которые к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции выполнили плановые задания двух лет пятилетки по объему производства продукции (работ, услуг) и производительности труда и договорные обязательства по поставкам, обеспечили выпуск продукции высокого технического уровня и качества, экономное расходование материальных и топливно-энергетических ресурсов, своевременный ввод в эксплуатацию жилых домов и других объектов социально-культурногоназначения; коллективы бригад, участков, цехов, лабораторий, звеньев, ферм, отделений и других структурных подразделений объединений, предприятий, колхозов, организаций и учреждений, выполнившие к юбилейной дате плановые задания двух лет пятилетки по выработке и объему выпуска продукции (работ, услуг) при высоком ее качестве, добившиеся экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;передовики производства указанных коллективов, внесшие наибольший личный вклад в достижение высоких результатов хозяйственной деятельности по досрочному выполнению заданий двух лет пятилетки, а также передовики, работающие по индивидуальным планам, выполнившие задания двух лет пятилетки к 70-летию Октября (п. 1), при этом награждение юбилейной Почетной грамотой от имени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ производится: коллективов объединений, предприятий, колхозов, совхозов, строительных, торговых, научно-исследовательских,
проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, межотраслевых научно-технических комплексов - ЦК компартий союзных республик, крайкомами и обкомами партии совместно с соответствующими советскими, профсоюзными и комсомольскими органами по представлению горкомов и райкомов партии, советских, профсоюзных и комсомольских органов; коллективов бригад, участков, цехов, лабораторий, звеньев, ферм, отделений и других структурных подразделений объединений, предприятий, колхозов, организаций и учреждений, а также передовиков производства - горкомами и райкомами партии совместно с соответствующими советскими, профсоюзными и комсомольскими органами по представлению администрации, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций предприятий, организаций, учреждений с учетом мнения трудового коллектива (п. 2).
Таким образом, указанная Почетная грамота имеет характер юбилейной, в связи с 70-летием Великой Октябрьской Социалистической Революции, к моменту награждения - 22.10.1987 г. истец, согласно его пояснениям в заседании судебной коллегии, проработал в НИИ АСУ при Госплане РСФСР около 8-ми лет, что не отвечает признаку долговременного труда, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Доводы истца о несогласии с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и удовлетворению требований истца, поскольку сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу. При этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева В.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.