Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т,
судей Ойдуп У.М, Соскал О.М,
с участием прокурора Ооржак С.А,
при секретаре Тойбухаа Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла Республики Тыва в интересах С к Правительству Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии г. Кызыла Республики Тыва о предоставлении вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 сентября 2017 года,
установила:
заместитель прокурора г.Кызыла Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах С к Правительству Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности профинансировать мероприятия по приобретению благоустроенного жилого помещения и предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, указывая на то, что С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства **, состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 10 декабря 2015 года на основании постановления мэрии г. Кызыла N от ДД.ММ.ГГГГ. Болезнь С входит в Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N378. В нарушение федерального законодательства ответчиками не предоставляется жилое помещение С, что влечёт нарушение её прав. Просил обязать Правительство Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение двух месяцев предоставить вне очереди С на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа " **", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м, обязать Министерство финансов Республики Тыва профинансировать мероприятия по приобретению благоустроенного жилого помещения на территории городского округа " **", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, ссылаясь на то, что в нарушение федерального законодательства мэрией г.Кызыла не предоставлено вне очереди жилое помещение С Просит обязать мэрию г.Кызыла в течение 2-х месяцев предоставить вне очереди С на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа " **", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м.
Определением суда прекращено производство по делу в части требований прокурора к Министерству финансов Республики Тыва о профинансировании мероприятия по приобретению благоустроенного жилого помещения на территории городского округа " **", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м, в связи с отказом от иска.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 сентября 2017 года исковое заявление удовлетворено частично. На мэрию ** возложена обязанность предоставить С в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии города Кызыла Республики Тыва подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим. Решение о признании истца малоимущей органом местного самоуправления не принималось. Считает, что мэрия г. Кызыла не обладает полномочиями по принятию решения по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями. На территории Республики Тыва законодательного акта о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе, инвалидов, не имеется.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 декабря 2017 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 сентября 2017 года отменено и вынесено новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора отказано.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Тыва от 11 апреля 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 декабря 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции законный представитель С- О, представитель Куулар Ч.С. с апелляционной жалобой не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор Ооржак С.А. просила решение суд изменить в части размера площади жилого помещения предоставляемого С
Представители мэрии г. Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав пояснения участников процесса, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г. В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", действовавший на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом **, что подтверждается справкой ** N от ДД.ММ.ГГГГ, заключением врачебной комиссии ГБУЗ РТ " **" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мэрии ** N от 10 декабря 2015 г. С принята на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Контроль за исполнением постановления возложен на управляющего делами мэрии **.
Согласно контрольной карточке, С поставлена на очередь на получение квартиры 12 ноября 2015 года на основании постановлении мэрии г.Кызыла N от 10 декабря 2015 года, регистрационный номер N.
В соответствии с письмом Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N, О - мать С выдана справка установленной формы о том, что семья относится к категории малоимущих.
Из справок Департамента по социальной политике мэрии ** от 9 февраля 2017 г. и 17 мая 2017 г. следует, что О 9 февраля 2017 года и 16 мая 2017 года предоставляла сведения о своих доходах (доходов членов семьи). За последние 3 месяца среднедушевой доход семьи составлял 0 рублей. Величина прожиточного минимума, действующая на день обращения, составляла 9775 руб, (утверждена Постановлением Правительства Республики Тыва N от ДД.ММ.ГГГГг./ N от ДД.ММ.ГГГГ). Основанием выдачи справки является Федеральный закон от 05 апреля 2003 г. N44-ФЗ "О порядке учёта доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Справка выдана О для предъявления по месту требования.
Разрешая спор, с учетом наличия у истца соответствующего тяжелого хронического заболевания, включенного в Перечень, а также того, что С состоит на жилищном учете, кроме того, установлено, что семья С признана малоимущей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что мэрия г. Кызыла обязана предоставить С жилое помещение.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что орган местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" не наделен государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, поскольку закон Республикой Тыва не принят, судебная коллегия не принимает во внимание, по следующим основаниям.
В силу ст. 12, ч.1 ст. 130 и ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на мэрию г. Кызыла, которые обязаны самостоятельно организовать эту деятельность. Отсутствие в Законе субъекта Российской Федерации соответствующих положений об обеспечении жилыми помещениями такой категории граждан как инвалиды не умаляет право последних на обеспечение жилыми помещениями в порядке, который гарантирован такой категории граждан п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что органом местного самоуправления истец не признавалась малоимущей является несостоятельным, поскольку в соответствии с письмом Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 24 июля 2017 г. N, О - мать С выдана справка установленной формы о том, что семья относится к категории малоимущих.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части размера площади жилого помещения предоставляемого С, так как постановлением мэрии г. Кызыла от 21 сентября 2010 года N2375 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыла" утверждена норма предоставления жилья в г. Кызыле в размере 12,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 сентября 2017 года изменить в части размера площади предоставляемого жилого помещения С, указав вместо 18 кв.м. - 12,5 кв.м. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.