Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Васляева В.С. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Эрендженове М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арманова Д.М. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без торгов, возложении обязанности повторного рассмотрения заявления по апелляционной жалобе административного истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца Букурова О.В, поддержавшего доводы жалобы, мнение представителя административного ответчика Хойнова Г.А. об оставлении обжалуемого решения без изменения, судебная коллегия
установила:
Арманов Д.М. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что постановлением Администрации г.Элисты N "Данные изъяты" от 31 декабря 2015 года утверждена схема расположения земельного участка, площадью "Данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты" и предварительно согласовано его предоставление для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером "Данные изъяты". 27 декабря 2017 года он через Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") обратился в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка без проведения торгов. 31 августа 2018 года он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ответа на ранее поданное обращение. 13 сентября 2018 года им получено письмо от 9 апреля 2018 года, которым Министерством отказано в предоставлении земельного участка по мотиву не соответствия постановления Администрации г.Элисты N "Данные изъяты" от 31 декабря 2015 года правилам землепользования и застройки г.Элисты, что указывает на незаконность его вынесения. Кроме того, указано об истечении срока действия решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Данный отказ Министерства считает незаконным ввиду его несоответствия действующему законодательству и нарушения его прав. Просил признать незаконным решение Министерства от 9 апреля 2018 года N "Данные изъяты"об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление от 27 декабря 2017 года.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 февраля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Арманова Д.М. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца - Букуров О.В. указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. Ссылается на то, что строительство индивидуальных жилых домов на спорном земельном участке допускается утвержденной документацией территориального планирования, а также документацией по планировке территории, и не противоречит Местным нормативам градостроительного проектирования территории муниципального образования г.Элисты, Нормативам градостроительного проектирования г.Элисты, п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 декабря 2004г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Генеральному плану г.Элисты. Арманов Д.М. может построить малоэтажный блокированный жилой дом до "Данные изъяты" этажей. Земельный участок не располагается в зоне улично-дорожной сети, не находится в зоне зеленых насаждений, отсутствуют охранные зоны. Суд не учел, что индивидуальные жилые дома на территории г.Элиста относятся к объектам малоэтажного жилищного строительства (как подгруппа таких объектов).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что утверждение схемы расположения земельного участка и предварительное согласование предоставления постановлением Администрации г.Элиста от 31 декабря 2015г. N "Данные изъяты" Арманову Д.М. спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, осуществлено без учета Генерального плана г.Элиста. Несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, является, в силу п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка без проведения торгов.
С выводами суда следует согласиться.
В силу положений п.1 ст.11.3, п.1 ст.11.9, п.2, подп.2, 4 п.14 ст.11.10 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков из состава публичных земель для целей индивидуального жилищного строительства предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории.
При этом уполномоченный орган имеет право принять решение об отказе в предоставлении земельного участка. Так, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п.8 ст.1 Земельного кодекса РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.2 ч.1 ст.34 Земельного кодекса РФ).
Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (ч.2 п.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ).
Из системного толкования положений п.2, 5-8 ст.1, п.1 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Содержание указанных норм во взаимосвязи с положениями ч.3 ст.9, ч.9 и 10 статьи 31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Таким образом установление местоположения спорного земельного участка относительно Генерального плана г.Элисты является юридически значимым обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела.
Из материалов дела следует, что 31 декабря 2015 года постановлением Администрации г. Элисты N "Данные изъяты"утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов: площадью "Данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты", предназначенного для индивидуального жилищного строительства и предварительно согласовано предоставление данного земельного участка Арманову Д.М.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером "Данные изъяты".
27 декабря 2017 года Арманов Д.М. посредством почтовой связи через ФГУП "Почта России" обратился в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность без проведения торгов, с представлением необходимых документов.
Письмом от 9 апреля 2018 года за исх.номером "Данные изъяты" Министерством отказано Арманову Д.М. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по причине несоответствия постановления Администрации г.Элисты N "Данные изъяты" от 31 декабря 2015 года правилам землепользования и застройки г.Элисты, поскольку испрашиваемый земельный участок был включен в производственно-коммунальную зону второго типа (П-1/34). Также указано об истечении срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, измененными решением Элистинского городского собрания от 21 декабря 2017г. N 11, испрашиваемый Армановым Д.М. земельный участок отнесен к территориальной зоне жилой застройки первого типа, выделенной для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства и использования земельных участков преимущественно индивидуальных жилых домов и сопутствующих видов использования.
Вместе с тем на действующем Генеральном плане г.Элисты, утвержденном решением Элистинского городского собрания четвертого созыва от 1 июля 2010 года N 1, территория, на которой расположен спорный земельный участок, к зоне индивидуальной жилой застройки не относится.
Согласно имеющейся в материалах дела выкопировке из указанного документа, представленной Администрацией г.Элисты, земельный участок расположен в зоне малоэтажной высокоплотной жилой застройки (до 3 эт.).
Таким образом, исследованными судом доказательствами достоверно подтверждается нахождение спорного земельного участка в зоне малоэтажной высокоплотной жилой застройки, соответственно, он не может быть представлен Арманову Д.М. для индивидуального жилищного строительства.
Основанием для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ).
Арманов Д.М. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, испрашиваемый участок не мог быть ему предоставлен, в связи с этим, оснований для признания незаконным отказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, изложенного в письме N "Данные изъяты" от 9 апреля 2018 года, у суда первой инстанции не имелось. Суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца.
Ввиду изложенного, доводы жалобы о том, что предоставление истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства не противоречит требованиям закона, следует признать несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено. Оспариваемое решение является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - Букурова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.С. Васляев
Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.