Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора ООО "Инвест-Групп" Рожкова Г.С. на постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости Сметаниной А.Н. N *** от 10 июля 2018 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП г. Москвы в отношении ООО "Инвест-Групп",
установил:
постановлением заместителя начальника управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 10 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 28 января 2019 года, ООО "Инвест-Групп" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 6.7 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу постановлением и решением, генеральный директор ООО "Инвест-Групп" Рожков Г.С. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал на то, что с момента привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, Обществом были предприняты все возможные меры для устранения допущенного нарушения, доказательствам, подтверждающим данный факт, оценка дана не была, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснялись, тем самым не были соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица - генеральный директор ООО "Инвест-Групп" Рожков Г.С. в судебное заседание не явился, явку защитника не обеспечил, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении слушания жалобы не ходатайствовал, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание, не представил. Учитывая изложенное, нахожу возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, усматриваю основания для отмены обжалуемых постановления и решения по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
В силу ч.1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, содержащихся в оформленном акте разрешенного использования земельного участка или установленных правовыми актами города Москвы, а также правоустанавливающими документами на землю, сервитутами, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, неисполнение законных требований уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении от 26 июня 2018 года и постановления должностного лица административного органа от 10 июля 2018 года следует, что 14 февраля 2018 года проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу ***
Земельный участок площадью 2032 кв.м предоставлен АО "Инвест-Групп" договором аренды земельного участка от 04 октября 1995 года N *** сроком действия по 04 октября 2044 года для размещения банка. Здание используется под размещение медицинского центра "Институт эстетической медицины " *** ". По данным ИС РЕОН изменения в договор аренды земельного участка в части изменения разрешенного использования не вносилось.
Постановлением Госинпескции по недвижимости N *** от 19 марта 2018 года, вступившим в законную силу 14 апреля 2018 года, АО "Инвест-Групп" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, основанием для привлечения явилось нарушение требований и ограничений по виду разрешенного использования земельного участка.
06 марта 2018 года АО "Инвест-Групп" выдано уведомление N *** о необходимости соблюдения требований законодательства города Москвы (л.д. *** ).
В результате проведенного планового (рейдового) обследования 08 июня 2018 года установлено, что АО "Инвест-Групп" не устранило ранее выявленное административное правонарушение, требование об устранении административного правонарушения не исполнено.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13 июня 2018 года АО "Инвест-Групп" прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, правопреемник - ООО "Инвест-Групп".
Выявив факт неисполнения уведомления о необходимости соблюдения требований законодательства г. Москвы уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости, должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Инвест-Групп" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6. 7 КоАП г. Москвы.
Указанные выше обстоятельства должностное лицо, судья районного суда посчитали надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем ООО "Инвест-Групп" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6. 7 КоАП г. Москвы.
Однако с таким выводом должностного лица, судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
Наличие события правонарушения надлежащим образом проверено не было.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 282-ПП утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда (далее - Регламент), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - региональный государственный контроль).
Согласно п. 3.2.5.3. Регламента в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений в использовании земель и объектов нежилого фонда проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленного нарушения. В предписании об устранении выявленного нарушения указываются: фамилии, имена, отчества инспекторов Госинспекции по недвижимости, проводивших проверку; дата выдачи; адресные данные объекта недвижимости; наименование лица, которому выдается предписание; нарушенные нормативно-правовые акты; описание нарушения, которое требуется устранить; срок устранения нарушения (п. 3.2.5.3.1. Регламента).
При этом, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, выдаваемое уполномоченным органом предписание должностного лица должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания и сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю к определенному предписанием сроку, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Вместе с тем, из текста уведомления от 06 марта 2018 года N 9023651 о необходимости соблюдения требований законодательства г. Москвы, неисполнение которого вменяется в вину ООО "Инвест-Групп" следует, что земельный участок используется под размещение медицинского центра "Институт эстетической медицины "Денталь", тем самым используется с нарушением требований и ограничений по виду разрешенного использования.
Данным уведомлением Общество проинформировано о возможном плановом (рейдовом) обследовании начиная с 07 июня 2018 г.
В данном уведомлении не изложены требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства, не установлен срок исполнения уведомления. Уведомление содержит неясности, а, следовательно, не позволяет определить пределы, в которых его следует исполнить.
Более того, в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений в использовании земель и объектов нежилого фонда Регламент не предусматривает выдачу проверяемому лицу предписания в виде уведомления о необходимости соблюдения требований законодательства г. Москвы.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон N 294-ФЗ, в соответствии с которыми Закон дополнен статьей 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Указанные положения вступили в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (с 01.01.2017).
Из материалов дела, в отношении Общества было проведено именно плановое (рейдовое) обследование, предусмотренное пп. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федеральное закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из части 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Частью 6 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации (часть 7 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.
Из анализа положений ст.ст. 8.2, 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и положений вышеуказанных Правил следует, что по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
С учетом изложенного, оснований считать выданное АО "Инвест-Групп" уведомление от 06 марта 2018 г. N 9023651 о необходимости соблюдения требований законодательства г. Москвы законным предписанием - не имеется.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в данном случае событие вмененного ООО "Инвест-Групп" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6. 7 КоАП г. Москвы, отсутствует.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, состоявшиеся по настоящему делу постановления подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6. 7 КоАП г. Москвы в отношении ООО "Инвест-Групп" на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения - прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника управления административного производства Госинспекции по недвижимости Сметаниной А.Н. N 1195-ЗУ/9024572-18 от 10 июля 2018 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП г. Москвы в отношении ООО "Инвест-Групп", отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.