Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Магжановой Э.А,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 27 марта 2019 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление ***** об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 142,7 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 27683000 (двадцать семь миллионов шестьсот восемьдесят три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 16717000 (шестнадцать миллионов семьсот семнадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 171,4 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 33250000 (тридцать три миллиона двести пятьдесят тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 46,6 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 9420000 (девять миллионов четыреста двадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 177,7 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 34472000 (тридцать четыре миллиона четыреста семьдесят две тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 26,9 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 2377000 (два миллиона триста семьдесят семь тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей 14,2 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 1218000 (один миллион двести восемнадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения *****, в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений считать 28 декабря 2018 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
Чунарев В.И, Казимирова И.В, Цветкова Л.Ю, Грибанова М.В. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ****, в частности:
- нежилого помещения общей площадью 142,7 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 17140000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 10953000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 171,4 кв.м. с кадастровым номером **** в размере 19920000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 46,6 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 6840000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 177,7 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 20519000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 26,9 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 1503000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 14,2 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 910000 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно собственниками нежилых помещений и не согласны с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 27 декабря 2018 года N7492-18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бюро судебных экспертиз и оценки".
В ходе рассмотрения дела административные истцы ****, подали дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просят установить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 142,7 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 27683000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 16717000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 171,4 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 33250000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 46,6 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 9420000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 177,7 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 34472000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 26,9 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 2377000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей 14,2 кв.м. с кадастровым номером ****по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости, равной 1218000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
В судебном заседании представитель административных истцов Востров А.А. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агафонова С.С. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что спорные нежилые помещения расположены в одном здании по адресу: ****, и принадлежат: нежилое помещение общей площадью 142,7 кв.м. с кадастровым номером ****административному истцу ****, нежилое помещение общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ****- ****, нежилое помещение общей площадью 171,4 кв.м. с кадастровым номером ****- *****, нежилое помещение общей площадью 46,6 кв.м. с кадастровым номером ****- ****, нежилое помещение общей площадью 177,7 кв.м. с кадастровым номером ****- *****, нежилое помещение общей площадью 26,9 кв.м. с кадастровым номером ****- ****, нежилое помещение общей площадью 14,2 кв.м. с кадастровым номером ****- *****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административные истцы предоставили отчет об оценке от 27 декабря 2018 года N7492-18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бюро судебных экспертиз и оценки".
В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 24 января 2019 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 11 февраля 2019 года N06/02/2019, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро" *****.:
1). Отчет об оценке от 27 декабря 2018 года N7492-18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бюро судебных экспертиз и оценки", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ****, по состоянию на 1 января 2016 года составляет:
- нежилого помещения общей площадью 142,7 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 27683000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 16717000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 171,4 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 33250000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 46,6 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 9420000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 177,7 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 34472000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 26,9 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 2377000 руб.;
- нежилого помещения общей 14,2 кв.м. с кадастровым номером ****в размере 1218000 руб.
Административные истцы согласились с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, вследствие этого подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят установить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости и в размере, определенном в заключении эксперта.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агафонова С.С. не согласилась с выводами эксперта относительно размера рыночной стоимости нежилых помещений, предоставила письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы и заявила ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.