Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Корнева А.С., направленную посредством почтовой связи 15 апреля 2019 года и поступившую в суд кассационной инстанции 22 апреля 2019 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Корнева А.С. к МВД России о выплате ежемесячной компенсации,
установил:
Корнев А.С. обратился в Замоскворецкий районный суд города Москвы с иском к Министерству внутренних дел РФ о выплате ежемесячной компенсации за постоянное проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, начиная с 06 октября 2017 года, возмещении судебных расходов, ссылаясь на то, что с рождения зарегистрирован в г. Усмань Липецкой области, являющейся территорией, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с 06 октября 2017 года является получателем пенсии, установленной Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", назначенной и выплачиваемой ответчиком, который также обязан производить ему выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако в назначении и выплате такой компенсации ответчик отказал, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на социальное обеспечение и право на выбор места жительства.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Корнева А. С. к МВД России о выплате ежемесячной компенсации - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 февраля 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1) определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1).
Статьей 7 данного закона установлено, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 13 данного закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1).
Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" городское поселение "город Усмань" Усманского района Липецкой области отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; ранее действовавшим распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 года N 237-р "Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения" Усмань Усманского района Липецкой области также был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом установлены статьей 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, которые предусматривают, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона (ч. 1); кроме того, им гарантируется, в том числе ежемесячная денежная компенсация в размере 20 руб. при условии постоянного проживания до 02 декабря 1995 года (п. 1 ч. 2 ст. 19), при этом меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 1 - 4 ч. 2 настоящей статьи, распространяются также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01 января 1991 года, затем покинули ее в период до 02 декабря 1995 года и впоследствии (после 02 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.
Таким образом, действующее законодательство условием предоставления мер социальной защиты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является именно их постоянное проживание (работа) на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, учитывая, что именно длительность проживания в указанных зонах с учетом положений ст.ст. 3, 4 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 влечет предоставление им определенных социальных гарантий и льгот.
Так, в силу ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Судом установлено, что Корнев А.С, 12 января 1982 года рождения, уроженец г. Усмань Липецкой области, по 05 октября 2017 года проходил службу в органах внутренних дел в должности следователя по особо важным делам 2 отдела управления по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России и был уволен 05 октября 2017 года по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), что подтверждается приказом об увольнении от 26 сентября 2017 года N 65л/с, с 06 октября 2017 года истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной и выплачиваемой МВД России на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
Согласно сведениям паспорта Корнев А.С. с 26 января 2009 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: * а в период с 12 января 1982 года по 26 января 2009 был постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: *, о чем выдана справка администрацией городского поселения Усмани Липецкой области, в которой указано, что г. Усмань Липецкой области относится к территории, включенной постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в зону радиоактивного загрязнения, отнесенную в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1) к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, о чем 13 мая 1993 года Корневу А.С. выдано соответствующее удостоверение.
Корнев А.С. обратился в МВД России с заявлением о предоставлении гарантий, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, в ответе от 05 декабря 2017 года истцу разъяснено, что оснований для выплаты ежемесячной денежной компенсации отделом пенсионного обеспечения центрального аппарата МВД России не имеется, а в случае избрания истцом иного места жительства пенсионное дело для дальнейшей выплаты может быть направлено в центр пенсионного обслуживания УМВД России по Липецкой области.
Возражая против удовлетворения требований Корнева А.С, ответчик указал, что истец с 06 октября 2017 года является получателем пенсии, выплачиваемой ему МВД России на основании ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, устанавливающей, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации, с учетом представленного пенсионером свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу: * на период с 20 апреля 2017 года по 18 апреля 2022 года, в связи с чем не относится к лицам, постоянно проживающим на территории, отнесенной к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Корневым А.С. исковых требований исходя из того, что условием предоставления мер социальной защиты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является именно их постоянное проживание (работа) на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в то время как имеющиеся в деле доказательства о таких обстоятельствах не свидетельствуют.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился, одновременно указав на то, что представленные истцом в суд первой инстанции доказательства не свидетельствуют о его постоянном проживании или работе в Усмани Липецкой области, поскольку истец, будучи зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве на длительное время, постоянно работал в городе Москве, именно место пребывания истца явилось основанием для назначения и дальнейшей выплаты ему пенсии МВД России, при этом ссылки на постоянную регистрацию по месту жительства в г. Усмани Липецкой области не влекут иного применения положений Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Ответчиком представлены сведения о регистрации Корнева А.С. по месту пребывания вместе с сыном Корневым А.А, 2010 года рождения, уроженцем г. Липецка, в городе Москве с 20 апреля 2017 года по 18 апреля 2022 года; кроме того, истцом в суд апелляционной инстанции представлены сведения о его обращении в ГБУ МФЦ г. Москвы по вопросу выдачи социальной карты.
При таких данных, совокупность представленных суду первой инстанции доказательств не свидетельствует о постоянном проживании (работе) Корнева А.С. в Усмани Липецкой области, такие доказательства свидетельствуют о том, что сохраняя постоянную регистрацию в г. Усмань Липецкой области, истец Корнев А.С. реализует свои права именно с учетом пребывания в городе Москве, который не относится к населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем оснований для предоставления ей мер социальной поддержки как гражданину, постоянно проживающему (работающему) на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Доводы заявителя со ссылкой на решение Усманского районного суда Липецкой области от 15 марта 2018 года, которым Корневу А.С. отказано в удовлетворении требований к ОБУ "Центр социальной защиты населения по Усманскому району" о выплате ежемесячной денежной компенсации, не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку основанием для отказа в их удовлетворении к заявленному ответчику явился вывод о ненадлежащем ответчике ввиду предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 сотрудникам органов внутренних дел, пенсионерам из числа этих лиц органами исполнительной власти, в которых проходила военная и приравненная к ней служба, по месту получения пенсии, что не свидетельствуют о постоянном проживании истца в Усмани Липецкой области. Представленные Корневым А.С. справки ГУ - УПФР в Грязнинском районе Липецкой области о назначении бессрочно истцу с 01 января 2005 года, а его сыну Корневу А.А, 2010 года рождения, - с 01 февраля 2010 ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, учитывая, что такие выплаты назначены им задолго до начала работы истца в городе Москвы и его регистрации по месту пребывания с 20 апреля 2017 года по 18 апреля 2022 года в городе Москве.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Корнева А.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 февраля 2019 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.