Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Сельковой Е.А., поступившую в Московский городской суд 24.04.2019 г., на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 09.01.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Сельковой Е.А. о прекращении полномочий Минаевой Е.В. на посту Главы муниципального округа Черемушки, о возложении обязанности на Минаеву Е.В. передать полномочия Главы муниципального округа Черемушки города Москвы, бухгалтерскую и иную документацию, инвентарь и другое необходимое оборудование, находящееся на балансе аппарата муниципального округа Черемушки в г. Москве заместителю Председателя Совета депутатов; о признании незаконным решения межрайоного прокурора Черемушкинской межрайонной прокуратуры города Москвы исх. N * в письме от 08.11.2017 года,
установил:
Селькова Е.А. обратилась в суд с административным иском о прекращении полномочий Минаевой Е.В. на посту Главы муниципального округа Черемушки, о возложении обязанности на Минаеву Е.В. передать полномочия Главы муниципального округа Черемушки города Москвы, бухгалтерскую и иную документацию, инвентарь и другое необходимое оборудование, находящееся на балансе аппарата муниципального округа Черемушки в г. Москве заместителю Председателя Совета депутатов; о признании незаконным решения межрайоного прокурора Черемушкинской межрайонной прокуратуры города Москвы исх. N * в письме от 08.11.2017 года. В обоснование заявленных требований указала, что Минаева Е.В, не избранная на выборах от 10.09.2017 года депутатом Совета депутатов муниципального округа, а избранная в предыдущем созыве Главой муниципального округа, продолжает исполнять обязанности указанного должностного лица. Вместе с тем, по мнению административного истца, полномочия должны быть переданы действующему заместителю Председателя Совета депутатов, в связи с чем считает неверным правовую позицию Черемушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы, выраженную в оспариваемом решении о том, что действующее законодательство предусматривает прекращение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 09.01.2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.03.2019 г. решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 09.01.2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Черемушки в городе Москве от 05.09.2012 года N * Е.В. Минаева избрана руководителем внутригородского муниципального образования Черемушки в городе Москве.
Решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Черемушки в городе Москве N * от 15.05.2013 года "О внесении изменений и дополнений в Устав внутригородского муниципального образования Черемушки в городе Москве" должность "Руководитель муниципального образования" переименована в "глава муниципального округа".
10.09.2017 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Черемушки города Москвы.
20.09.2017 года проведено первое заседание представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов муниципального округа Черемушки города Москвы, сформированного на муниципальных выборах.
30.10.2017 года из прокуратуры г. Москвы в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы поступило обращение Сельковой Е.А. за входящим N *. Из обращения административного истца следовало, что после начала работы нового созыва депутатов глава муниципального образования Черемушки Минаева Е.В. не прекратила полномочия, препятствовала осуществлению деятельности депутатов, дезорганизовывала работу Совета депутатов, в связи с чем Черемушкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка доводов обращения.
Данное обращение рассмотрено и по результатам рассмотрения 08.11.2017 года Сельковой Е.А. дан ответ за исходящим N *. В ответе прокуратуры даны разъяснения абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Административному истцу разъяснено, что данное положение закона устанавливает, что если Советом депутатов муниципального округа нового созыва не принято решение об избрании главы муниципального округа, полномочия главы муниципального округа продолжает осуществлять должностное лицо, избранное Советом депутатов предыдущего созыва.
Суд, отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу о законности оспариваемых действий Минаевой Е.В, а также законности ответа Черемушкинской прокуратуры г. Москвы на обращение Сельковой Е.А.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В силу пункта 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона города Москвы от 06.11.2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" глава муниципального образования избирается на срок полномочий депутатов представительного органа в случае его избрания представительным органом из своего состава.
Согласно п. 2 ст. 10 Устава муниципального округа Черемушки (утв. Решением Совета депутатов муниципального округа Черемушки от 17.11.2016 N 9/11) глава муниципального округа избирается депутатами из своего состава открытым голосованием на срок полномочий Совета депутатов.
Пунктами 1-7 ст. 4 Регламента Совета депутатов муниципального округа Черемушки, утвержденного решением Совета депутатов муниципального округа Черемушки N 4/3 от 07.03.2018 г. "О принятии Регламента Совета депутатов муниципального округа Черемушки в новой редакции" (далее Регламент), установлен порядок избрания главы муниципального округа Черемушки.
В частности, глава муниципального округа в соответствии с Уставом муниципального округа избирается Советом депутатов из своего состава открытым голосованием большинством в две трети голосов от установленной Уставом муниципального округа численности депутатов. Избрание главы муниципального округа проводится на первом заседании Совета депутатов нового созыва.
В случае не избрания главы муниципального округа на первом заседании Совета депутатов вопрос об избрании главы муниципального округа включается в повестку дня каждого заседания Совета депутатов до избрания главы муниципального округа.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Процедура досрочного освобождения главы муниципального округа от исполнения обязанностей регламентом не предусмотрена.
Суд первой инстанции обоснованно указал на незаконность требований Сельковой Е.А, поскольку до настоящего времени Советом депутатов муниципального округа Черемушки нового созыва решение об избрании главы муниципального округа не принято, что подтверждается выпиской из протокола очередного заседания Совета депутатов муниципального округа Черемушки от 29.11.2018 г, следовательно, на основании требований вышеприведенных законоположений, обязанности главы муниципального округа продолжает исполнять ранее выбранное должностное лицо.
Довод заявителя о незаконности решения надзорного органа суд апелляционной инстанции признал несостоятельным исходя из следующего.
Суд первой инстанции обоснованно указал на рассмотрение прокуратурой обращения Е.А. Сельковой в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. N 45.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").
В соответствии с поименованными выше Законами, Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. N 45 (ред. от 08.09.2016), обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Исходя из ч. 3 ст. 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Черемушкинской районной прокуратурой г. Москвы по результатам рассмотрения обращения Е.А. Сельковой дан мотивированный ответ от 08.11.2017 г. за исходящим N * по существу вопросов, поставленных в ее обращении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения обращения соблюден, содержание данного ответа основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Сельковой Е.А. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 09.01.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Сельковой Е.А. о прекращении полномочий Минаевой Е.В. на посту Главы муниципального округа Черемушки, о возложении обязанности на Минаеву Е.В. передать полномочия Главы муниципального округа Черемушки города Москвы, бухгалтерскую и иную документацию, инвентарь и другое необходимое оборудование, находящееся на балансе аппарата муниципального округа Черемушки в г. Москве заместителю Председателя Совета депутатов; о признании незаконным решения межрайоного прокурора Черемушкинской межрайонной прокуратуры города Москвы исх. N * в письме от 08.11.2017 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.