Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Дулуша В.В, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Дарган Ч.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тандинского района Республики Тыва Куулар В.В. в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образования "Тандинский кожуун Республики Тыва" и неопределенного круга лиц к Монгуш Т.А. о признании здания под кафе у озера Дус-Холь самовольной постройкой, возложении обязанности снести самовольную постройку по апелляционной жалобе Монгуш Т.А. на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 21 ноября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тандинского района РТ Куулар В.В. обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образования Тандинский кожуун РТ и неопределённого круга лиц к Монгуш Т.А о признании здания под кафе у озера Дус-Холь самовольной постройкой и его сносе. В обоснование иска указывал, что на территории памятника природы - озера "Дус-Холь" ответчиком возведено капитальное строение под кафе на расстоянии 110 метров от берега озера. Земельный участок предоставлен ей в аренду. Согласно режиму особой охраны памятника природы "озеро Дус-Холь" запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы. В границах охранной зоны озера Дус-Холь, за исключением функциональной подзоны покоя, разрешается строительство, ввод в эксплуатацию объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, подлежит государственной экологической экспертизе регионального уровня. Монгуш Т.А. произвела строительство объекта - кафе в отсутствие проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также не имеет документов на кафе. Постановлением ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РТ от 02.07.2018 года Монгуш Т.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ за невыполнение требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы.
Министерством природных ресурсов и экологии РТ Монгуш Т.А. отказано в государственной экологической экспертизе в связи с тем, что здание уже построено. Строительство какого-либо объекта без проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня противоречит режиму особой охраны памятника природы "озера Дус-Холь", нарушает законные интересы Российской Федерации, так как озеро - водный объект общего пользования, нарушает интересы республики - озеро памятник природы республиканского значения, а также нарушает права неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности, экологическую безопасность при использовании рекреационных, водных ресурсов озера Дус-Холь. Действия Монгуш Т.А. не отвечают режиму и могут способствовать загрязнению водоема. Просил признать здание под кафе у озера Дус-Холь самовольной постройкой, обязать снести за свой счет и освободить земельный участок в течение месяца.
Решением суда иск удовлетворен. Суд признал здание, возведенное Монгуш Т.А. на земельном участке с кадастровым номером N, на территории памятника природы "озеро Дус-Холь" Тандинского района Республики Тыва, из категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, самовольной постройкой. Обязал Монгуш Т.А. снести за свой счет самовольную постройку - здание, возведенное на земельном участке с кадастровым номером N на территории памятника природы "озеро Дус-Холь" Тандинского района Республики Тыва и освободить земельный участок по указанному адресу в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С Монгуш Т.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в доход муниципального образования "Тандинский кожуун Республики Тыва".
Не согласившись с решением суда Монгуш Т.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. Считает, что отсутствует нецелевое использование земельного участка и нет необходимости предоставлять заключение экологической экспертизы. Не согласна с доводами прокурора о фактическом негативном воздействии на окружающую среду ее деятельностью при строительстве объекта и что возведенное сооружение создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, заключение прокурора, поддержавшего решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.п. 3 и 4 данной статьи.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 названного Федерального закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно подпунктам 1 и 3 статьи 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
В силу статьи 56 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.
Судом установлено, что "Озеро Дус-Холь" расположено на территории муниципального образования "Тандинский кожуун Республики Тыва", является памятником природы республиканского значения.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 февраля 2007 года N294 "О памятниках природы республиканского значения на территории РТ" озеро Дус-Холь отнесено к памятникам природы регионального значения. Охрана памятника природы организуется и осуществляется государственным казенным учреждением "Дирекция по особо охраняемым природным территориям РТ" Министерства природных ресурсов и экологии РТ. Памятник природы включает в себя акваторию озера Дус-Холь, общая площадь особо охраняемой природной территории составляет 742,284 га, площадь памятника природы - 78,234 га, площадь водной поверхности озера - 78,234 га, площадь охранной зоны - 664,05 га.
В соответствии с п.6.1 Положения "О памятнике природы республиканского значения "озеро Дус-Холь" на территории охранной зоны памятника природы (1000 метров вокруг озера) запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе строительство, эксплуатация зданий и сооружений без проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела видно, что на основании договора аренды земельного участка N 12 от 14 сентября 2016, года администрация сельского поселения сумона "Межегейский" Тандинского кожууна РТ" передала Монгуш Т.А. в аренду земельный участок, общей площадью 2562 кв.м, с кадастровым номером N, с категорией особо охраняемых территорий и объектов в целях курортной деятельности, находящийся по адресу - ** озера Дус-Холь, сроком на 15 лет.
Актом проверки, проведенной помощником прокурора Тандинского района РТ Одушпаяк А.С. от 17 июля 2018 года, установлено, что в 110 метрах с южной стороны от берега озера Дус-Холь находится недостроенное сооружение с бетонным фундаментом, стены из материала " **". На построенное здание документы и экологическое заключение отсутствуют.
В ответе Министерства природных ресурсов и экологии РТ от 21 июня 2018 года в удовлетворении заявления Монгуш Т.А. о проведении и организации экологической экспертизы построенного здания дома отдыха на территории памятника природы "озеро Дус-Холь", отказано.
Актом N от 9 ноября 2018 года главного специалиста по архитектуре и градостроительству и ведущего специалиста отдела земельных и имущественных отношений администрации Тандинского кожууна РТ о том, что объект является капитальным строением, о чем свидетельствует прочная связка здания с землей в виде фундамента, фототаблицами, также данное обстоятельство не опровергается ответчиком.
Постановлением от 02 июля 2018 года Монгуш Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ (невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей. Штраф Монгуш Т.А. оплачен 05 июля 2018 года.
Установив названные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорное строение в виде здания под кафе размещено на земельном участке памятника природы "озеро Дус-Холь" без получения на это необходимых разрешений собственника данного земельного участка, нахождение данного строения на земельном участке, являющемся частью "озера Дус-Холь" и имеющего статус памятника природы регионального значения нарушает права и охраняемые законом интересы собственника данного земельного участка, поскольку осуществляется с нарушением режима охранной зоны памятника природы, где запрещается возведение сооружений и иных объектов без утверждения проекта с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды и до установления границ земельных участков на местности, в связи с чем принял законное и обоснованное решение обязав Монгуш Т.А. освободить указанный земельный участок от спорного строения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на всесторонне и полно исследованных обстоятельствах дела.
Возведенный на участке объект капитального строительства, создавался без получения на это необходимых разрешений, без проведения экологической экспертизы и не был в требуемом законом порядке сдан в эксплуатацию.
Помимо всего ответчик признает, что недостроенное сооружение с бетонным фундаментом и стенами из материала "Сибит" возведено на находящемся в аренде участке особо охраняемой территории, отнесенном к федеральной собственности, в границах памятника природы регионального значения.
Таким образом, на основании исследованных в совокупности доказательств и их надлежащей оценки, суд первой инстанции, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", других природоохранных нормативных правовых актов, которым установлено, что "озеро Дус-Холь" является памятником природы регионального значения и подлежит режиму особой охраны памятника, пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора о сносе расположенной на лесном участке самовольной постройки, являющейся объектом капитального строительства, подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда и по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем полагает решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.