Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Дулуша В.В, Кочергиной Е.Ю.
при секретаре Бичике Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по исковому заявлению КАА. в интересах ССС. к мэрии г. Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла КЧД. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
КАА. обратилась в суд в интересах малолетнего ССС. с иском к мэрии г. Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, указав на то, что постановлением мэрии от 28 октября 2016 года N ССС. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых вне очереди по договорам социального найма жилого помещения. В связи с длительностью нахождения ребенка на учете и отсутствием у него жилого помещения, просит обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.
Определением от 12 октября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство финансов Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 года иск удовлетворен в части обязания мэрии г. Кызыла предоставить ССС. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. Кызыла, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований к другим ответчикам судом отказано.
Не согласившись с решением, представитель мэрии КЧД. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить со ссылкой на то, что ССС. в установленном порядке малоимущим признан не был. Указывает на то, что обязанность по предоставлению инвалидам жилых помещений возложена на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и в предусмотренном порядке мэрии не делегирована. Кроме того, представителем указано на то, что имеющиеся у ребенка заболевания не входят в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем основания для внеочередного предоставления ребенку жилого помещения отсутствуют.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 этой же статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено, в числе прочего, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных в ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне. Указанный перечень был утвержден приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, ССС, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в г. Кызыле, страдает следующими заболеваниями: **, ввиду чего ввиду чего 04 сентября 2015 года он был признан ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2014 N, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N 2 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Тыва" Минтруда России. Согласно справке МСЭ-2015 N, выданной тем же Бюро 01 октября 2017 года, инвалидность ребенка установлена повторно, сроком до 12 апреля 2032 года.
Постановлением мэрии от 28 октября 2016 года N ССС. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых вне очереди по договорам социального найма жилого помещения.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В ст. 28 решения Хурала представителей г. Кызыла от 05 мая 2005 года N 50 "О принятии Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" указано, что структуру органов местного самоуправления в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" составляют Глава, Хурал представителей города Кызыла, мэрия г. Кызыла и Контрольно-счетная палата города Кызыла.
Согласно ч. 1 ст. 49 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" мэрия является исполнительно-распорядительным органом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва.
Поскольку обязанность в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма относится к компетенции органов местного самоуправления, ссылка представителя мэрии на то, что обязанность по предоставлению инвалидам жилых помещений возложена на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и в предусмотренном порядке мэрии не делегирована, является несостоятельной.
Согласно справке, выданной 26 августа 2016 года департаментом по социальной политике мэрии г. Кызыла, среднедушевой доход семьи, в которой воспитывается ССС, составляет 2777 рублей 48 копеек, семья является малоимущей.
Те обстоятельства, что ССС. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и страдает заболеванием, указанным в соответствующем перечне, являются основанием для предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма.
Доводы представителя мэрии о том, что заболевание с кодом А не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, несостоятельно, поскольку помимо указанного заболевания ребенок страдает ** с кодом Б. О наличии у ребенка данного заболевания мэрия осведомлена, неоднократно указывала на то в деловой переписке с матерью ребенка и судом.
При таких обстоятельствах суд пришел к верном выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.