Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" Серегина И.А. на решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 КоАП г.Москвы, в отношении Дементьевой Ирины Юрьевны,
установил:
постановлением контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" N0355431010119010900058680 от 09 января 2019 года Дементьева И.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 КоАП г.Москвы, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, Дементьева И.Ю. подала на него жалобу в Измайловский районный суд города Москвы, решением судьи которого 26 февраля 2019 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.
В настоящее время в Московский городской суд указанное решение судьи районного суда обжалует вынесший постановление контролер отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" Серегин И.А. по доводам поданной жалобы, мотивированной тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, в том числе фотоматериалу, схеме дислокации дорожных знаков, свидетельствующих о том, что транспортное средство Дементьевой И.Ю, имеющей парковочное разрешение инвалида, в 13.16 час. *** года по адресу: г.Москва, ул.***, д.3, где оборудовано 10 парковочных мест, одно из которых предназначено для инвалидов, было припарковано не на месте, предназначенном для инвалидов, в связи с чем парковочная сессия должна быть ею оплачена на общих основаниях; у судьи районного суда не имелось правовых оснований к отмене постановления должностного лица и прекращению производства по настоящему делу.
В судебное заседание Московского городского суда контролер отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" Серегин И.А. не явился, явку представителя не обеспечил, ходатайств об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Дементьева И.Ю. возражала против удовлетворения доводов приведенной выше жалобы, сочтя решение суда первой инстанции законным и обоснованным, так как принадлежащий ей автомобиль при установленных обстоятельствах был припаркован под разрешающим дорожным знаком 8.17 "Парковка для инвалидов" и соответствующей дорожной разметкой, в связи с чем у нее отсутствовали основания для оплаты парковки.
Исследовав материалы дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, прихожу к следующему.
Закон города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом города Москвы устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (преамбула).
Часть 2 статьи 8.14 КоАП г.Москвы предусматривает административную ответственность за нарушение требования об оплате за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Согласно примечанию к указанной норме, под городской парковкой следует понимать объект благоустройства города Москвы, представляющий собой специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, являющееся частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности г. Москвы, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" утверждены территориальные зоны организации платных городских парковок, а также Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, в соответствии с пунктами 1.3, 1.4 которых, к территории городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными приложением 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения"; при этом парковочным местом признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место на городской парковке, предназначенное для размещения одного транспортного средства.
Пунктом 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (Приложение N2 к постановлению N 289-ПП (ред. от 04.12.2018) предусмотрено, что лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Постановлением размещение транспортного средства осуществляется бесплатно либо внесена годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок, обязано в течение пяти минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путем осуществления оплаты за размещение транспортного средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в пункте 2.3.1 настоящих Правил.
В силу п. 2.3.2 тех же Правил, оплата производится путем списания денежных средств с виртуального парковочного счета водителя на Портале Московского парковочного пространства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Списание осуществляется с момента фиксации постановки транспортного средства на платной городской парковке до момента фиксации снятия с парковочного места. Фиксация постановки транспортного средства на парковочное место платной городской парковки, а также фиксация снятия транспортного средства с парковочного места платной городской парковки осуществляется путем направления короткого текстового сообщения (SMS) на специальный номер с помощью мобильного приложения, которое размещено на Портале Московского парковочного пространства, а также в "личном кабинете" водителя на Портале Московского парковочного пространства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Признавая Дементьеву И.Ю. виновной в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.14 КоАП г.Москвы, и подвергая ее административному наказанию, должностное лицо ГКУ "АМПП" исходил из того, что в 13.16 час. *** года по адресу: г.Москва, ул.***, д.3, транспортное средство марки "Хендэ Солярис", государственный регистрационный знак ***, собственником которого является Дементьева И.Ю, в нарушение требований п.2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них ТС, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП, было размещено на платной городской парковке без осуществления оплаты.
Данные обстоятельства контролер отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" счел с очевидностью установленными имеющимся фотоматериалом, полученным специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, оснований не доверять которому не имеется.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отменяя оспариваемое постановление контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" N0355431010119010900058680 от 09 января 2019 года и прекращая производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях Дементьевой И.Ю. состава административного правонарушения, судья районного суда исходила из того, что вышеназванное транспортное средство Дементьевой И.Ю, имеющей парковочное разрешение инвалида, было размещено передней частью к тротуару на платной городской парковке в месте, оборудованном для инвалидов, обозначенном дорожными знаками 6.4, 8.17 "Инвалиды" и дорожной разметкой 1.24.3 Приложения N2 к ПДД РФ, что усматривается из представленного должностным лицом фотоматериала, дислокации дорожных знаков.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Дементьевой И.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.14 КоАП г.Москвы.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные нормы КоАП РФ получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При этом, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в том числе, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса.
По смыслу положений ст. 4.5, 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о виновности или невиновности лица обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения Московским городским судом жалобы должностного лица ГКУ "АМПП" срок давности привлечения к административной ответственности Дементьевой И.Ю. по ч.2 ст. 8.14 КоАП г.Москвы истек, в связи с чем направление дела на новое рассмотрение невозможно, в суд второй инстанции дело поступило за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, возможность правовой оценки действий указанного лица в силу закона отсутствует, по результатам рассмотрения жалобы на постановление не может быть вынесено решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого вынесено данное постановление, оснований для отмены обжалуемого решения судьи районного суда при таких обстоятельствах не имеется, оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.14 КоАП г.Москвы, в отношении Дементьевой Ирины Юрьевны оставить без изменения, жалобу контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" Серегина И.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.