Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Казарцевой Л.Г., поступившую 23 апреля 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Казарцевой Л.Г. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Южнопортовый" об обязании произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения,
установил:
Казарцева Л.Г. обратилась в суд с иском к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Южнопортовый", в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения - квартиры по адресу: ***, за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г, исходя из тарифов, установленных Постановлениями Правительства Москвы от 15.12.2015 г. N 889-ПП и от 13.12.2016 г. N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Решением Лефортовского районного суда города Москвы от 14 августа 2018 года постановлено:
Обязать ГБУ г. Москвы "Жилищник района Южнопортовый" произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения - квартиры по адресу: ***, за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г, исходя из тарифов, установленных Постановлениями Правительства Москвы от 15.12.2015 г. N 889-ПП и от 13.12.2016 г. N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года постановлено:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 14 августа 2018 года отменить.
Постановить по делу новое судебное решение.
В удовлетворении исковых требований Казарцевой Л.Г. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Южнопортовый" об обязании произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения - отказать.
В кассационной жалобе Казарцева Л.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года и оставить в силе решение Лефортовского районного суда города Москвы от 14 августа 2018 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Казарцева Л.Г. является собственником квартиры по адресу: ***.
30.12.2016 г. Управой Южнопортового района был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вышеуказанным многоквартирным домом, по результатам конкурса управляющей организацией дома стал ответчик ГБУ г. Москвы "Жилищник района Южнопортовый".
Согласно постановлениям Правительства Москвы от 15.12.2015 г. N 889-ПП и от 13.12.2016 г. N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" установлены следующие цены на содержание жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах дома со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом - 26 руб. 53 коп./кв.м с 01.07.2016 г. и 27 руб. 60 коп./кв.м - с 01.07.2017 г.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года ответчиком, как управляющей организацией, за содержание и ремонт жилого помещения предъявляется к оплате сумма, исходя из тарифа 65 руб. за 1 кв.м, при этом решения общего собрания собственников помещения об утверждении данного тарифа не принималось, в связи с чем Казарцева Л.Г. полагала установленный ответчиком тариф незаконным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя, в связи с чем счел заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст.169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Положениями ч. 7 названной статьи, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 36 Правил).
Таким образом, в случае проведения открытого конкурса органами местного самоуправления устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, равный цене договора управления многоквартирным домом, указанной в конкурсной документации.
Судебной коллегией установлено, что до начала проведения конкурса по выбору управляющей компании был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, исходя из конструктивных и иных особенностей дома, площади, количества квартир, технических параметров, повышенного комфорта жилого дома, его месторасположения, в соответствии с требованиями ст. 165 ЖК РФ.
Решения общего собрания, устанавливающего иной тариф платы за содержание и ремонт жилого помещения по сравнению с тарифом, выставляемым ответчиком, собственниками многоквартирного дома не принималось.
При этом, истец, зная о данных тарифах, в период их начисления и оплаты не оспаривала их, не обращалась в управляющую компанию с претензией о неправомерном начислении платы и не получении соответствующих услуг. Кроме того, Казарцева Л.Г. обладает правом вынести на общем собрании собственников многоквартирного дома вопрос об изменении тарифов, который должен быть рассмотрен в установленном порядке.
Ссылка истицы на заключенный между ответчиком и другим собственником жилого помещения в доме договор управления, согласно условиям которого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается Правительством Москвы, не принята судебной коллегией во внимание, поскольку на названных условиях договор с Казарцевой Л.Г. заключен не был, при этом доказательств, свидетельствующих о том, что в действительности иные собственники жилых помещений, кроме истицы, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения по тарифам, установленным Правительством Москвы, в ходе рассмотрения дела не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и постановилапо делу новое решение, которым отказала в удовлетворении иска Казарцевой Л.Г. в полном объеме.
Выводы судебной коллегии являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
При данных обстоятельствах оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Казарцевой Л.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Казарцевой Л.Г. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Южнопортовый" об обязании произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.