Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В,
судей Дулуша В.В, Кандана А.А,
при секретаре Оюн С-С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации и Республики Тыва к Куулару Ч.Н. о взыскании неосновательного обогащения по апелляционной жалобе представителя Куулара Ч.Н. Д. на решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 29 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сут-Хольского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и Республики Тыва к Куулару Ч.Н. о взыскании неосновательного обогащения, ссылаясь на то, что в ходе проверки целевого расходования социальных выплат, выделенных в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", установлено, что ответчик Куулар Ч.Н. обратился в администрацию Сут-Хольского района с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации данной федеральной целевой программы, указав при этом, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома. Между министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Кууларом Ч.Н. заключено соглашение от 31 мая 2017 г..N **, существенными условиями которого являются п.п. 2.2.4 и 2.2.5 об обязанностях получателя субсидии завершить строительство и обеспечить ввод объекта в эксплуатацию в течение одного года с момента получения субсидии, предоставить администрации района свидетельство о регистрации права долевой собственности на жилье на всех членов семьи в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Куулару Ч.Н. предоставлена социальная выплата в размере 482 800 руб, в том числе за счет средств федерального бюджета - 438 400 руб, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 14 400 руб, за счет средств местного бюджета - 30 000 руб. По результатам проверки и согласно акту от 05 сентября 2018 г..установлено, что в сельском поселении ** имеется недостроенный объект - дом под номером **; территория недостроенного дома не имеет ограждения, фундамент отсутствует, имеется коробка (стены) из отесанного кругляка размером 8x9 метров, перекрытие и полы также отсутствуют.
Прокурор просил взыскать с Куулара Ч.Н. неосновательное обогащение в виде использованной не по целевому назначению социальной выплаты в размере 482 800 руб, с последующим возвратом части социальной выплаты в размере 30 000 руб. в местный бюджет муниципального района "Сут-Хольскийкожуун Республики Тыва", части социальной выплаты в размере 14 400 руб. - в республиканский бюджет, части социальной выплаты в размере 438 800 руб. - в федеральный бюджет.
Решением Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 29 октября 2018 г. иск прокурора удовлетворен полностью.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Д. подала апелляционную жалобу, указывая на то, что на выделенные денежные средства ответчик приобрел строительные материалы для строительства дома, но не уложился в установленный соглашением срок. Суд при принятии решения не принял во внимание представленные им документы о расходовании денежных средств. Затраты на приобретение материалов подлежат вычету из взыскиваемой суммы. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрацией Сут-Хольского кожууна и прокуратурой претензий по поводу неэффективного использования денежных средств не предъявлялось. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора района Кужугет Р.Г. просит в связи с необоснованностью доводов апелляционной жалобы решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Д. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Прокурор Ооржак С.А. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик Куулар Ч.Н. и представители третьих лиц по делу в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Председатель администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва О. заявлением от 05 марта 2019 г. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. От истца и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Выслушав объяснения представителя ответчика Д. и прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", действовавшая в период спорных отношений, одними из основных целей и задач которой были: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье. Действие указанной федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждено также Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее - Типовое положение), устанавливающее порядок предоставления указанных социальных выплат.
В соответствии с п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов);
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения;
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать, в частности, на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п. 8 Типового положения).
Пунктом 9 Типового положения установлено, что жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: пригодным для постоянного проживания; обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19 июня 2015 г. Куулар Ч.Н. обратился в администрацию Сут-Хольского кожууна с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист", при этом указал, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома.
Согласно записям в трудовой книжке Куулара Ч.Н, с 07 февраля 2011 г. он работал в ** на должности **.
Решением комиссии администрации сельского поселения сумон Суг-Аксы N ** от 07 марта 2013 г. Куулар Ч.Н. поставлен на учет на улучшение жилищных условий.
Постановлением администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва от 09 января 2014 г. N ** ответчику предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: **, общей площадью ** кв.м, для индивидуального жилищного строительства.
31 мая 2017 г. между министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Кууларом Ч.Н. заключено соглашение N ** о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов Республики Тыва на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, пунктами 2.2.4 и 2.2.5 которого предусмотрена обязанность получателя субсидии завершить строительство и обеспечить ввод объекта в эксплуатацию в течение одного года с момента получения субсидии; предоставить администрации района свидетельство о регистрации права долевой собственности на жилье на всех членов семьи в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
13 июня 2017 г. Куулару Ч.Н. выдано свидетельство N ** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 482 800 руб, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 438 400 руб, средств бюджета субъекта Российской Федерации - 14 400 руб, средств местного бюджета - 30 000 руб.
Получение Кууларом Ч.Н. указанной социальной выплаты подтверждается платежными поручениями **.
Согласно акту от 05 сентября 2018 г, составленному заместителем прокурора Сут-Хольского района Кужугет Р.Г, ведущим специалистом по архитектуре и строительству Кууларом А.М. и начальником отдела по земельным и имущественным отношениям администрации Сут-Хольского района М, по адресу: **, имеется недостроенный дом, территория дома не имеет ограждения, фундамент дома отсутствует, имеется коробка (стены) из отесанного кругляка размером 8x9 метров, перекрытие и полы также отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Куулар Ч.Н. должен был по условиям соглашения от 31 мая 2017 г, заключенного с министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, построить дом и оформить правоустанавливающие документы в течение одного года с момента получения субсидии, однако из исследованных судом документов и показаний свидетеля К. следует, что дом фактически не построен, тем самым им допущено неправомерное использование средств финансовой поддержки, предназначенных для строительства жилого дома.
Судебная коллегия с такими выводами согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Исследованными судом доказательствами, в том числе представлением прокурора района председателю администрации Сут-Хольского района от 07 июня 2018 г, актом от 05 сентября 2018 г. и фотографиями, подтверждается, что в нарушение положений пунктов 2.2.4 и 2.2.5 соглашения от 31 мая 2017 г. N **, заключенного с министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Куулар Ч.Н. не завершил строительство жилого дома, для строительства которого ему была предоставлена социальная выплата, и не обеспечил ввод его в эксплуатацию в течение одного года с момента получения субсидии, а также не оформил правоустанавливающие документы на жилой дом. Не достроенный им дом непригоден для постоянного проживания, не обеспечен соответствующими инженерными системами.
Довод апелляционной жалобы о том, что на выделенные денежные средства Куулар Ч.Н. приобрел строительные материалы для строительства дома, но не уложился в установленный соглашением срок, является необоснованным, поскольку ответчик с условиями соглашения от 31 мая 2017 г. N ** был ознакомлен, добровольно взял на себя обязательство завершить строительство и обеспечить ввод объекта в эксплуатацию в течение 1 года с момента получения субсидии, однако свое обязательство не выполнил. По истечении указанного срока жилой дом им не построен, фундамент дома отсутствует, имеется лишь коробка (стены) из отесанного кругляка, перекрытие и полы также отсутствуют.
Постановлением администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва от 09 января 2014 г. N ** земельный участок, расположенный по адресу: **, был предоставлен ответчику в аренду для индивидуального жилищного строительства сроком на 3 года, то есть до 09 января 2017 г. Сведений о продлении срока аренды земельного участка, а также о заключении договора аренды земельного участка и его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, в материалах дела не имеется.
Следовательно, на момент получения социальной выплаты земельный участок по указанному адресу ответчику на каком-либо праве не принадлежал.
Заместитель прокурора Сут-Хольского района сообщил суду апелляционной инстанции о том, что, согласно информации ГБУЗ РТ "Сут-Хольская центральная кожуунная больница", с 31 августа 2017 г. ответчик в данном учреждении не работает. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Д. данное обстоятельство подтвердила и представила суду справку командира войсковой части N ** Министерства обороны Российской Федерации о том, что Куулар Ч.Н. проходит службу в данной войсковой части с 31 августа 2017 г, а также контракт о прохождении военной службы, заключенный между Кууларом Ч.Н. и Министерством обороны Российской Федерации, заключенный на срок 3 года.
Согласно ответу пункта полиции N ** от 25 сентября 2018 г. на запрос суда первой инстанции, ответчик с 13 сентября 2017 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства в г. Кызыле.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует об отсутствии у ответчика намерения проживать и осуществлять трудовую деятельность в сельской местности, что не соответствует целям предоставления социальной выплаты, определенным федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Согласно п. 3.1 соглашения от 31 мая 2017 г. N **, в случае использования субсидий не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального и республиканского бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что социальная выплата использована ответчиком не по целевому назначению, в связи с чем полученные им денежные средства в размере 482 800 руб. подлежат взысканию с него в качестве неосновательного обогащения, является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что затраты на приобретение материалов подлежат вычету из взыскиваемой суммы, является необоснованным. Поскольку социальная выплата использована ответчиком не по целевому назначению, то полученные денежные средства подлежат взысканию с него в полном объеме.
То обстоятельство, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, администрацией Сут-Хольского кожууна и прокуратурой претензий по поводу неэффективного использования денежных средств ответчику не предъявлялось, не имеет правового значения для разрешения дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Согласно ч. 4 ст. 322 ГПК РФ к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
К апелляционной жалобе представителя ответчика документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, не приложен.
Ответчик не относится к категории лиц, которые налоговым законодательством Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.п. 3, 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (составляющей для граждан 300 руб.), то есть в размере 150 руб.
Поскольку апелляционная жалоба представителя ответчика судом апелляционной инстанции оставлена без удовлетворения, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва" в размере 150 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 29 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Куулара Ч.Н. государственную пошлину в бюджет муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва в размере 150 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 марта 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.