Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 26 февраля 2019г, которым постановлено: "Административное исковое заявление Симакова Константина Борисовича и Ивакина Глеба Ивановича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 167,4 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: г.Москва, ************, в размере его рыночной стоимости, равной ************ руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 464 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: г.Москва, ************ в размере его рыночной стоимости, равной ************ руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения Симакова Константина Борисовича и Ивакина Глеба Ивановича в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений считать 26 декабря 2018 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей налогообложения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
УСТАНОВИЛА:
Симаков К.Б. и Ивакин Г.И. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ************ в частности:
- нежилого помещения общей площадью 167,4 кв.м. с кадастровым номером ************ в размере ************ руб.;
- нежилого помещения общей площадью 464 кв.м. с кадастровым номером ************ в размере ************ руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно собственниками нежилых помещений и не согласны с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N102-1/11-2018, подготовленный оценщиком ООО "ПФК".
В ходе рассмотрения дела административные истцы Симаков К.Б. и Ивакин Г.И. подали дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просят у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 167,4 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: ************, в размере его рыночной стоимости, равной ************ руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 464 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: ************, в размере его рыночной стоимости, равной ************ руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
В судебном заседании представитель административных истцов Симакова К.Б. и Ивакина Г.И. - Семикин Р.В, действующий по доверенности, поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Лисицкий Д.И, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу Симакову К.Б. принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 167,4 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: ************ административному истцу Ивакину Г.И. принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 464 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: ************, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ************ в размере ************ руб. ************ коп, нежилого помещения с кадастровым номером ************ в размере ************ руб. ************ коп.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административные истцы предоставили отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N102-1/11-2018, подготовленный оценщиком ООО "ПФК". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного ответчика определением суда от 28 января 2019 года по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 11 февраля 2019 г. N05/02/2019, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро" Скворцовым Д.Г.:
- отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N102-1/11-2018, подготовленный оценщиком ООО "ПФК", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 167,4 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: ************ по состоянию на 1 января 2016 года составляет ************ руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 464 кв.м. с кадастровым номером ************ по адресу: ************ по состоянию на 1 января 2016 года составляет ************ руб.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.